Костромской край открывает тайны

Всю округу близ Красного-на-Волге можно считать огромным сакральным деревенским комплексом. Именно там можно наблюдать т. н. «пронимальную символику». Этот термин введен санкт-петербургским этнографом Татьяной Щепаньской.

Пронимальная магическая символика наблюдается в разного рода проемах (дырах, углублениях, трещинах, развилках) и операции пронимания (протаскивания, продевания, погружения).

Обычно в пронимальной магии используются несколько типов объектов. Если не брать в расчет домашние предметы (кастрюли, чугунки и т. д.), то наибольший интерес представляют сакральные объекты и комплексы вне дома. Это поклонные камни с углублением - «следом» святого или животного, «чашей», несколькими отверстиями-колодцами, водные источники и деревья с дуплом, развилкой ветвей или «окнами», образованными вросшим обратно в ствол суком.

Все они, так или иначе, связаны в традиционной мифологии с символикой материнства и родов, уточняет исследователь Андрей Малышев-Мерянин.

Мерянский протогород

Знаменитое Дурасовское городище находится в нескольких километрах от Красного-на-Волге выше по течению Волги. Это поселение конца I тысячелетия нашей эры, оно подобно легендарной плесской Алабуге. В то время древний финно-угорский народ меря занимался ювелирным делом, ремеслами и торговлей. У каждого крупного населенного пункта существовали места отправления религиозного культа.

Недалеко от городища, около деревни Дурасово, в лесу испокон веку находился камень-чашечник, называемый «Слезник» который по поверьям местных жителей лечил глаза и пользовался большим почитанием. Но затем он внезапно пропал. Некоторые дурасовцы помнят, что из леса его зачем-то перетащили к старообрядческой церкви, а потом камень как испарился. Лишь недавно выяснилось, что «Слезник» находится в одной из церквей Костромского исторического музея-заповедника. Извините, но камешек должен находиться на своем месте, а не в музее, тем паче, в церкви.

«Слезник» представляет собой неровный куб. На его поверхности имеется несколько круглых углублений, где скапливалась дождевая вода, почитавшаяся местным населением в качестве целебной.
 
Бочаг у Дериножки

Еще один сакральный объект, который в регионе Верхней Волги однозначно может быть связан с пронимальной магией, - это провал в открытую глубь рождающей воду земли (бочаг). Яркий пример - сакральный комплекс «Святой бочаг» у реки Дериножка (недалеко от села Захарово). Там отмечены несколько объектов поклонения, связанных с поправлением здоровья: круглый бочаг (провал в земле, заполненный водой, на берегу реки), источник воды из которого вытекает ручеек, впадающий в «Святой бочаг» и крупный валун, лежащий рядом с источником.

Это комплекс считается местночтимой святыней, многие люди приходят сюда в разное время года для того, чтобы взять воды, облиться ею или искупаться в самом бочаге. Считается, что на месте бочага раньше находилось какое-то поселение. И была там церковь. А бочаг образовался на месте церкви, которая почему-то ушла под землю.

Юные краеведы из Захаровской школы – Виктория Колобова и Ирина Иванова в своей работе сообщили:  «Большое количество холмиков около бочага, по рассказам людей, это бывшие могилки, ведь около каждой церкви всегда есть кладбище. Вода в бочаге особая, она не портится, даже если простоит долгое время. По рассказам наших односельчан, она исцеляет многие болезни.

Чтобы действие бочага помогло, надо перекреститься и три раза обойти бочаг против часовой стрелки с молитвой «Отче наш». А еще один пример подтверждает, что действительно бочаг «Святой». Лежит около водоема камень, под которым, вроде бы, по легенде, лежат драгоценности. Несколько раз пытались его сдвинуть с места, но он оставался непокорным, а люди, тревожившие его, за свои попытки всегда платились здоровьем и жизнью».

Хозяин леса на камне

Исследователи Ивановского музея камня давно уже описали камень «Ведьмин стул» у деревни Антоновское, что на юго-востоке Красносельского район, но с горечью отмечали, что до наших дней не сохранился камень-следовик у села Сторожево Заволжского района, почти на самой границе с красносельем.

На красносельском камне якобы сидят ведьмы, другие сущности темного мира и подпитываются энергией. Этот камень называют еще «Башмаком» или «Медведем». К нему от ближней деревушки проходит «Марфина тропка», названная по имени жительницы крайнего дома, от которого она и начинается.

По легенде некто Петр Клинов пошел однажды в лес за грибами по «Марфиной тропке» мимо камня. И увидел, что на нем сидит старик в лапоточках и с длинной седой бородой ниже колен. Не так просто время коротает, а дымит «козьей ножкой». Петру так захотелось покурить, что мочи нет. Попросил у старика махорки. Тот потянулся за кисетом и вдруг исчез. Когда возвращался Клинов домой, опять проходил мимо камня и увидел, что на нем сидит огромный медведь, а шкура у него сединой отливает. Это был хозяин леса.

Страшные и полезные места

Красноселы стороной стараются обходить канаву между селами Подольское и Здемирово. Как они объясняют, перед «цыганской» деревней есть овражек, а чуть дальше – деревня Шаблыкино. Там людей кто-то или что-то «заводит». Многие там погибли. И поле в Подольском, когда к кладбищу спускаешься вниз, сейчас начали зачем-то застраивать. Ничего люди не боятся. А ведь там, говорят, чертей видели. И вся нечисть, как по бульвару разгуливает. Но это тоже пример пронимальной магической символики.

Еще два примера пронимальной магической символики в Красноселье - «Аринина дырка», где в грязь окунались женщины, чтобы забеременеть и местечко около деревни Черемискино, где тоже грязи полно, но окунание в которую сулило молодицам вечную красоту. Конечно, нельзя забывать и о колодце в селе Прискоково, водица из которого многие века особо полезна для молодоженов.

Эти и другие природные объекты Красноселья, так или иначе, маркированы пронимальной символикой. И всюду идея материнства / порождения просматривается в смысловой нагрузке почитания таких мест. Паломничество к таким местам предпринимали, чтобы:
исцелиться от бесплодия (вода из святых источников или из «следов» в чудотворных камнях считалась хорошим средством) или получить облегчение в родах (роженице давали пить воду из святого источника или пролитую в развилку/«воротца» священного дерева);
вступить в брак: девушки, в особенности уже засидевшиеся, ходили по «странным» местам группами;
приворожить парня или вернуть любовь супруга;
помянуть умершего родственника, чаще всего - ребенка или супруга.
В почитании таких мест воплотилось отношение к территории как к Матери-Земле - рождающей, дающей и поддерживающей жизнь.

Ритуальные практики

Пронимальная магия видна в самом ритуале поклонения им. Неотъемлемой ее частью являются физические формы соприкосновения с ними. Надо отметить следующие ритуальные практики. Их и отмечает Татьяна Щепаньская.

Пронимание/протаскивание в отверстие. Детей протаскивали в дупло или развилку священного дерева. В дупле / развилке оставляли старую одежду малыша (по поверью, вместе с болезнью). Эта операция считалась средством излечения от болезней - грыжи, испуга, полуночницы, собачьей старости - и нередко прямо интерпретировалась как «перерождение» (о чем мы уже говорили в соответствующем разделе);

Погружение в водоем. Часто по обету больные приходили на место, совершали омовение, после чего оставляли на ветках близлежащих деревьев свою одежду. Подобная практика отмечена на всех водных источниках. Этот ритуал, с купанием и оставлением у водоема одежды, является классическим ритуалом «перерождения».
Погружения в отверстие. Это разновидность того же погружения в водоем. Во время этого ритуала люди могли вставать в «след» на священном камне, чтобы излечиться от многих болезней, в частности, от женских.

Вычерпывание и питье дождевой воды. Использование воды из углубления / следа в камне для питья или промывки глаз и другого наружного применения.
Пролитие воды на камень. Пролитие воды в «чашку»/«след» с последующим ее собиранием. Такой водою, по свидетельствам этнографии, чаще всего пользовали рожениц и больных младенцев.

Оставление в отверстии / на деревьях вокруг разного рода предметов: подношения паломников. В водах святого источника, а также в выемках камней оставляли металлические деньги. Ветви близлежащих деревьев увешиваются приношениями паломников, лоскутами ткани, полотенцами, одеждой которую больные оставляют на месте после ритуала.

Символика мест, связанных с пронимальной магией, в народной традиции свидетельствует об отношении людей к ним как средоточиям материнской силы земли, рождающей и поддерживающей жизнь. Магические практики были призваны активировать в людях так называемые прокреативные программы (брак, деторождение, нормализация супружеской жизни, здоровье людей, а также плодовитость и здоровье домашнего скота).


Рецензии