Буза в эскадроне

Где место командира? Правильно: впереди, на лихом коне! Летит, полы бурки вразлёт... и только пыль из-под копыт, да тоненько повизгивает крутясь над головой казацкая шашка...
А в то же время, а может – раньше, а может, позже – в эскадроне кипит буза, как антитеза героическому порыву, как дань серому веществу и картезианскому Cogito, ergo sum, "Тварь ли я дрожащая?.." тож.
Перед нами два типа героя. Первый двигает сюжет и машет повизгивающей шашкой. Второй есть "смысловая позиция", "взгляд и нечто", "мнение – второе падение", и т. п. Расписывать не буду, Бахтин всё расписал подробно в "Проблемах поэтики Достоевского". Скажу только о том, чего нет у Бахтина.
Смысловая позиция – а что же это такое? А это, в сущности, не что иное как параноидальное замещение каких-то реально существующих вещей и отношений какими-то "смыслами", иначе говоря, продуктами сознания. Процесс болезненный, он и завершается кризисом и появлением (не для всех и каждого, а лишь для Роди Раскольникова) нового неба и нового мира, где времени больше не будет.
Собственно, и само наличие упомянутой смысловой позиции выясняется уже пост фактум и после кризиса. Так падение Адама создаёт условия падения и ситуацию падения, дотоле никому, включая Адама, неведомые. Кризис по-гречески решение. Вот, это то решение, которое создаёт задачу. Которая, будучи осмыслена, принимает вид и признаки смысловой позиции. Кто знал, что у Роди в голове? А порешил двоих, все узнали (стараниями Фёдора Михайловича, разумеется).
Уже обращали внимание, своё и чужое, на полифоничность смысловых позиций у Достоевского (некоторые умы видят здесь гетерофоничность, и это, пожалуй, ближе к истине), которые (позиции) несмотря на всю многопартийность свою, сохраняют в чистоте контрапункт "Я – Другой". Но – тоже... не без джаза. Нет второго такого писателя, у которого "Я" было бы настолько раздроблено и передано многообразным родственным "другим", а затем ретроактивно переосвоено и преодолено, с кризисами просто ежеминутными. Да есть ли оно – "Я"?
Есть. Я – личное местоимение, первое лицо, единственное число, замещающее смысловую позицию "здесь и сейчас", а более ничего. Мы можем (зачастую – должны) отождествлять себя как активное действующее лицо с этим, "здесь-и-сейчасным" я. А как смысловая позиция – не можем и не должны. Смысловая позиция не действует, не скачет на лихом коне, не двигает вперёд сюжет. Она... бузит.
И лишь после и в результате вмешательства героя, уже отождествлённая с ним, она делает всё это и многое другое. А то, ишь – атаку они придумали какую-то... спи... пси...
"Наплевать и забыть".


5 декабря 2018 г.


Рецензии