Сабантуй

Слово это не русское, и что оно означает на татарском языке я не знаю. Но у нас в деревне этим словом называли окончание весенней посевной. За селом выбирали удобное место. Среди деревьев, вкапывали столы, накрывали клеёнкой. Сельпо ставило свои палатки, где осуществлялась торговля сладостями и спиртным. Последнего всегда было в избытке, запрета на количество купленного и потребляемого не было. На деньги, выделенные совхозом закупались продукты, что-то готовилось в столовой и часам к двенадцати всё выставлялось на столы. Мы, ребетня, за процессом подготовки наблюдали с раннего утра и начало праздника ждали как и все сельчане.На это мероприятие денег совхоз не жалел. Посевных площадей было много, народ трудился днём и ночью. А сейчас имел полное право отдохнуть и повеселиться. Перед начало праздника выступал директор совхоза, поздравлял всех с окончанием посевной, не забыв отметить ударников и особо отличившихся трактористов, шоферов и всех остальных работников совхоза принимавших участие в посевной. Ему громко хлопали в ладоши, кто-то успев "зарадиться" кричал Ура! Нас это мало интересовало, мы с нетерпение ждали, когда можно будет что-то вкусное взять со стола. Обычно детям это не запрещали и мы с уловольствием поглащали содержимое столов, пристроившись где-нибудь на краю лавки. Всё начиналось мирно и благопристойно. Но вскоре выпитое начинало действовать. Женщины затягтвали песни, мужики  кучковались, доказывая друг другу, что благодаря им посевную закончили во время. На деревьях появились первые листочки. Трава уже подросла и вскоре между деревьев замелькали подвыпившие мужчины и женщины. Нам особое удовольствие доставляло смотреть на весёлые компании, особенно на те пары, которые уединялись и бродили по лесу. Но вскоре праздничная обстановка стала приобретать свой обычный характер. Мало-пьющие постепенно расходились по домам, а пьющие задиры стали искать повод поспорить с соседом, а при случае и проявить свои способности в кулачном бою. К обеду сфомировались две группы. Это муж моей сестры Володя, его отец и моряк Иван с одной стороны, а все остальные деревенские мужики-с другой. Первая тройка никогда не обращалась за помощью к другим мужикам как бы тяжко им в драке не приходилось. Спор начинался без повода, поскольку первая троица уже заранее знала, будет мордобой, и к этому готовилась. Начинал спор дед, его поддерживал сын, а Иван с удовольствием присоединялся, когда видел, что его друзьям уже изрядно досталось тумаков. Вскоре начиналась рукопашная схватка. В этом троица давно преуспела. Недюженой силы Иван в разорванной тельняшке смело врубался в групу дерущихся и выручал уже порядком потрёпанного в драке деда, давая ему отдохнуть и набраться сил для новой схватки.
Володя успешно отбивался от наседавших его мужиков, используя все возможные приёмы самозащиты. Драка продолжалась с переменным успехом, но вскоре перевес мужиков стал очевидным. Троица явно уступала многочисленной толпе мужиков, которые сменяли в драке друг друга. Кто-то вытирал разбитую губу, а кому-то синяк под глазом не давал видеть всю схватку. Близилась развязка. Не участвующие в драке  разглядывали дерущихся, не желая вмешиваться, чтобы не получить ему причитающее. Троицу постепенно теснили к стоящим телегам. Но здесь начиналось самое интересное. Иван не выбирал орудий защита, а использовал имеющее под руками. Оглобля оказалась тем орудием защиты, которое могло решить исход драки. Иван эту возможность использовал. Схватив оглоблю, провернув у основания,с силоой выдернул её из передка телеги. Обстановка накалялась, запхло серьёзными травмами, а может даже и увечьями. Увидев Ивана с оглоблей, толпа ослабила натиск. Но Иван вошёл в раж, и размахивая оглоблей, пошёл в наступление. Ближайший к нему мужик, получив оглоблей удар, упал на землю. Его оттащили друзья. Но теперь рассверипели они. Драка превращалась в бойню. Но хмель у дерущихся улетучился, когда они увидели упавшего от удара оглоблей своего товарища. Отрезвило это похоже и троицу. Иван опустил оглоблю на землю и драка прекратилась сама собой. Угрозы слышались с обех сторон, но до рукоприкладства дело не дошло. Потерпевшего взяв под руки, увели, а получившие ссадины и кровоподтёки вскоре разошлись сами. На другой день кто-то стал звонить в район и вызывть милицию. А другие уговаривали драчунов помириться, но всё разрешилось самым, что не есть деревенским способом. Прихватив несколько бутылок водки, троица пошла к потерпевшему, который уже успел оправиться и встретил своих обидчиков с вилами у крыльца. Но поняв, что ему ничего не грозит, послал жену за соседом и вскоре почти все дерущиеся мирно беседуя, подливали друг другу в стакан водку и вспоминали прошедший сабантуй, как весёлое праздиное приключение. Появление жен, решило исход и этой встречи, мужики, уже в изрядном подпитии, обнявшись, расходились по домам. Впереди всех ждал покос и нужно было подготовить технику. А драка, она была забыта, до следующего сабантуя.


Рецензии
Вы красочно описали драку. У на бывало по-другому. Накрывали столы под вековыми грушами в колхозном саду. Так как в колхозе были в основном одни женщины (вдовы) то драк не было. На таком обеде было спиртное, а закуска в основном картошка да куски говядины. Женщины пели, а некоторые тихонько плакали. Детей к столам не пускали, родители прогоняли их. Мы наблюдали пиршество издалека. Разговоров на следующий день не было, как будто вчера и не было застолья. Это было в послевоенные года. А как праздновали позже, я уже не знаю, так как навсегда уехал м колхоза.

Владимир Шаповал   06.12.2018 17:19     Заявить о нарушении
Отмечать весеннюю посевную это старая советская традиция. В конце сороковых годов такие же праздники проводились и на Брянщине в моём родном селе. К,сожалению, мой посёлок попал в зону заражения после взрыва на Чернобыльской
АЭС. Сейчас от когда-то большого села осталось всего восемнадцать жителей.

Виктор Савенков 3   06.12.2018 22:04   Заявить о нарушении