Частный детектив. часть 1

  Я не был прихожанином в храме, где о. Александр был священником. Сожалею ли об этом?.. Пожалуй, нет. Не сожалею.
В начале сентября 1990 года в офис первого в стране частного охранного предприятия «Алекс» зашёл мужчина. Сотрудник, дежуривший при входе, выслушал его и обратился ко мне: «Гражданин заинтересован в услугах детектива». (В анкете при поступлении на работу в АЛЕКС я указал, что не только имею диплом о высшем юридическом образовании, но и состоял на службе в МУРе. )  Вот таким образом, я стал – по факту -  первым частным детективом в первом частном агентстве «Сыскное бюро «Алекс».

   Посетитель мне объяснил, что является представителем некоего священника, который хотел бы выяснить степень угрозы его жизни и от кого она исходит. При этом доверитель нашего визитёра заранее решительно отказался от услуг телохранителя.
   В тот же день я подъехал в подмосковный Пушкино, где и познакомился с отцом Александром.

   Наша беседа длилась час-полтора. Александр Владимирович Мень показался мне невероятно интеллигентнейшим человеком: Не священник, а настоящий профессор, - подумалось мне тогда.  Перед собой я видел внешне спокойного, но, при всём этом, встревоженного человека - было что-то напряжённое в его взгляде, в манере говорить, в интонации голоса… Наша та встреча была за неделю до трагической гибели Александра Меня.
 
   Условием работы частного детектива для священника была абсолютная конфиденциальность, и какого-либо юридического оформления наших взаимоотношений между нами не допускалось. Таково было главное условие клиента.
   Александр Мень назвал мне имена прихожан, которые казались ему подозрительными и внушали опасения. В соответствии с договором, я  должен был установить  личности тех людей и круг их контактов.

   Первое, что меня интересовало приступив к работе, возможная мотивация угроз. Александр Мень, отвечая мне на этот естественный вопрос, был лаконичен: «публикация статьи» - был его ответ.
  К сожалению, я далёк был тогда - в свои тридцать четыре года от религии, являясь, невежественным атеистом (а других и не бывает).  Священник пояснил, что статья – невероятнейшей силы сенсация. По образному его сравнению – взрыв атомной бомбы, заложенной  под пирамиду лжи, вот каков потенциал его публикации. Я спросил: Так эта статья уже Вами опубликована? Отец Александр, скрывая волнение: "Нет, так и не опубликована. Не могу опубликовать! Двери редакторских кабинетов стали захлопываться перед носом!»

    Стыдно признаться, но я, не очень даже интересуясь, как-то вяло попросил автора (скорее, больше из вежливости) дать возможность почитать эту статью. Каково же было моё изумление, услышав от священника: "Тогда не только за свою жизнь я буду опасаться, но и за твою тоже". Александр Мень мне эту публикацию так и не дал.

   Александр Владимирович назвал имена двух человек, кому он доверил копии этой статьи. Я взял на карандаш: игумен Лазарь – секретарь митрополита Ювеналия председателя Синодальной комиссии по канонизации святых  и, второй - игумен Серафим (Сергей Петрович Шлыков) в храме, что на улице Малая Дмитровка. Службу же, Шлыков-Серафим нёс в храме, что у станции метро ВДНХ... И оба оказались убитыми. Первый – через три месяца после убийства о. Александра, второй – зарезан в своей комнате в коммунальной квартире через четыре.
   Стоит ли говорить, что те два убийства - глухой "висяк".
   Игумен Лазарь… Можно ли сомневаться в том, что секретарь митрополита был в самых доверительных отношениях с шефом - с Ювеналием? Потому я и не сомневаюсь, что рукопись Меня Александра видели не только игумен Лазарь, но и митрополит Ювеналий.
   
   Итак, сентябрь 1990 год.
 Прощаясь с клиентом, я дал свой домашний телефон. Свой же телефон о. Александр мне отказался дать, сказав, что найти его нет проблемы. Пояснил: своему домашнему телефону не доверяет, будучи уверенным, что телефон «с третьим ухом». Таким образом, связь между нами оказалась односторонняя.

(если интересно – продолжение следует в следующих частях, увидеть которые можно в сборнике "Александр Мень... Убийство").


Рецензии