Мы дружбой народов сильны посвящённая творчеству Р

Актуальность проблемы   
Дружба народов - всегда была и останется на все времена самым  нужным, необходимым вопросом в нашей многонациональной стране Россия и республике Дагестан, так как это наша жизнь в настоящем, это путь в будущее, это единство народов, взаимодействие в культурных, экономических связях.
 Без толерантных  взаимоотношений невозможно успешное  развитие каждой народности и в целом страны: так было до нас, мы тоже должны ещё больше укреплять дружбу в многонациональной республике и стране и передать  толерантные взаимоотношения будущему поколению.
               Тему  дружбы  народов,  посвящённую творчеству Гамзатова, выбрала, потому что в его произведениях можно найти кладезь народной мудрости, источник добра, света, культуры и традиций народов Дагестана. На основе мудрых изречений и высказываний, в произведениях великого поэта, мы черпаем знания, нормы нравственного поведения, любовь к родной земле, умение жить и сосуществовать как в семье единой  в своей республике, малой родине, и быть верным и преданным большой родине, России. Основа счастливой и нормальной жизни в России - это дружба между всеми народами, населяющими её.  Эта тема является основной в творчестве писателя.
Цель и задачи исследования:
1. Показать, как в творчестве Расула Гамзатова красной линией звучит тема межэтнического толерантного отношения.
2. Дружба народов является основой стабильной жизни республики и страны.
3. Только взаимоуважение сближает народы разных национальностей и делает их ещё сильней.

Материал и методы:
 1.Использование интернет ресурсов.
 2.Чтение книг и поэтических сборников Расула Гамзатова.
 3.Беседа со старожилом Шариповым Магомедом
 4.Обработка полученного материала и обобщение информации.
               
                План
I. Вступление.    Тема дружбы в произведениях Р.Гамзатова
II.Основная часть. Сыновний долг  поэта перед Дагестаном и перед Россией
1.Исторические связи между дагестанскими народами      
2. Рассуждение писателя о Дагестане, погибших на войне братьях
3.Своебразие отражения культурных  связей
4.О Хиросиме, девочке  с журавликом
5.О подвиге Магомед- загида Абдулманапова
6. Отражение в произведениях экономических связей
7. Беседа со старожилом Шариповым Магомедом
III.Заключение, выводы.



1
               
                Мой праздник – единство народов республики,
                их дружба с другими народами,
                А более всего боюсь – их   разобщённости                                (Народный поэт Дагестана Расул Гамзатов)
   
        В произведениях Гамзатова основная мысль о том, что только дружба  народов способствует процветанию Дагестана, укреплению  республики внутри Российской федерации и далеко за её пределами:
  «Мы в небо горное глядим
 Одним народным оком,
За полем вспаханным следим
 Другим народным оком.
Когда гряда тяжёлых туч
 Гнетёт вершины горных круч,
 Идёт на поле весь народ
 В сплочении глубоком!»
  С древних времён народ Дагестана известен, как гостеприимный, сильный духом, сплочённый, мужественный народ. В нём живут жители около ста национальностей, мирно живущих друг с другом:
«…случилось так, что в горах Дагестана в тот день гуляла снежная буря. Снег крутился в ущельях и поднимался до неба, ничего не было видно- ни дорог, ни жилья…
-Нет,- сказал раздаватель языков, у которого уже и усы начали леденеть,- не буду я карабкаться по этим скалам, да ещё в такую погоду. Взял он свой хурджун, в котором на дне лежали пригоршни две  нерозданных языков, да и высыпал все языки на наши горы…»
  Поэтому в нашей республике  так много народностей. Поэт пишет, что, если бы мы не были в составе России, то постоянно находились  бы в опасности от иноземных захватчиков:
«Спорить мой земляк не станет
С этой мудростью вовек,
И в нагорном Дагестане
Знает каждый человек, -
Сколько бы в аулы бедствий
Чужеземцы принесли,
Если б с нами по соседству
Русской не было земли!               
И, умея в жизнь вглядеться,
Вижу: счастлив оттого,
Что живем мы сердце к сердцу -
Дети дома одного».
«Человеку дают имя, папаху и оружие, человека с колыбели учат родным песням.
 В какие бы края ни забросила меня судьба, я везде чувствую себя представителем той земли, тех гор, того аула, где я научился седлать коня .Я везде считаю себя специальным корреспондентом моего Дагестана. Но в свой Дагестан я возвращаюсь как специальный
2
корреспондент общечеловеческой культуры, как представитель всей нашей страны и  даже всего мира».  Автор сравнивает народы Дагестана с горными ручьями, которые слились в один поток. Он называет Дагестан: «Маленькое окно на великий океан мира»
«Без дружбы погиб бы мой малый народ,
Великий лишь тем, что любовью живет.
Нам верная дружба и песни о ней
Нужнее, чем воздух, и хлеба нужней». 
    Расул считает, что у дагестанского народа две матери. Первая мать, по словам автора, родной Дагестан, где поэт родился и вырос: «Здесь я впервые услышал родные песни и первую песню спел сам. Здесь я впервые ощутил вкус воды и хлеба…» Гамзатов пишет, что все раны, полученные им в детстве, карабкаясь по острым камням, залечили воды и травы родной земли.
Второй матерью, считает поэт великую Россию, Москву: «воспитала, окрылила, вывела на широкий путь, показала неоглядные горизонты, показала весь мир».
   Автор считает себя в сыновнем долгу перед обеими матерями:
«Две матери, как два крыла, как две руки, два глаза, две песни.  Руки двух матерей и гладили меня по голове, и трепали за уши, когда было нужно. Две матери натягивали струны на моём пандуре. Каждая мать по струне. Они подняли меня высоко над землёй, над моим аулом, и я увидел сих плеч многое в мире, чего не увидел бы никогда, если бы  они не подняли меня над землёй…»  Расул, продолжая мысль о   значимости дружбы между народами, рассуждает:
«…И красивый дом может рухнуть, если стены у него непрочные»
            Писатель считает, что иранский шах Надир помог объединиться разрозненным дагестанским народам, что их объединила общая ненависть к шаху-завоевателю. Гамзатов пишет: «В войне с шахом Дагестан потерял сто тысяч лучших своих сынов. Погибли чабаны, охотники, каменотёсы, чеканщики, землепашцы, поэты…» Но Надир шах не смог покорить Дагестан, хотя он думал, что расправится одним ударом. В конце войны он сказал: « Всё своё войско готов сменять на одного их героя Муртазали». И это говорил человек, покоривший полмира. Осталось один миллион человек. После народилось сто тысяч  новых сынов и дочерей.
  Позднее, по словам поэта, в Дагестане началась новая война имама Шамиля против России. Жестокая война: «В наших песнях поётся, что приходилось выходить один на сто. Отрубали руку - дрались другой рукой, отрубали голову- тела продолжали драться. Убитыми конями перегораживали дороги и ущелья, с высоких скал прыгали на штыки…» Эта война горцев против царя продолжалась двадцать пять лет. Она унесла сто тысяч лучших сыновей и дочерей Дагестана. В Верхнем Гунибе сохранился камень, на котором написано: «На сем камне восседал князь Барятинский, принимая пленного Шамиля». Расул пишет, что Барятинский сказал Шамилю, что его старания и борьба были напрасны. Но, продолжает свои мысли автор, Шамиль возразил, что борьба его была не напрасной:
  «Память о ней сохранится в народе. Многих кровников моя борьба сделала братьями, многие враждовавшие между собой аулы она объединила, многие народы Дагестана, враждовавшие между собой и твердившие «мой народ», «моя нация» она слила в единый дагестанский народ. Чувство родины, чувство единого Дагестана я завоевал и оставляю своим потомкам. Разве этого мало?»
 
3    

 Прошло некоторое время. В Дагестан пришла революция. Поэт пишет, что Сулейман
Стальский сказал: «Я был подобен клинку, зарытому в землю. Советская власть вытащила меня, отчистила от ржавчины, и я заблистал» А отец, продолжает Расул, писал: «Хоть мы и всегда были горцами, но только сейчас поднялись на вершину горы». Советская власть, пишет поэт, сплотила людей, объединила все нации в республике и «Дагестан походил теперь на могучий корабль, вышедший в большое  новое плавание». Гамзатов сравнивает советский Дагестан с крепким деревом, с ветвями: снова выросли сыновья и дочери Дагестана, появились врачи, учителя, лётчики, повара, мастера, люди разных профессий, но напали фашисты, и началась война с Германией. Всё дагестанское мужское население и многие женщины участвовали в войне, многие погибли, похоронены в братских могилах:
 « В каждой воинской части, у моряков, у пехотинцев, у танкистов, у лётчиков, у артиллеристов - всюду можно было встретить дагестанца: стрелка, пилота, командира, партизана».  В городе Балашове в госпитале умер старший брат Расула Магомед Гамзатов:
 «Отец посадил на могиле деревце, русскую берёзу. Он сказал:  «Расширилось теперь наше цадинское кладбище. Большим теперь стал наш аул». Мысли отца, что дагестанские могилы есть на русской земле, в России, значит, что границы родного  аула расширились.
 Мысли о мире народов, о том, что многонациональная родина  живёт в единстве, воодушевляет поэта. Он продолжает мысли о необходимости
жить,  как в одной семье.
«В Дагестане так говорили: драчливому быку отпиливают рога, кусачую собаку держат на цепи.  Если бы и в мире существовал такой обычай, легко бы жилось. С думами о большом мире живёт теперь наш маленький Дагестан». Гамзатов считает, что в каждой народности встречаются и высокие люди и низкие, и красивые, и уроды. Найдёшь и вора, и клеветника. Но это уж будут сорняки, а не сама народность.
       Мысли о значении единства народов писатель продолжает  любовью к языкам: родному и русскому.  Он их сравнивает со светильниками:
«Один освещал мне путь из  окна отцовской сакли.  Он был зажжён моей мамой, чтобы я не заблудился. Если этот светильник погаснет,  действительно, погаснет и моя жизнь. Она погрузится во тьму, если даже физически не умру. Второй светильник зажжён моей великой страной, моей большой Родиной, Россией, чтобы я не заплутался по дороге в
большой мир. Без него моя жизнь будет темна и ничтожна».
     После революции, когда уже стала налаживаться жизнь, размышляет поэт, нагрянула война с Германией.  С каждой сакли ушли сыновья защищать Родину: «И моя мать повязалась чёрным платком. Не вернулись Магомед и Ахильчи, два её сына, два моих брата… сто человек не вернулось в наш небольшой аул. Сто тысяч человек не вернулось по всему Дагестану…»
Он сравнивает Дагестан с мизинцем в большом и тяжёлом кулаке целой страны: «Тогда враги при всём их старании не разожмут этот кулак»
 Продолжая тему дружбы разных национальностей, Гамзатов пишет о взаимовыручке, единстве, поддержке между народностями  Дагестана и России:
 «У Шамиля кто-то спросил:
-Зачем Дагестану так много народностей?
-Чтобы одна могла выручить другую, если та попадёт в беду.
 4

      Для того чтобы одна могла поддержать другую, если та запоёт песню…»
       Когда у Расула спросили после этого, выходили ли все выручать одну народность, он ответил, что выходили, что ни один народ не оставался в стороне, потому что Родина одна.
          Интересно отражение автором культурных связей между народами.
 Так почти в каждое село и город приезжали канатоходцы, показывали выступление. Для всех людей это был праздник. Они, считает, Гамзатов несут по стране и за её границы самобытную культуру Дагестана, выступают в Будапеште и внутри страны в разных республиках. Будапештское телевидение снимает фильм о Дагестане,  артисты из других республик приезжают выступать в Дагестан. Ансамбль «Лезгинка» отправился в Бельгию и Голландию, а песни и пляски в Болгарии.
Памятник журавлям в Гунибе, в Махачкале, в Кисловодске, в селе Бухты, в северной Осетии в Дзуарикау,в городе Саратове, в парке Победы, в городе Иркутске, в селе Обода, в США, Голливуде, Лос-Анжелесе, Калифорнии, в Санкт-Петербурге, в Петербурге, в селе Ивантеевка Московской области, в Каралезской долине на Украине, жертвам теракта на Дубровке, в городе Видное в Подмосковье, в Хунзахском районе, Кингисепском районе, в Беларусии 23 гвардейцам, в Кимовске, в узбекском городе Чирчик, в Чистополе, в Курчатове, в городе Свирске, в Ханти Мансийске, в Москве, в Тюмени, в Красноярске, в Алма-Ате, в Финляндии, в Германии, в Ялте. Журавли Гамзатова объединили не только народы Дагестана, не только народы Росссии и Дагестана, но и народы всего мира.  Журавли Гамзатова стали гимном мира, добра.
Удивительны примеры, которые приводит Гамзатов. Он пишет, что в битве у речки Валерик, израненный мюрид Шамиля попал в плен к русским. В ауле думали, что его убили, а он через месяц возвратился живой и невредимый. Оказалось, что он в плену пел аварские песни. Русский офицер  узнал через переводчика, что он пел о жене, о маме. Ему понравились песни пленника, и он отпустил его домой.
  Другой пример о том, как Хаджи-Мурат, возвращаясь  из Темирхан-Шуры после удачного набега со своим отрядом домой, увидел двух русских солдат.
 Они спокойно сидели у костра и пели песни. Хаджи-Мурат узнал, что они поют о матери, о родине и сказал, чтобы их оставили, не убивали.
  В одном селе аварцы изгнали кровника, и он, скитаясь, на окраине лакского села построил себе избушку.  Там он жил и смастерил себе скрипку. Кровники  нашли его. Но, когда услышали удивительную музыку, доносящуюся из домика, не смогли его убить,  простили и разрешили возвратиться в село. Из-за удивительной игры на  скрипке, кровники простили кровника, которого изгнали  из аула.
Продолжая рассуждать о  мире и единстве, поэт приводит примеры о том, как знаменитый поэт Махмуд написал песню «Мариам». Он пишет, что в одном жестоком бою русские войска захватили село, выбив оттуда австрийцев. Преследуя бегущего неприятеля, Махмуд оказался у церкви, из которой выскочил перепуганный  австриец. Когда он увидел свирепого горца на коне, юркнул обратно в церковь.                У Махмуда за несколько дней до этого погиб брат, и он жаждал мести. Но вбежав в церковь, Махмуд остолбенел. Автор пишет, что прямо перед собой Махмуд увидел австрийца, стоящего на коленях и  молящегося перед иконой божьей матери Марии. По мыслям автора в Дагестане и без того не поднимутся руки, на человека, стоящего на
5

   коленях, а тем более на молящегося:
 «Но, кроме того, Махмуд был потрясён красотой женщины, которой  австриец молился. Махмуд вдруг увидел, что перед ним его возлюбленная Муи, её глаза, её печаль в глазах, её черты, её одежда. Кинжал выпал у него из рук. Неизвестно, что потом об этой истории рассказывал австриец, но только свирепый  горец тоже упал рядом с ним на колени и стал молиться по- христиански, неумело ударяя себя пальцами в лоб, в плечи, в грудь. Махмуд не видел, когда австриец исчез».  Расул пишет, что придя в себя,  Махмуд написал свои знаменитые стихи «Мариам».
         Шире стала родина  дагестанцев, продолжает рассуждать, писатель. Он пишет, что могилы их разбросаны  в далёких полях Украины, Белоруссии, Подмосковья, Венгрии, Польши, Чехословакии, на Карпатах и на Балканах, а также и под Берлином:
«-Из-за чего дрались раньше люди одного аула?               
-Из-за пяди земли, между полями двух горцев, из-за маленького откоса, из-за камня..
-За что теперь борется Дагестан?
-За мир во всём мире».
               Расул Гамзатов рассказал, что на него произвело  большое потрясение рассказ о девочке, жертве ядерной бомбардировки, которая умерла, не успев вырезать тысячу журавликов:
      «Увидев в Хиросиме проект памятника простой японской девочке с журавлем в руках, узнав ее историю, я испытал глубокое волнение, которое вылилось потом в стихи  «Колокол Хиросимы»:
«Насторожитесь! Колокол бьёт
 И видеть повсюду должны мы
 Журавлика, выпущенного в полёт
 Девочкою Хиросимы…
…Слабенькой ручкой, отправленный в путь,
Журавлик, ведь люди спасимы!
Сегодня моим Вергилием будь
 Девочка из Хиросимы».
 Девочка лежала в госпитале и должна была вырезать из бумаги тысячу журавлей. По японскому преданию они могли принести ей выздоровление, но не успела – скончалась. Потом, уже у памятника японской девочке с белым журавлем, я увидел впечатляющее зрелище – тысячи и тысячи женщин в белой одежде. Дело в том, что в трауре японские женщины носят белое одеяние, а не черное, как у нас».  Поэт рассказывает, что как раз в это время, когда он стоял в центре толпы, в небе появилась небольшая стая журавлей, и среди них был небольшой промежуток, который натолкнул писателя на мысль, что может быть, это место, возможно для него. Возвращаясь из Японии домой, Гамзатов думал об этом, а также о своих погибших братьях и умершем отце. Так появляется стихотворение «Журавли» в первоначальном варианте:
 «Мне кажется порою, что джигиты,
С кровавых не пришедшие полей,
В могилах братских не были зарыты,
А превратились в белых журавлей...»
 Роберт Бернс  прочитал  стихотворение, и оно очень понравилось ему. Он написал к нему
6

музыку и убедил Гамзатова заменить слово Джигиты на Солдаты.  Теперь эта песня стала гимном для всего мира.               
               В раздумьях о многонациональной родине Гамзатов пишет, что многие сыны и дочери Дагестана легли на полях Великой Отечественной войны против фашизма. Так в Севастополе есть обелиск Герою Советского Союза аварцу  Абдулманапову. Фашисты требовали: «Ты не русский. Зачем тебе умирать за эту  русскую землю? Сдавайся, жив будешь»  Магомед-Загид ответил:
«Я- русский, я-советский человек,
 С убитыми сроднился я навек.
 Мы- братья, дети мы одной страны,
 Солдаты родины, её сыны…
…Так он сказал, и выстрелы раздались,-
 Как русского враги его боялись,-
И с выжженною на груди звездой
 Упал на землю горец молодой».
 Поэт благодарен России за благосостояние родной республики:
« Народ мой к русским обратил свой взор,
Россией были спасены аварцы               
 Пословицу сложили наши старцы,
 И подтвердить её весь мир готов…
…Мы никогда вовеки не забудем,
 Что из России счастье к нам пришло,
  Что нас взлелеяло её тепло»   
В мае 1970 года,  вспоминает поэт,  Дагестан постигло  стихийное  бедствие.  Сильное землетрясение причинило республике огромный ущерб. В те дни проявились особенно много примеров дружбы: люди всей страны оказали помощь. Восстановили сёла из руин. Появились новые районы. Тысячи детей из республики взяли в свои школы-интернаты Москва, Ленинград, Иваново, Орджоникидзе и другие города. Страна выстроила им новые школы.
 Народы обмениваются фруктами, продуктами, зерном, техникой, промышленными материалами. Республика ежегодно получает с Москвы дотацию.
Итак, творчество Гамзатова многогранно, но  почти во всех произведениях о Родине, героизме, стойкости, о добре и зле, о нравах, о чести он утверждает, что  в полную грудь дышится его современнику, в родном очаге которого горит мирный огонь  братства и дружбы:
«Мы - братья, дети мы одной страны
Солдаты родины, её сыны.
 О люди! Не простые те слова:
 В них наша правда вечная жива.
 Пред смертью их сказал герой России,
И гордо повторяют их живые»
   
7


     В нашем селе живёт дедушка, Шарипов Магомед, который раньше жил в горах. Ему 88 лет.  Он говорит, что видел Гамзатова, разговаривал с ним.
Расул был мудрым, умным, добрым человеком. Всё его творчество, жизнь, помысли, говорит Шарипов Магомед, были о мире и добре между народами. Он ездил, как по стране, за границей, так и внутри республики. Гамзатов любил мир и народ.
Мы, люди разных национальностей живём в мире и согласии и должны так жить и передать это единство следующему поколению.
            Таким образом,  Дагестан - это многонациональная семья. И Тарумовский район входит в эту семью, мы за дружбу как в нашем селе, районе, так и во всей республике и в России целом.  У нас в селе живут люди разных национальностей в мире и согласии. На праздник Ураза и Курбан байрам к нам ходят в гости русские соседи, односельчане, мы тоже ходим к ним на праздники. В школе мы учимся с детьми разных национальностей, мы дружим, на праздники ходим вместе собирать конфеты, встречаем Новый год, отдыхаем, играем.
    1. В работе исследованы исторические, культурные, экономические связи  между народами Дагестана, авторское видение вопроса дружбы народов, своеобразие отражения Гамзатовым межэтнических отношений.
 2.Я узнала, что памятник журавлям Расула Гамзатова установлен в 35 городах, сёлах, столицах Дагестана, России и по всему миру,  была проведена беседа со старожилом Шариповым Магомедом Шариповичем о Расуле Гамзатове.
 3.Эта работа явилась основой для проведения открытого классного часа в 8а классе, в нашей школе «Немало краёв повидал я, но ты по-прежнему самый красивый на свете…»
4.В этой работе есть материал для проведения классных часов, нравственно-патриотического  воспитания подрастающего поколения учащихся и молодёжи.
 Мы, молодое поколение, принимаем эстафету единства и дружбы народов, переданную нам великим поэтом Расулом Гамзатовым и старшими, мудрыми людьми.
5.Обработала собранный материал и обобщила информацию.
6. Встречалась со старожилом для беседы о Расуле Гамзатове.













 

8

Использованная литература                страницы  в работе
1. Р.Гамзатов. Колесо жизни М. «Советский писатель»,1987.- 85с.                -2
2. Р.Гамзатов. Дагестанское книжное издательство.Махачкала,1975.-323с.       -2
3. Р.Гамзатов, Мой Дагестан. Дагестанское книжное издательство ,1975.-23с. -3
4. Р.Гамзатов, Мой Дагестан. Дагестанское книжное издательство ,1975.-34с. -3
5.1Р.Гамзатов, Мой Дагестан. Дагестанское книжное издательство ,1975.-45с. -3
5.2Р.Гамзатов, Мой Дагестан. Дагестанское книжное издательство ,1975.-45с. -3
6. Р.Гамзатов, Мой Дагестан. Дагестанское книжное издательство ,1975.-49с. -3
7. Р.Гамзатов, Мой Дагестан. Дагестанское книжное издательство ,1975.-290с. -3
8. Р.Гамзатов, Мой Дагестан. Дагестанское книжное издательство ,1975.-291с. -3
9. Р.Гамзатов, Мой Дагестан. Дагестанское книжное издательство ,1975.-293с.-4
10. Р.Гамзатов, Мой Дагестан. Дагестанское книжное издательство ,1975.-308с.-4
11. Р.Гамзатов, Мой Дагестан. Дагестанское книжное издательство ,1975.-309с.-4
12. Р.Гамзатов, Мой Дагестан. Дагестанское книжное издательство ,1975.-312с.-4
13. Р.Гамзатов, Мой Дагестан. Дагестанское книжное издательство ,1975.-317с.-4
14. Р.Гамзатов, Мой Дагестан. Дагестанское книжное издательство ,1975.-337с.-5
15. Р.Гамзатов, Мой Дагестан. Дагестанское книжное издательство ,1975.-315с.-5
16. Р.Гамзатов, Мой Дагестан. Дагестанское книжное издательство ,1975.-317с.-5
17. Р.Гамзатов, Мой Дагестан. Дагестанское книжное издательство ,1975.-326с.-5
18. Р.Гамзатов, Мой Дагестан. Дагестанское книжное издательство ,1975.-352с.-6
19.Р.Гамзатов. Стихотворения. Поэмы. Колокол Хиросимы. М.: Издательство «Художественная литература»,1969.т.2 -418с.                -6
20. Р.Гамзатов. Стихотворения. Поэмы. Солдаты России. М.: Издательство «Художественная литература»,1969.т.2 -197с.                -7
21. Р.Гамзатов. Стихотворения. Поэмы. Колокол Хиросимы. М.:Издательство «Художественная литература»,1969.т.2 -196с.                -7
22.Р.Гамзатов.Сборник литературно-критических, публицистических статей и творческих портретов. По-земному беспокоясь.Махачкала. Дагучпедгиз,1987.-8с.-8


                Электронные ресурсы
1.               -2
2. https://polsergmich.blogspot.com/2015/10/39.html                -3
3. http://literature-edu.ru/literatura/1218/index.html                -5
4. «Сказание о дружбе»                -3
5. Приложения   - 4 страницы  фото со старожилом, фото учащихся, выпускающих в небо белые шарики с журавлями, фото открытого классного часа, материал взят из этой работы  и фото по материалу работы               


Рецензии