Трудно быть стоящим принцем

     Дима вот уже целых пять минут стоял под дверью дедушкиного кабинета и прислушивался к звукам за ней. Ничего не было слышно. Значит дедушка писал. Постояв еще немного, он наконец услышал шаги и смело открыл дверь.
     Дедушка слегка придерживал тюлевую штору и что-то высматривал в окне.
     - Дедушка, к тебе можно?
     - Можно, проходи.
     Дима любил бывать в дедушкином кабинете. Любил смотреть на книжные шкафы, набитые книгами. Любил сидеть в дедушкином кресле за письменным столом, покрытым зеленым сукном с изумительно красивым изумрудным цветом. Дедушка называл этот письменный стол интересным словом – антиквариат.
     Однажды Дима спросил дедушку почему он называет стол антиквариатом. Дедушка ответил, что антикварный это значит старинный. Все что старше пятидесяти лет считается в нашей стране антикварным, а этому столу уже больше ста лет.
     Дима вспомнил дедушкин юбилей, когда все поздравляли его с пятидесятилетием и спросил:
     - А ты, дедушка, тоже антиквариат?
     - Тоже, - усмехнулся дедушка и ласково потрепал Диму за волосы.
И еще Дима любил, когда дедушка читал ему свои сказки, самому первому своему редактору. Дима и сам хорошо читал, но с большим удовольствием слушал как это делает дедушка. Дедушка после чтения спрашивал мнение Димы. Дима становился серьезным, высказывал свои пожелания и задавал вопросы. Дедушке очень нравился его первый редактор. А Дима был в восторге от своей роли.
     Дима тоже подошел к окну, проследил взгляд дедушки, но ничего интересного для себя не нашел.
     - А что ты пишешь? Сказку? – спросил он дедушку.
     - Сказку.
     - Легко идет?
     - Не очень. Никак не могу придумать образ одного из главных героев – принца.
     - Он у тебя хороший или плохой?
     - Хороший.
     - Ну, дедушка, хорошие принцы они всегда такие сильные, смелые, на белых конях в золотых доспехах, всех побеждают и женятся на бедных падчерицах, которых обижают злые мачехи.
     - Скучноватый получается герой. Ничего нового, никакой изюминки.
     Дима представил себе принца, начиненного изюмом, усмехнулся и с хитрой улыбкой спросил:
     - А что, принцев нужно делать как булочки? С изюмом?
     Дедушка расхохотался.
     - Нет, принцы не булочки. Это такое выражение. Изюминка в человеке – это нечто в нем особенное, чего нет у других. А еще я хочу, чтобы мой герой был стоящим. Понимаешь?
     Дедушка значительно произнес это слово стоящий, с особым нажимом на первом слоге.
     Дима задумался. Он знал значение этого слова. Его часто повторяли ребята во дворе, да и сам он тоже. Правда, всегда это слово относилось к какой-нибудь вещи. У Коли был стоящий велик, у Наташи и Вадика стоящие скейты, у Кати стоящий планшет. Оказывается, и герой может быть стоящим. Каким же он должен быть этот стоящий принц? В общем Дима понимал каким, но вот как сказать про это? Как помочь дедушке описать такого героя? Что должен сделать этот герой, чтобы сказать про него, что он стоящий?
     Дима морщил лоб, потирал подбородок, ходил по дедушкиному кабинету, заложив руки за спину и, наконец, уселся в дедушкино кресло, но… в голову ничего не приходило.
     - А какие они были на самом деле, эти принцы? Ну в жизни, - наконец, отчаявшись что-либо придумать, спросил Дима, - Что они делали, чтобы стать особенными?
     - Знаешь, Дима, может быть тебе это покажется странным, но в разные времена к высшему сословию были разные требования.
     - Высшее сословие – это принцы?
     - Не только. Еще, например, короли, рыцари.
     Дедушка задумался, затем подошел к книжному шкафу, достал книгу и немного полистав ее, остановился на нужной странице.
     - Твое описание принца ближе всех к идеалам средневековья.
     - А какие они были эти идеалы?
     - Для рыцаря, ты ведь имел ввиду рыцаря, когда говорил о доспехах?
     - Да.
     - Так вот согласно светскому образованию, не церковному, - пояснил дедушка, уловив немой вопрос Димы, - Для рыцарей имели значение семь добродетелей: верховая езда, владение копьем, плавание, соколиная охота, игра в шахматы, придворный этикет и сложение стихов в честь прекрасной дамы.
     - Они все были поэтами? – удивился Дима.
     - Ну, я думаю, это громко сказано. Так полагаю, что большую часть из них мы бы назвали сейчас стихоплетами. И подозреваю, что некоторые рыцари пользовались чужими услугами.
     - Они писали стихи на красивой бумаге, а потом посылали их своим прекрасным дамам? – спросил Дима.
     - Должен тебя разочаровать. В ранние средние века масса рыцарей была попросту безграмотна. Чтение и письмо было не обязательным для рыцаря.
     - Они не умели читать и писать?
     Дима был настолько удивлен, что даже встал с дедушкиного кресла и стал туда-сюда   прохаживаться по кабинету.
     - Что же они были совсем необразованными?
     - Ну, не все так плохо. Позже к семи добродетелям добавили игру на музыкальных инструментах, пение, танцы. Но главным было не это. Рыцарь должен был быть доблестным, храбрым, бескорыстным, великодушным. Но надо сказать, что добродетелью тогда считалось стремление к славе.
     - Это плохо? – спросил Дима.
     - Смотря какими путями добиваться славы, - ответил дедушка. – У рыцарей это были: похвальба своими подвигами и подвигами предков, похвальба своей родословной. Чем родословная длинней, тем величественней и достойней считался рыцарь. Роскошная, богато украшенная одежда тоже служила славе. Чем красивее был рыцарь, тем выше он был в глазах окружающих. Рыцари дрались друг с другом на многочисленных рыцарских турнирах, после турниров устраивали богатые пиры, приглашая на них как можно больше гостей, делали щедрые дары. Все для славы! Ну как тебе все это?
     Дима задумался, а затем решительно сказал:
     - Не нравится мне все это. Что же получается, что рыцари какие-то хвастливые драчуны и обжоры?
     Немного помолчав Дима спросил:
     - А как рыцари общались друг с другом, когда они разъезжались после турниров по своим замкам?
     - С помощью писем, - ответил дедушка.
     - Они же не умели писать, - напомнил Дима.
     - Для этого существовали специальные люди. Но вообще-то переписку вели в основном знатные дамы. В ту пору женское образование было несравненно выше мужского.
     Дима насупился. Ему как-то было не по себе от такого просчета в образовании средневековых рыцарей.
     - Нет, дедушка, давай ты не будешь писать про такого средневекового принца, - решил Дима.
     Немного подумав, он спросил:
     - А когда кончились средние века, какие века начались?
     - Это время называют эпоха Возрождения.
     - А что возрождалось?
     - Возрождался интерес к человеку и его земной жизни.
     - Земной жизни? – в недоумении спросил Дима.
     - Ну да. В средние века очень серьезно ждали конца света, поэтому земная жизнь была не очень важна, - пояснил дедушка. – А потом, видимо, устали ждать конца света и решили оглядеться по сторонам, обратить внимание на то, как устроена Земля и человек. Сменили взгляд на жизнь и сменили семь добродетелей на семь свободных искусств. И стало очень важно уметь красиво говорить, разумно отстаивать свои взгляды, знать грамматику, арифметику, астрономию, геометрию и музыку. А помимо этих семи свободных искусств еще и географию, механику, науки о природе. Расцвели философия, архитектура, живопись. Стали цениться знания латыни, древнегреческого языка. А невежество и хвастовство высмеивались.
     Дима довольно рассмеялся.
     - А стоящие принцы в это время были?
     - Да. Например, будущий король Карл V. Ведь все короли сначала были принцами. Так вот, не в пример отцу будущий король Франции проявлял очень большой интерес к архитектуре и литературе. По письменным свидетельствам его современников, свободно владел всеми семью свободными искусствами. Прекрасно знал латынь. Был дипломатически и юридически грамотен. Хотя рыцарь из него все равно бы не получился. Слишком он был слаб здоровьем, не мог носить доспехи и держать меч, так как его правая рука постоянно была опухшей.
     - Как это? – удивленно спросил Дима. – Разве нужно особое здоровье, чтобы носить доспехи?
     - Сам посуди. Военные доспехи весили от тридцати пяти до пятидесяти килограммов, а вес турнирных и вовсе мог доходить до семидесяти.
     - Ничего себе! Да уж, со слабым здоровьем это не под силу, - согласился Дима.
     - Карла V за образованность и политику, послужившую укреплению Франции, прозвали Мудрым, но это потом, когда он стал королем. И ты знаешь, что самое интересное. Его отец, будучи настоящим рыцарем, сам возглавлял войско в сражениях с врагами Франции, и при этом Франция чуть не потеряла свою независимость, превратившись в территорию Англии. А Карл V, совсем не рыцарь, не только сохранил свою страну от порабощения, но и сделал ее сильной.
     - Дедушка, а в то время самыми образованными могли быть только принцы?
     - Нет, Дима, самыми образованными и в средние века, и в эпоху Возрождения, пожалуй, были служители церкви. Но в эпоху Возрождения среди состоятельных светских людей тоже были очень образованные люди. Самый яркий тому пример правители Флоренции Козимо и Лоренцо Медичи. Козимо Медичи покровительствовал художникам, а особенно ученым и поэтам. Благодаря его усилиям была основана Платоновская академия, собравшая лучшие умы и таланты Италии. Его внук Лоренцо Медичи, сам будучи поэтом, философом и незаурядным дипломатом, продолжил его дело. Лоренцо построил первую публичную библиотеку во Флоренции. А обширная семейная библиотека, основанная еще его дедом и значительно пополненная им самим, теперь принадлежит Флоренции и носит его имя. При его правлении Флоренция стала городом, где собрались самые талантливые художники и скульпторы. При этом оба Медичи даже не носили никаких титулов.
     - А образование мужчин сравнялось с женским? – с надеждой спросил Дима.
     - Увы, должен тебя еще раз разочаровать. Даже в эпоху Возрождения светское женское образование оставалось выше мужского.
     Дима вздохнул.
     - Дедушка, а когда образование мужчин сравнялось с женским?
     - В эпоху Просвещения. Причем мужчины так рьяно взялись за свое образование, что значительно превзошли женщин. А затем решили, что образование – это мужское дело, и нечего в нем делать женщинам. Женщины должны заниматься домашними делами. Да, Дима, - сказал дедушка, увидев изумленный взгляд внука, - женщинам пришлось бороться за равное с мужчинами образование.
     - И они победили, - твердо сказал Дима.
     Дедушка с интересом выслушал внука, а затем спросил:
     - Почему ты так решил?
     - Потому что в нашей школе и в других школах тоже учатся и девочки, и мальчики. А папа и мама заканчивали один институт. Вот.
     - Да, ты прав, они победили, - глядя на внука с уважением сказал дедушка.
     - А когда наступила эпоха Просвещения?
     - После эпохи Возрождения.
     - И все принцы стали образованными? А стоящие среди них были? – засыпал Дима дедушку вопросами.
     - Были, были. И знаешь, - дедушка выдержал паузу, - самым выдающимся, я считаю, был наш принц.
     - Кто? – нетерпеливо спросил Дима.
     - Царь Петр I. И хотя он рано стал царем, до его семнадцатилетия за него страной правила старшая сестра Софья. Так что он долгое время находился на правах царевича, то есть принца.
     - А знаю, знаю. Папа с мамой недавно про него фильм смотрели. Он там все с топором бегал и заставлял всех работать.
     Дедушка весело расхохотался от такой характеристики царя.
     - Да, - просмеявшись продолжил дедушка, - Петр I искусно владел топором, как рабочим инструментом, - пояснил он. - А еще он был искусен в токарном деле. Он так преуспел в науках, что все диву давались. Успел выучить немецкий, английский, голландский языки, арифметику, геометрию, корабельное, артиллерийское, а также военное дела. Это был царевич с инженерным мышлением. А историю и географию он полюбил еще в раннем детстве. Чем он только не увлекался! У него была прекрасная память и огромная тяга к наукам. Уже будучи самостоятельным правителем он покорил французский двор знанием французского, а в особенности латинского языков. Его реформы перевернули жизнь России и поставили Россию в один ряд с могущественными странами Европы.
     Дима с большим вниманием слушал дедушку. Казалось, что он ловит каждое его слово. После некоторого раздумья Дима спросил:
     - А все принцы в эпоху Просвещения были с инженерным мышлением?
     -Нет. Ближе к концу эпохи они увлеклись философией.
     - А что она изучает?
     - Устройство мира. Каждая наука, каждое искусство, любая человеческая деятельность дают философии результаты своего труда, а философия из них, как из пазлов собирает картину устройства мира. Философия – это то, что было общего у принцев того времени. Помимо этого, у многих из них было какое-нибудь любимое занятие. Будущий король-философ Пруссии Фридрих II Великий очень увлекался музыкой. Играл на флейте и даже сочинял музыку. Флейтисты сейчас, спустя не одно столетие играют его музыкальные сочинения.
     - А в интернете можно послушать его музыку?
     - Можно. Садись в кресло.
     Дедушка нашел нужный сайт и запустил звуковую дорожку.
     Дима с интересом и даже с некоторым удивлением слушал сонату для флейты, игру которой сопровождали  цимбалы. Флейта заливалась птичкой. Трель следовала за трелью. Мелодия заставляла птичку-флейту порхать с ветки на ветку, то все выше и выше вверх, то вниз.
     Музыка захватила Диму настолько, что после того, как флейта смолкла, он некоторое время хранил молчание.
     - А великим его назвали, потому что он сочинял хорошую музыку? – наконец спросил Дима.
     - Нет, Дима, помимо музыкальных сочинений он, будучи уже королем, превратил Пруссию, из ничем не примечательной страны, в великое государство, провел прогрессивные реформы, был покровителем наук и искусств. Учредил Королевскую оперу, открыл Берлинскую академию наук, первую публичную Берлинскую библиотеку и так далее. В общем, хорошо потрудился на благо своей страны.
     - Дедушка, а кто из принцев тебе больше всего нравится?
     - Наш российский принц, великий князь Константин Константинович Романов и мой тезка из Швеции принц Евгений.
     - Первый стал царем, а второй королем?
     - Нет. Они не были наследными принцами, поэтому принцами так и остались.
     - Дедушка, расскажи, пожалуйста о них, - попросил Дима, - Они еще живы?
     - Нет. Оба родились в девятнадцатом веке и умерли в двадцатом.
     Дедушка немного помолчал в раздумье, а затем сказал:
     - Ну что ж, начну с великого князя Константина Константиновича. Как и положено члену царской семьи великий князь был военным. Его с детства готовили к службе во флоте. И хотя его военную карьеру можно назвать удачной, все-таки славу и уважение ему принесли другие его таланты. У него было очень хорошее разностороннее образование. Его образованием занимались известные историки, писатели, музыканты и даже один музыкальный критик. Великий князь играл на фортепиано и виолончели. О его таланте, как пианиста, говорит тот факт, что в дворцовом концерте он исполнил один из концертов Моцарта и заслужил одобрительный отзыв Антона Рубинштейна, профессионального пианиста и первого директора первой российской консерватории. Но самый яркий его талант принадлежал поэзии. Великий князь был хорошим поэтом, автором нескольких поэтических сборников, вышедших из печати под псевдонимом К.Р. На его стихи писал романсы Чайковский и не только он. Да и сам Константин Константинович тоже написал музыку нескольких романсов. А еще он был очень хорошим переводчиком. Причем заметь, стихотворные тексты на иностранных языках он превращал в стихотворные тексты на русском языке. В общем, можно сказать, что среди поэтов, писателей и музыкантов великий князь был очень уважаемым человеком.
     - Здорово, - восхитился Дима, - Классный был принц. Ой, великий князь, - поправился он. – А запись его игры на фортепиано существует?
     - Боюсь, что нет.
     - Жалко.
     - А вот на творчество принца Евгения ты можешь полюбоваться. Принц Евгений был большим художником своей страны.
     Дедушка подошел к книжному шкафу, вынул альбом и перед глазами Димы оказалась репродукция картины – водная синяя гладь сумеречной бухты, покрытая легкой рябью, и на ее фоне темные силуэты кораблей.
     Дима сосредоточенно рассматривал картину, а затем спросил:
     - А корабли уснули в море? Да?
     - Ты почти угадал. Картина называется «Корабли в зиму» и еще ее называют «Зимняя стоянка кораблей». А вот еще одна из знаменитых его работ, посмотри.
     - Как красиво. А здесь ветреная погода нарисована?
     - Почему?
     - Ну, не знаю. Мне кажется, что от ветра деревья немного наклонились.
     - Ты знаешь, мне тоже так начинает казаться. А картина называется «Облако».
     - Это потому, что облако нарисовано в центре?
     - Похоже, что так.
     Немного помолчав, дедушка продолжил свой рассказ.
     - Принц не только писал картины, но и коллекционировал их. За всю жизнь он собрал около трех тысяч картин. И все их разместил в своем доме. Теперь это музей его имени и принадлежит он стране, как он и хотел.
     - А каким был принц Евгений?
     - Умным, добрым, образованным, общительным, дружелюбным, со всеми умел ладить. Его любили и уважали. А еще он был мужественным. Открыто выражал свою неприязнь к фашизму. Помогал беженцам и норвежскому сопротивлению во время второй мировой войны. Это при том, что Швеция в общем-то дружелюбно относилась к фашистской Германии. Вот каким он был.
     - Хороший принц, стоящий, - с чувством произнес Дима. - А какие сейчас принцы, ну в наше время, те которые будут королями и будут управлять своими странами?
     - Видишь ли, Дима, сейчас странами управляют в основном президенты и премьер-министры. А короли, королевы, принцы и принцессы занимаются благотворительностью. Еще у них есть представительские функции. Это когда они возглавляют различные общественные организации, фонды и так далее. Если честно, я в этом не очень разбираюсь.
     - А как так получилось, что они перестали управлять своими странами?
     - Давай об этом мы поговорим с тобой в другой раз.
     - Хорошо. Ну, а какие принцы сейчас?
     - Один из самых популярных среди своего народа был принц Филипп.
     - Был?
     - Да. Не так давно он стал королем Испании Филиппом VI.
     - А он образованный?
     - Он, как говорят, шлифовал свое образование до двадцати семи лет. Изучал военное дело в двух академиях, в университетах изучав экономику, право и международные отношения. А еще он спортсмен. Был членом олимпийской сборной Испании по парусному спорту. Три четверти испанцев считают его хорошим королем и хотели бы, чтобы он больше участвовал в управлении государством.
     - А может ему стоит стать президентом Испании?
     Дедушка весело расхохотался.
     - Дима, Испания конституционная монархия. Это значит, что глава правительства премьер-министр.
     - Ну, премьер-министром, - не унимался Дима.
     - Король-премьер-министр? Очень интересная мысль. Ну, я думаю, Филипп VI мужчина самостоятельный, сам примет подходящее решение.
     Дима встал с кресла, вышел из-за стола и, заложив руки за спину, стал в задумчивости прохаживаться по кабинету. Дедушка с любопытством глядел на него, пытаясь понять, что же происходит в голове у этого такого родного и любимого юного философа. Дима остановился, вздохнул и произнес:
     - Трудно быть стоящим принцем.


Рецензии
Спасибо, Ирина, за столь познавательный рассказ. Завтра же прочту его внукам.
С уважением,
ЛВ

Людмила Вятская   23.01.2019 02:25     Заявить о нарушении
Спасибо за добрый отзыв. Мне и самой кажется, что рассказ подходит для семейного чтения. Еще раз спасибо.

Ирина Дмитренко   23.01.2019 21:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.