Вначале было Слово

В Московском областном театре драмы и комедии 3 декабря 2018 года прошла пресс-конференция, связанная с назначением на должность главного режиссёра театра народной артистки России, актрисы кино и театра, декана факультета кино и телевидения Академии Натальи Нестеровой Елены Цыплаковой.
Искушённым зрителям нет нужды подробно представлять Елену Цыплакову. Они давно её знают по художественным фильмам «Школьный вальс», «Не болит голова у дятла», «Никудышная», «Гостья из будущего», «Взрослый сын», «Мы из джаза», «Три мушкетёра», «Иван и Коломбина», «Крах операции «Террор» и другим. За свою плодотворную творческую жизнь Елена Цыплакова сыграла более сорока ролей в кино и на сцене Малого академического театра и как режиссёр сняла 11 кинофильмов.
После окончания средней школы в Ленинграде, Елена приехала в Москву и поступила в ГИТИС. Затем, оставив учёбу в театральном институте, она перешла во ВГИК, где училась на курсе у известных режиссёров Татьяны Лиозновой и Льва Кулиджанова. Елена получила во ВГИКе два образования: актерское и режиссёрское.
 В 1989 году Елена Цыплакова дебютировала как кинорежиссёр, сняв свою первую короткометражную картину – психологическую драму «Гражданин убегающий». Она понравилась Карену Шахназарову и он пригасил Елену в своё творческое объединение «Старт». Так начался режиссёрский путь Цыплаковой в кино. Её фильм «Камышовый рай» получил приз за режиссуру на международном фестивале в Сан-Себастьяне. Как режиссёр Елена Цыплакова сняла фильмы «Чужое гнездо», «Свидетельство о рождении», «Женщина без прошлого» и другие, включая телесериалы, которые вызвали восторженные отзывы у зрителей и одобрение у кинокритиков.
В 2012 году Елена Цыплакова поставила в Московском областном театре драмы и комедии драму по пьесе Александра Володина «Мать Иисуса», которая и сейчас пользуется большим успехом у ногинских театралов и гостей подмосковного города. После этой постановки у неё сложились хорошие отношения с директором Московского областного театра Юрием Педенко. Он и предложил Елене Октябревне стать главным режиссёром театра. На эту должность Елена Октябревна утверждена 1 декабря 2018 года.
– Театр – это такая творческая инстанция, в которой возможны изменения, – объяснил  журналистам кадровые перемены Юрий Педенко. – Проблем у нас накопилось много, и их надо решать. Тем более, что 2019 год объявлен в России Годом театра. Мы посоветовались с Верой Михайловной Анненковой и поняли: чтобы реализовать наши творческие планы, одного режиссёра мало. Нужен новый свежий взгляд со стороны…       
     Мнение директора поддержала Вера Анненкова, которая остаётся в театре вторым режиссёром:
– Мы не можем себе позволить снижать качественный уровень нашей работы, - сказала она на пресс-конференции. –  В одних руках держать всё очень сложно, нужен мудрый и опытный наставник. Для меня Елена Октябревна тот человек, который поддержит и как профессионал, и по-человечески, и по-женски. У нас сложился прекрасный альянс, когда люди друг друга слышат и понимают. Её приход в театр даст нам ещё один импульс, который позволит справляться  со стоящими перед нами сложными задачами. 
        Елена Цыплакова рассказала журналистам о том, что она уже посмотрела спектакль по пьесе Чехова «Чайка» в постановке Веры Анненковой и высоко оценила эту работу.  Посмотрела она и два детских спектакля. Ей предстоит познакомиться со всем репертуаром театра, ближе узнать его актёров, актрис и весь обслуживающий персонал. О своих творческих планах главный режиссёр предпочла умолчать:
– Есть идеи, но я пока говорить о них не буду, - сказала Елена Цыплакова. – Я люблю ваш театр, и мне было приятно, когда Юрий Евгеньевич предложил мне стать его главным режиссёром. У нас интересные планы на будущее, будем расширять гастрольную жизнь. Здесь замечательная актёрская труппа. Актёры и актрисы работают с большой профессиональной отдачей, в труппу влились новые молодые и талантливые люди. Мы полны энергии и замечательного настроения…            
В нынешнем году Елена Октябревна отметила два юбилея – 60-летие со дня рождения и 45-летие начала своей карьеры в кино, когда она снялась в фильме «Школьный вальс». Она посетовала на то, что в связи с этими юбилеями её «замучили» журналисты различных изданий и телепрограмм и, как ни странно, они задавали ей одни и те же банальные и поверхностные вопросы. Между тем, по задаваемым вопросам можно судить о глубине мышления и интеллекте тех людей, которые интервьюировал актрису и режиссёра. Ногинские и черноголовские журналисты не стали пытать Елену Цыплакову легковесными вопросами о том, почему она решила стать актрисой, а затем режиссёром, что повлияло на эти её решения, спрашивать о дальнейших творческих планах, личной жизни и т.д. И, видимо, правильно сделали, ибо им не хотелось прерывать Елену Октябревну, когда она говорила о своём творческом кредо, о том, что она человек – глубоко верующий, о том, что такое для неё кино и театр. Пожалуй, целесообразнее привести её отдельные высказывания:
– Наша профессия – служение Богу, – считает Елена Цыплакова. – Театр – это возвышающая ступенька, которая помогает человеку разобраться с самим собой, со своей душой… Спектакль подразумевает внутреннюю работу зрителя над представленным ему драматургическим материалом, его духовную работу над самим собой… «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», – процитировала Елена Октябревна  Евангелие от Иоанна. – Слово творит и побуждает на благие дела… Я всем своим ученикам рекомендую читать Евангелие. Они должны приобрести твёрдые навыки в различии Добра и Зла. Когда ты оправдываешь Зло – это твой личный грех… Уровень сознания определяет мотивации в поведении человека...  Что тебя больше прельщает: плотские увлечения или стремление к духовным идеалам, к гармонии и совершенству тела и души?.. Сегодня, увы, не так много духовного материала и на экране, и в театре, – сетует актриса и режиссёр. – Театр воздействует на человека в гораздо большей степени, чем кино… Безумное количество агрессии на экране уже отталкивает зрителей… Театр призван нести в сердца зрителей божественную энергию – энергию Святого духа… Мне не интересны фильмы в жанре «экшн» (кинематографический жанр, где основное внимание в сюжете уделяется насилию, дракам, перестрелкам, погоням и т.д. – В.П.). Меня больше привлекает мелодрама, глубина внутренней и духовной жизни людей… В кино и в театре я выбираю то, что меня волнует…
После таких мудрых высказываний Елены Цыплаковой можно предполагать, что Московский областной театр драмы и комедии под её художественным руководством не будет гнаться за развлекательными постановками, сулящими лишь коммерческий успех и так или иначе понижающими эстетический вкус зрителей. Вероятно, некоторые спектакли будут сняты из репертуара. А новые театральные поставки порадуют нас отменным драматургическим материалом высокой духовной и нравственной насыщенности.


На снимке: народная артистка России Елена Цыплакова на пресс-конференции в Московском областном театре драмы и комедии.
 
Фото Галины ДУБРОВИНОЙ               

               


Рецензии