Антонис Ван Дейк. Автопортрет с Эндимионом Портеро

   Антонис Ван Дейк.Автопортрет с Эндимионом Портером  ок. 1635. 119 Х 144 см Музей Прадо.

    Антонис ван Дейк художник исключительного дарования и таланта создал образы, характеризующие целую эпоху. Разработанные живописцем типы аристократического и интеллектуального портрета повлияли на дальнейшую европейскую портретную живопись.

 Королевский постельничий же выглядит простовато, на его лице нет признаков врожденного благородства. О том, что изображенные на портрете мужчины - приятели, можно судить по положению их левых рук, символически лежащих на камне. Однако кисть художника при этом одета в кожаную перчатку, хотя заметная возле лацкана плаща его правая рука обнажена. Возможно, это намек на характер дружбы героев.

    Известный английский дипломат, придворный и большой ценитель искусства, Эндимион Портер (1587-1649) был одним из главных покровителей ван Дейка во время его первого приезда в Англию, и этим портретом художник хотел ему выразить свою признательность.Потер имел простое буржуазное происхождение, но добился почета и высоких дворянских титулов. Королевский постельничий  выглядит простовато, на его лице нет признаков врожденного благородства.


      Англичанин изображен в анфас, в белом атласном костюме, в то время как сам художниж написан в профиль, в черном и немного ниже, чтобы не отвлекать внимание от фигуры аристократа. Особый характер этого двойного портрета отражает глубокую симпатию художника к его патрону, визуально это решается жестом: руки обоих лежат на камне в знак нерушимости их дружбы. Изобразив себя вместе с портретируемым, художник акцентирует внимание на его высоком социальном статусе и косвенным образом придает большее достоинство ремеслу художника как занятию не менее благородному.


Рецензии