Тактичность русских?

Я как-то в одной дискуссии на «Прозе» высказал мысль о том, что русским (в отличие от американцев) свойственна некая тактичность, которую можно считать чертой национального характера. Это моё предположение вызвало много недовольства и несогласия. Действительно, мы ведь привыкли считать русских (то есть самих себя) грубиянами, в лучшем случае - простаками, а в худшем - хамами. В этом, к сожалению, есть доля истины, не слепые - видим. И всё же, и всё же.

Западный человек ощущает себя и преподносит другим как самостоятельную единицу, не более, но и не менее. Равный среди равных, но если заденешь его в толпе - локтем ли, словом ли, почувствуешь развитые мускулы и готовность отстоять свою единичность, самостоятельность, независимость. Это не отрицает, а, скорее, утверждает западную тактичность, сущность и социально-экономический смысл которой можно выразить так: где выгодно - сотрудничаем, видим потребность в помощи - помогаем, в остальном не мешаем друг другу. При этом ничего личного. Разумно, правда?

Не то мы. Наша тактичность заключается в стремлении скрыться, не мешать, затеряться. Наша «единичность» скрыта под многими слоями добровольно и с радостью взятых на себя социальных обязательств: перед семьей, перед детьми, перед коллективом, перед обществом, перед страной, в конце концов. Мы комфортно чувствуем себя, неся этот груз обязательств, и теряемся, и стесняемся, как голые в толпе, когда по какой-то причине оказываемся в «атомарном», «единичном», «никому не обязанном» состоянии. В этом смысле мы - азиаты, и борьба востока с западом постоянно идёт в каждом из нас. Можно сказать, это важнейшая часть нашей жизни.

Я не хочу отказываться ни от одной из этих двух составляющих, борющихся во мне. Я стараюсь их примирить. Знаю, что многие с этим не согласятся. Бог им в помощь, но я заранее сочувствую тем, кто пытается одну свою половинку уничтожить с помощью другой. Смотреть им по жизни одним глазом, слушать одним ухом и прыгать на одной ноге.

Продолжая про нашу азиатскую сущность и связанную с ней «социально детерминированную» тактичность: нам во сто крат тяжелее, чем, скажем, японцам. Тех защищает развитая система этикета и исторически детерминированное ощущение собственной лунки на грядке, собственного места в обществе как неотъемлемой части личной свободы.

А наша свобода недетрминирована - это свобода жить среди подобных, понимать друг друга без слов, организовывать жизнь полюбовно, решать вопросы общинно, не осмеивать чудаков и не стесняться мечтать.

Да это смешная иллюзия, скажете вы! Я и не спорю. Но это не отнимает у нас нашей сущности, которая существует независимо от нас и от того, что она многим кажется «устарелой», «варварской», неуместной, смешной и т.д. Мы все равно пытаемся прикрыть, защитить её, а потому взбрыкиваем, хамим, ведём себя как слоны в посудной лавке и боремся с этим, и казним себя за это.

Как говорила одна из моих героинь: «тяжело, но хорошо…»


Рецензии