Художественная интеллигенция от самых истоков

     Задача характеристики научной дефиниции «художественная интеллигенция» напрямую связана с базовым понятием «интеллигенция» и с дискуссиями мыслителей и исследователей вокруг него. Базовое понятие отличается широтой, всеохватностью, что дает возможность определить место и роль художественной интеллигенции в разряде интеллигенции вообще. Однако сохраняющая свою актуальность научная необходимость вычленения сущностных характеристик художественной группы сильно затруднена неопределенностью, размытостью характерных черт интеллигенции в широком значении. Увеличение числа точек зрения на дефиницию «интеллигенция» не конкретизирует ее. И в данной ситуации нам видится здравым движение «от частного к общему», от конкретной группы к обобщению.
    
     До сих пор окончательно не решена проблема возникновения интеллигенции вообще и художественной интеллигенции в частности. Г.В. Плеханов, говоря, что «особенный класс в обществе», созданный литературой, и есть та русская интеллигенция <...> в XVII в.», отмечал при том, что «это был лишь тонкий общественный слой <...>» . Р.В. Иванов-Разумник, П.Н. Милюков предложили начинать изучение истории интеллигенции с гораздо более раннего периода, а именно с начала XV и даже с конца XIV в. в Новгороде. Но это, по мнению П.Н. Милюкова, «история отдельных вспышек света среди мрака», в них нет «национальной традиции - передачи через поколения одних и тех же национальных стремлений» . В трудах Г.П. Федотова высказывалась мысль, опровергающая существование интеллигенции во глубине веков. «Духовенство, книжники, “мнихи” древней Руси не могут быть названы в нашем смысле ее интеллигенцией, - пишет он. - Они были учителями, признанными, хотя не всегда терпеливыми» . Однако, по Л.К. Ерману, «интеллигенция возникает в результате общественного разделения труда, отделением умственного труда от труда физического. Интеллигенция зародилась на рубеже первобытнообщинного и классового строя» . Развитие научной мысли привело к введению в оборот термина «прединтеллигенция», который впервые применил Ю. Левада в конце 1980-х гг. Он отнес понятие к периоду эмбрионального существования интеллигенции – «от Петровских реформ до крестьянской реформы XIX века» . По мнению другого отечественного исследователя - В.С. Меметова, введение данного термина в научный оборот правомерно в связи с тем, что прединтеллигенция была «движущей силой в Предвозрожденческом движении средневековой Руси». Профессор В.С. Меметов также заметил, что корни интеллигенции обнаруживаются и в более древних пластах истории. Быстро включился в дискуссию историк А.В. Квакин, который на одной из научно-теоретических конференций заявил, что «можно говорить о появлении прединтеллигенции с появлением общества. Численность ее была тогда крайне мала, но ее представители вырабатывали идеи, создавали “точки роста” общества» . Мысль поддержал и исследователь В.А. Порозов: «Зарождение прединтеллигенции как раз связано с историей народов на предцивилизационных ступенях развития...»; в прединтеллигенции он увидел людей с зачатками «творческого труда» . Творческий компонент как обязательный для прединтеллигенции выделил и Ю.Ю. Вейнгольд: «…Формировалась прединтеллигенция в двух ее основных разновидностях: жреческой и философствующей» . В.Т. Ермаков же приблизил прединтеллигенцию к интеллигенции категорией «умственный труд» , «просто образованных, вернее грамотных, людей» своего времени увидели в ней А.И. Ракитов и Е.Д. Панов . Г.С. Кнабе, оперируя несколько иным термином «протоинтеллигенция», выдвинул характерной чертой прединтеллигенции филологическую работу , что, собственно, объясняется его концепцией времени существования прединтеллигенции - XVI-XVIII вв., когда важную роль в жизни образованных людей играло комментирование древних текстов. Обсуждение проблемы было продолжено также в других работах.
    
     Все точки зрения, выдвигаемые учеными, абстрактны и носят спорный характер. Однако тенденция устремления в прошлое, и глубокое прошлое, зиждется на очень важном методе истории, уже упомянутом нами ранее, - ретроспективном, а следовательно, вполне правомерна. Человек по природе своей индивидуален, и любая группа людей может признаваться неоднородной. Способности и таланты, закладываемые в индивида при рождении, проявляются и в благоприятном случае развиваются в процессе его жизнедеятельности. Абсурдно было бы утверждать отсутствие художественных дарований у древнего человека (да и наличию их у него уж слишком много подтверждений). Поэтому художественная прединтеллигенция существовала и скорее всего занимала в обществе до нашей эры уважаемое положение. Ею создавались первые украшения, знаки отличия для вождей, расписывались стены жилища и т.д. Мы придерживаемся точки зрения, что общественная группа с художественными способностями и одновременно с художественно-образным мышлением появилась в период 800-200 гг. до н. э., то есть в период так называемого «осевого времени». Это понятие, введенное К. Ясперсом, охарактеризовало эпоху, когда оформились все направления китайской философии (в Китае тогда жили Конфуций, Лао-цзы, Мо-цзы, Ле-цзы и другие мыслители). В Индии и Китае рассматривались все возможности философского постижения действительности. В Греции работали философы Парменид, Гераклит, Платон, сочинял Гомер!..
    
     Трансформация художественной прединтеллигенции в художественную интеллигенцию, по-видимому, произошла в XVIII в. Для России это было время расцвета образования, воспитания и искусства. В 1755 г. императрица Елизавета Петровна подписала Указ об учреждении Московского университета с двумя гимназиями - дворянской и разночинской (это означало создание первого русского университета). 1764 г. принес подписание Екатериной Второй другого знакового документа – «Генерального учреждения о воспитании обоего пола юношества». Его автор Иван Бецкой утверждал, что воспитывать юношество следует до 18-20 лет, дабы сформировать нравственный (!) облик нового человека. При всех трудностях и порой неожиданных проблемах воспитательно-образовательные проекты России все же быстро воплощались в жизнь. Уже в том же году в Санкт-Петербурге при Воскресенском монастыре открылся институт благородных девиц, получивший название Смольный. Обучали там дочерей из дворянских семей, отлучая от дома на 12 лет. В учебной программе института важное место занимали художественные дисциплины: рисование, музыка, танцы, архитектура и даже стихотворство.
    
     Академия художеств, основанная через год после Указа о Московском университете, первоначально действовала при нем, а затем обрела самостоятельное качество. Академия славилась своей библиотекой, большой коллекцией полотен Рубенса, Рембрандта, Ван-Дейка, Веронезе и других крупных мастеров. Отличалась она и своими преподавателями, учебными программами (единственное учебное заведение России XVIII в., совмещающее начальную, среднюю и высшую школы). Каждые три года на вторую ступень академической триады (в училище) принимали 60 человек. 12 из них по результатам учебы в процессе курса отправлялись на стажировку за границу - в Италию и Францию . Выпускники же Академии становились первыми профессиональными художниками (Федор Рокотов и др.).
    
     В 1782 г. была создана Комиссия по реформе школьного образования. Результатом ее деятельности стало образование народных училищ с четырьмя классами в губернских городах, с двумя классами - в уездных. В конце века в стране насчитывалось 288 школ . Это свидетельствует о получении образования достаточно широким кругом молодых людей, которые формируют ряды первой интеллигенции.
    
     В 1840-е гг. наблюдается ускорение формирования интеллигенции. Самодержавной власти в России не удавалось сдерживать демократические тенденции в образовании. В среде учащейся молодежи увеличивалось количество разночинцев. К знаниям устремились представители купечества, чиновничества, мещанства, дети духовных лиц. Новая возможность активно ими использовалась. И позднее, по завершении формирования группы интеллигенции, во второй половине ХIХ в., просвещенные разночинцы сыграли свою важную роль в определении ее ценностных приоритетов.
    
     Театральное искусство получает развитие на русской почве в XVIII столетии, в середине века в России существует множество частных театров, а в 1756 г. в Петербурге императорским Указом создается Русский театр, костяк труппы которого составляют артисты из рожденного незадолго первого русского профессионального театра Ф.Г. Волкова в Ярославле.
    
     К провинциальной труппе в Петербурге присматривались не один год. Ярославские артисты вызывались в столицу, демонстрировали и комментировали свое мастерство и только затем обосновались на Васильевском острове. Труппу составили семь актеров-мужчин, вынужденных исполнять и женские роли. Вскоре на выручку им пришли первые русские актрисы.
    
     Директором Русского театра был назначен А.П.Сумароков, уже имевший к тому времени успех писателя. С актерами репетировал сам Волков. О нем, «отце русского театра», Н.И.Новиков вспоминал: «Сей муж был великого, объемчивого и проницательного разума, основательного и здравого рассуждения и редких дарований, украшенный многим учением и прилежным чтением лучших книг. Театральное искусство знал он в высшей степени; при сем был изрядный стихотворец, хороший живописец, довольно искусный музыкант на многих инструментах, посредственный скульптор». Это утверждение нам приходилось не раз слышать из уст нынешних ярославских актеров. Притом они заявляют, что «посредственный» надо понимать как «хороший», «талантливый», «незаурядный». У их соседей - костромичей и кинешемцев - Волков тоже в особой чести, видимо, как земляк, имеющий корни в костромском купечестве.
    
     Другой отряд художественной интеллигенции ХVIII в. - живописцы - совершает прорыв в портретном искусстве. Прежде всего благодаря таланту Д.Г.Левицкого, Ф.С.Рокотова, В.Л.Боровиковского.
    
     Левицкий начинал осваивать художественное мастерство под руководством своего отца, который имел сан священника, но занимался граверными работами. Дмитрий трудился как живописец в Москве, будучи поддержанным А.П.Антроповым. Тогда-то его и заметили на одной из первых больших художественных выставок 1770 г. И уже в начале следующего Совет Петербургской Академии художеств предложил одаренному молодому живописцу возглавить класс портрета в качестве академика. Тот, конечно же, не отказался, хотя шаг предпринял весьма дерзкий и решительный: стал публичным художником, законодателем художественного вкуса. Отныне все вельможи екатерининского двора устремились к нему с заказами. Таких портретов было выполнено немало. Получили также известность портреты философа Д.Дидро и писателя Н.И.Новикова кисти Левицкого. Они отличались естественностью и точностью передаваемых черт.
    
     Заметных достижений добился Рокотов. Он родился в семье крепостных, приписанных к князьям Репниным. Но судьба ему улыбалась: удалось поступить на учебу в Петербургскую Академию художеств. К тому времени Рокотов уже успел написать портрет князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III. Есть предположение, что эта работа и сделала его известным императорскому двору. Позднее в Петергофе художник работал над образом малолетнего Павла Петровича, а в 1762 г. написал портрет Екатерины II, закрепивший за Рокотовым славу великого мастера. Портрет копировали, размножали. Екатерина же заказала еще один, осталась и тем довольна, заплатив художнику огромный гонорар в 500 рублей.
    
     Одним из наиболее удачных произведений Ф.С.Рокотова следует признать портрет литератора А.П.Сумарокова. Бархатный фиолетовый кафтан, лента через плечо и орденская звезда на груди. Характерны на портрете губы: они сжаты, в них горечь и презрение. Взгляд холоден, пронзителен. (Сумароков находил в светских кругах немало омерзения.) Рокотов это понял и передал. Заглянуть своему персонажу в душу, понять настроение, предугадать мысли дорогого стоило и подтверждало художественный дар. В жанре интимного портрета художнику удалось проявить нежность и теплоту черт человеческого лица.
    
     У В.Л.Боровиковского для творческой реализации был не только талант, он изначально, с рождения, стоял на более благополучной общественной ступени. Как дворянин проходил службу и вышел в отставку в чине поручика. Живописью увлекался с младых лет, сам практиковался в портретном направлении. В 1787 г. через его родной Миргород проезжала Екатерина II. По знаменательному случаю местная знать заказала ему несколько картин, посвященных царскому двору. Императрица удивилась: на одном полотне в аллегорическом сюжете она обнаружила себя объясняющей «Наказ» греческим мудрецам, на другом - сеятельницей с пахарем Петром I. Восхищенная Екатерина дала Боровиковскому истинно своевременный наказ срочно ехать в Академию художеств.
    
     В Петербурге он возносится на вершину славы. Отныне Боровиковский вхож в высшие аристократические круги, пишет портреты для семей Безбородко, Арсеньевых, Гагариных... Крупные парадные портреты - вице-канцлера А.Б.Куракина, самой Екатерины II.
    
     Отдохновение Владимир Лукич находил в меланхолии натурщиц, красоту которых он сохранил до наших дней во множестве работ, включая миниатюры.
    
     То, что в ХVIII столетии приобретает конкретные очертания литературно-журналистский отряд художественной интеллигенции, сомнений не вызывает. Н.И.Новиков, возглавивший на 10 лет типографское издательство Московского университета, выпустил в свет около 800 книг. Это были сочинения В.Шекспира, М.Сервантеса, Ж.Б.Мольера, П.О.Бомарше, К.Гольдони, Д.Дефо в русском переводе. Активно публиковал он и наших писателей, читатели получали книги А.П.Сумарокова, Д.И.Фонвизина, труды историка Н.М.Карамзина. К двум действующим книжным лавкам в Москве прибавились еще 20! Появились первые специализированные журналы - для женщин, детей, сельскохозяйственной и экономической проблематики.
    
     Сам Н.И.Новиков редактировал литературные журналы «Трутень» и «Живописец». Авторское наследие Новикова литературоведы не считают большим, но называют его значительным в развитии русского сатирического искусства. Ведь впервые в отечественной литературе стали изображаться социальные типы людей из разных сословий в типических обстоятельствах их существования. С «Письмами к племяннику», «Отписками крестьянскими», «Письмами к Фалалею» Новикова перекликаются комедии «Бригадир» и «Недоросль» Фонвизина. Некоторые исследователи полагают, что уже в ХVIII в., а именно в последней его трети, на смену господствующему классицизму выдвигаются реалистические тенденции. Новиков и Фонвизин как писатели-новаторы прекрасно понимали невозможность достижения достойного уровня художественности и создания великой русской литературы через следование античным и другим зарубежным образцам. Они обратятся к национальной самобытности русской жизни - и будут правы, войдут в историю.
    
     Доподлинно установлено, что ни Новиков, ни Фонвизин не оставили после себя теоретических статей, где бы обосновали свое новое осознание искусства. Видимо, таковые просто не были написаны. Однако до нас дошли отдельные высказывания Новикова, передающие его эстетические позиции, ориентированные на реализм. Например, в полемике с Екатериной II о том, какой должна быть сатира, Николай Иванович замечает необходимость правдивого запечатления ею пороков. Для него сатира напоминает зеркало, что «для того и делается, чтобы смотрящиеся в него видели свои недостатки и оные исправляли» .
    
     Сатирический журнал «Всякая всячина», издаваемый императрицей начиная с 1769 г., в своей идейной направленности вроде бы реализовывал обличение человеческих пороков. На страницах журнала высмеивались скряжничество, тупое следование моде, суеверие. Но скорее не высмеивание это было, а ироническое подсмеивание пробующей силы в журналистике Екатерины II. Такая сатира, по мнению Новикова, не отвечала требованиям времени - потому он и вступил в спор с высокопоставленной издательницей. Профессиональная победа осталась за ним, иначе Екатерина не отказалась бы от журналистского пера. Но писателю пришлось поплатиться за свою дерзость, а еще за связи с масонами и Павлом: с 1792 по 1796 гг. он находился в тайном заточении в Шлиссельбургской крепости.
    
     Исторический анализ художественно-творческой жизни российского общества ХVIII в. показывает, что во второй половине столетия профессионально заявляют себя и развиваются многие виды художественного творчества. Оформляются отряды художественной интеллигенции театра, живописи, литературы, журналистики и др. Таким образом, традиционная точка зрения о появлении интеллигенции, и художественной тоже, в ХIХ в. не совсем состоятельна. Фактологическая картина, представленная нами, ясно дает понять: именно в ХVIII в. не просто формируется, как иногда пишут, а полноценно демонстрирует свое уникальное искусство первая художественная интеллигенция. К тому же у нее уже есть возможность получать подготовку в специальных учебных заведениях. Да, это отдельные личности. Да, пока это не массовое явление. Поэтому и П.Д.Боборыкин позволяет себе лишь скромную реплику по поводу интеллигенции в ХVIII в., и только в художественном тексте, в значении «возможно». Но разве с течением времени, да и в наши дни мы вправе говорить и писать о художниках как о массе, пусть и творческой? Количество учебных заведений с художественно-творческими факультетами, специальностями ничего не меняет. Индивидуальность остается индивидуальностью, посредственность - посредственностью, а на гения не выучишься ни в Оксфорде, ни в Кембридже, ни в Москве.
    
     С.А.Федюкин отмечал, что «в наши дни существенно меняются социальные и профессиональные условия бытия интеллигенции <...> интеллигенция - сложное и непрерывно развивающееся социальное образование» . От также писал о присутствии в группе интеллигенции всех наций и народностей , о пополнении интеллигенции высококвалифицированными кадрами после высшей и средней специальной школы  за счет всех социальных групп , говорил еще, что прогресс меняет облик некоторых отрядов интеллигенции при исчезновении одних профессий и появлении новых . Особенно важную роль ученый определил художественной интеллигенции, произведения которой «служат мощным средством нравственного, эстетического воздействия на человека» . Тезис С.А. Федюкина о дифференцированном подходе к представителям каждого отряда интеллигенции видится нам наиболее актуальным сегодня, и его требуется развить в разрешение проблемы дифференцированного подхода. Уверены, что нельзя «мерить одной меркой» представителей разных отрядов. Тем более применять ее к столь труднопостигаемой и в чем-то элитарной группе - художественной интеллигенции. Прежде всего речь идет о нравственно-этическом поведении художников. Находясь в непрерывном поиске новых ощущений, красок, образов, последние нередко позволяют себе поведенческие проявления, не выдерживающие никакой критики. Объясняют это спецификой натуры, профессиональной необходимостью и т.д. Кроме того, почти всем художникам присущи глубокое самолюбие, эгоизм, стремление к известности, эмоциональные вспышки и др. Все перечисленное высвечивает многих представителей художественных профессий порой не в лучшем свете, а посему ставит вопрос об их принадлежности к интеллигенции. Здесь, видимо, необходимо апеллировать к творческому аспекту, непосредственно к результату труда, и уже по деятельностным чертам делать соответствующие выводы индивидуально.
    
     Выявить критерии художественной интеллигенции помогает функциональный подход (проблема профессиональных функций). Е.М. Раскатова предлагает к профессиональным функциям художественной интеллигенции отнести: творческую, гуманистическую, информационную и коммуникативную . Но разве они специфичны только для художественной интеллигенции? На наш взгляд, абсолютно любая группа интеллигенции несет в себе все эти начала, которые и проявляет в деятельности по профессии.
    
     Считаем целесообразным выдвинуть альтернативные функции:
1)ярко выраженное чувственно-болезненное восприятие окружающего мира; 2)передача в индивидуальной манере через художественные образы волнующего.
В некоторых случаях художниками выполняется еще одна, очень редкая, функция – 3) предвидения. По ней отдельных представителей художественной интеллигенции зачастую причисляют к гениям.
    
     Остается актуальной проблема разграничения внутривидовых группировок художественной интеллигенции. Традиционно к этому отряду относят литераторов, художников, музыкантов, театральных деятелей, кинематографистов, в некоторых случаях - искусствоведов. С этими шестью категориями ученые более-менее определились. Но вот кого к ним конкретно причислять - задача куда более трудная, а потому до сих пор не решена. Например, в категорию художественной интеллигенции театра Н.В. Смирнова включает лишь режиссеров и актеров . А кем же тогда являются художники - постановщики, художники - осветители, художники по костюму и т. д.? В категории художников исследователь из Костромы выделяет декораторов, и вроде бы вопрос с художниками - постановщиками снят. Но нет: профессиональные функции художника - постановщика распространяются гораздо шире функций просто декоратора. А значимость художника - постановщика в театре приравнена к роли режиссера - постановщика. Названные нами специалисты чаще всего не вступают в Союз художников, а порой и в Союз театральных деятелей. И если принять точку зрения Н.В. Смирновой, они не являются художественной интеллигенцией, что, на наш взгляд, ошибочно.
    
     Членство художественной интеллигенции в творческих Союзах все более теряет актуальность в последние годы. В отличие от советского периода представители творческих Союзов в России не получают никаких льгот. Хотя и тогда «не каждому перепадал полный набор <...> благ, кто-то оказывался более “равным”, кто-то - менее, но что-то от Союза получал каждый. Впрочем, и сам за это “что-то” расплачивался» . При всем этом право называться художником всегда давали произведения, а не документы. Исходя из этого, считаем целесообразным снизить при научном анализе ценз членства в творческом союзе в наши дни. К этому же призывает другая тенденция - появление многих новых творческих союзов с довольно сомнительным профессиональным отбором.
    
     На новейшем этапе интеллигентоведения видится важным анализ художественной интеллигенции в софиосферном ракурсе. По определению автора, художественно-софиосферная интеллигенция - социально-профессиональная группа людей, являющаяся носителем передовых для своего времени нравственных идеалов, активно занимающаяся художественно-образным творчеством, которое базируется на природном таланте, интуиции, софийном сознании и освоенном в процессе жизни индивида интеллектуальном (прежде всего профессиональном) опыте. Художественно-софиосферная интеллигенция формируется на базе всех социальных слоев и наций, она участвует в сохранении, изучении, создании и распространении духовных ценностей, играет наиважнейшую роль в воспитании и образовательном процессе общества. Можно выделить две группы художественно-софиосферной интеллигенции: представители свободных профессий и штатные работники организаций. К художественно-софиосферной интеллигенции относятся литераторы, музыканты, художники, кинематографисты, режиссеры, артисты, журналисты, творческие работники средств массовой информации и другие. Деятельность художественно-софиосферной интеллигенции направлена на соотношение с чувствами, стремлениями и действиями других людей. Прирожденная мудрость как отличительная черта сознания определенной части художников позволяет им значительно опередить свой возраст и очень рано взглянуть на проявления жизни глазами разных поколений, универсально преломляя индивидуальный человеческий опыт, для наработки которого большинству требуются десятилетия.
   
   
   
   

   


Рецензии