Природа нравственности

     В обществе ценится высокая нравственность. Ей воздают хвалы, к ней призывают. Но почему-то безнравственность до сих пор не побеждена. Что нам удивляться! Над этим думал еще мудрый Сократ, ему все казалось, что недобродетельность вызвана простым незнанием, где добро, а где зло. Но Аристотель спорил и доказывал: существуют люди, которым полностью открыта картина, однако все же они порочны. У них нет силы воли пользоваться знанием и жить добродетельно.
    
     Любое общество признает определенные моральные принципы, которые и формируют нравственную культуру конкретного социума. Четкие нормы фиксируются в сознании молодежи через воспитание, образование, убеждение. Форма нравственной культуры может быть разной – от строгой до совсем либеральной. Но она в любом случае отражается в сознании человека и не может быть ему незнакомой.
    
     При этом общество неоднородно, каждый человек мыслит по-своему или, как минимум, думает об этом, а в результате практически невозможно найти такую нравственную ценность, которую бы кто-нибудь да не оспаривал. В конечном счете моральные принципы (нормы) постоянно нарушаются.
    
     Современное свободное общество предполагает для каждого человека право выбора тех норм, которыми он будет руководствоваться. Поскольку право относительно свободное, то индивид вполне может часто менять свои моральные принципы, а то и вообще никаких таких принципов не придерживаться. Иначе говоря, у него есть возможность выбрать путь безнравственности.
    
     Всем известно, что жить легче именно безнравственным представителям социума: они приспосабливаются к любым условиям, легко выкручиваются из трудных ситуаций, без тени сомненья добиваются личных целей, нанося ущерб другим. Так почему бы не забыть о нравственности? Но обман из эгоистических побуждений традиционно порицается большинством людей. Родители воспитывают детей в надежде, что из них вырастут достойные, честные люди, а не подлецы. Вот такой парадокс.
    
     Нравственный образ жизни и нравственное поведение обладают качеством бескорыстия. Высоконравственный поступок совершается не ради того, чтобы получить какую-то выгоду. Награда за нравственность – она сама. И это высшее душевное наслаждение, данное не многим, - ощущать свою нужность людям, которые приходят именно к тебе, в самую трудную для них минуту. Они даже не просят: они верят в тебя. Знают, что ты сделаешь все, что в твоих силах. Своим пожертвуешь, а поможешь.
    
     Еще одно качество нравственности – «зоркость». Нравственный человек никогда не ждет высокой востребованности – сам находит применение своим силам.
    
     И, может быть, третье качество надо упомянуть – непубличность. Нравственное поведение всегда избегает шумихи вокруг себя, тяготеет к потаенности, самоанализу его носителя. В противном случае носитель нравственного образа не совсем бескорыстен (жаждет славы, известности и т.п.)
    
     Часто слышим похвалы в адрес меценатов, прежде всего прошлого: вот какие были нравственные люди – музей открыли для общества, библиотеку, собрали уникальную коллекцию картин или какого-нибудь фарфора. Читаешь об этом и диву даешься. Да неужели они имеют отношение к нравственности? Они, открывшие музеи, но сгубившие на своих заводах и фабриках сотни человеческих жизней. Вместо того чтобы улучшать условия работы своим подопечным, эти, с позволения сказать, «высоконравственные» особы по аукционам разъезжали ради собственного удовольствия и вечности в их понимании. В историю себя вписывали… Все подобные публикации можно охарактеризовать как искажение природы нравственности.


Рецензии