Кубанцы на фронтах ПМВ ч. 4

Кавалер ордена св. Георгия 3 степени, начальник 3-го кавалерийского корпуса ген. от кавалерии граф Ф. А. Келлер с чинами штаба корпуса. Фото: ЦГКФФА Украины имени Г.С. Пшеничного.

Особенно острое положение создалось на Сарыкамышском направлении, где действовала во время декабрьского наступления 3-я турецкая армия. В ней насчитывалось 100 батальонов, 165 эскадронов и курдских сотен, 244 орудия, из Месопотамии двигалась 37-я пехотная дивизия. Кавказская армия включала: 153 батальона, 175 сотен, 12 сапёрных рот, 350 полевых орудий и 5 батальонов крепостной артиллерии общей численностью более 170 тыс. чел. (7). Основная борьба велась за крепость Сарыкамыш и овладение стратегически важными горными перевалами. Ген. Мышлаевский А.З.– помощник Командующего Кавказской армией сумел разгадать замысел противника. Он принял смелое решение по переброске войск, в составе которых были 5 батальонов 1-й Кубанской пластунской бригады, 155-й пехотный Кубанский и 1-й Запорожский казачьи полки. 4-й пластунский батальон совершил много километровый марш-бросок по заснеженным горным дорогам. 22 декабря 1914 г. во время контрнаступления русской армии пластуны вместе с солдатами 154-го Дербентского пехотного полка наткнулись на штаб IX турецкого корпуса. Из журнала военных действий батальона следует, что совместно с дербентцами пластуны окружили турок, которые выкинули белый флаг и сдались. В плен были захвачены: командир корпуса, начштаба, все штабные офицеры, около 7000 аскеров, вьючный обоз и много другой военной добычи. Кроме того, при наступлении батальоном захвачено 4 горных орудия и 4 пулемёта и масса патронных лент к ним.

Ген. Берхман докладывал Главкому: «Наши войска мужественны, все действуют доблестно, даже сборные команды, но пластуны выше всякой похвалы, сегодня они опять успели взять массу пленных, почти весь полк с командиром полка и 12 офицерами, 6 горных орудий и много пулемётных вьюков» (8). В дальнейшем командование обороной Сарыкамыша принял на себя полковник Генштаба И.С. Букретов, начштаба 2-й Кубанской пластунской бригады. Именно казаки 1-й и 2-й Кубанских пластунских бригад в конце 1914 г. сумели удержать город и переломить исход боёв в свою пользу. Будущий кубанский атаман Букретов за особенно проявленную инициативу при обороне Сарыкамыша был награждён орденом Св. Георгия 4 ст., произведён в генерал-майоры и назначен начальником 2-й Кубанской пластунской бригады. Продолжавшаяся почти месяц на фронте более 100 км и в глубину на 100 – 150 км Сарыкамышская операция завершилась убедительной победой русского оружия. 3-я турецкая армия была разбита. Из 90 тыс. Энвер-паша потерял 78 тыс. чел. убитыми и замерзшими, осталось 12 тыс. вследствие тифа и дезертирства. Турки оставили в руках победителей около 70 горных и полевых орудий. За мужество, проявленное в боях только по Сарыкамышской группировке русских войск из 2786 награждённых за 1914 г. более 980 были кубанцы. Новый командующий отдельной Кавказской армией Н.Н. Юденич, сумел проявить высокие качества полководца. Императором Николаем II он был произведён в чин полного генерала – генерала от инфантерии и награждён орденом Св. Георгия 4-й ст.

Уже летом 1915 г. за умелое руководство армией и срыв широкомасштабного вражеского наступления ген. Юденич удостоился ордена Св. Великомученника и Победоносца Георгия более высокой степени – 3-й (9). Оборона г. Сарыкамыша в 1915 г. стала одной из самых выдающихся побед Русской армии, сражавшейся против отборных войск Османской империи. Кубанские казаки продолжали свою доблестную героическую работу на войне. 28 февраля 1915 г. дивизион 1-го Екатеринодарского полка у дер. Килисс вступил в бой с турецкой пехотой и пленил 200 чел. и 2 орудия. 23 апреля 3-я и 4-я сотни Кавказского полка у дер. Саунсу разбили многочисленные отряды курдов. 27 апреля 1-я Кубанская бригада пластунов вела бои за дер. Баломутовичи и взяла её. В апреле 1915 г. 2-я и 3-я сотни 1-го Полтавского кошевого атамана Сидора Белого полка у г. Дильмана разгромили отряды курдов и турецкую пехоту. 21 мая 5-я сотня 1-го Хопёрского полка атаковала у г. Хаинкиой турецкую пехоту и уничтожила около полутора рот солдат. 5 июня 1915 г. 5-я сотня 1-го Запорожского полка у с. Авбаз вступила в бой с турецкой пехотой и уничтожила её. 24 июня – 1-й Кавказский полк атаковал у г. Дунгана турецкую колонну. Трофеи оказались очень убедительными: 1 тыс. солдат, 300 молодых подпоручиков, часть артиллерии, а также были отбиты обозы 4-го Кавказского армейского корпуса. 12 июля – 4-я сотня 1-го Хопёрского полка у г. Мялязгер вступила в бой с турецкой пехотой и обратила её в бегство.

В июле 1915 г. 1-я, 3-я и 5-я сотни Лабинского ген. Засса полка атаковали турецкую пехоту у г. Копота. В итоге были взяты в плен две с половиной роты, а два батальона спешно отступили. 6 августа 1-й Екатеринодарский кошевого атамана Захария Чепеги полк, из состава 3-й Кавказской дивизии, у с. Ракитна успешно атаковал турецкие войска. Новый 1915 год для войск Юго-Западного фронта начался очень неудачно. 8-я армия ген. от кавалерии А.А. Брусилова, упорно прорывавшаяся через Карпаты всю осень, с наступлением холодов вынуждена была остановить своё продвижение. Попасть в Берлин через Венгерскую равнину, как о том мечтал командующий фронтом ген. от артиллерии Н.И. Иванов, явно не получалось. Видя, что «карпатские орлы» ген. Брусилова надолго завязли в горных перевалах, австрийское главное командование решает нанести сильный и неожиданный удар во фланг его армии. Уже к середине января вражеские войска заняли г. Стрый, создавая реальную угрозу ближайшим тылам 8-й полевой армии. Командарм Брусилов лихорадочно собирал последние резервы, чтобы ликвидировать прорыв. Австрийцы готовились к нанесению второго удара на крайнем левом фланге Юго-Западного фронта. Там находился малочисленный Приднестровский отряд, недавно преобразованный в 30-й АК - армейский корпус. 12 (25) января 1915 г. АК перешёл в подчинение ген. Брусилову, что никак не изменило ситуации на этом участке фронта. …Командующий Надворненским отрядом ген. П.А. Стахович принимает решение атаковать неприятельские позиции у с. Рафайлова.

Они являлись удобным плацдармом для дальнейших наступательных действий 3-го пехотного полка польских легионеров. 6 рот пехоты с двумя орудиями фронтальной атакой должны были выбить поляков. Для конного набега выделялись 3-я и 4-я сотни 2-го Уманского полка с сапёрной и коннопулемётной командами. Возглавить отряд было поручено лучшему сотенному командиру дивизии Н.А. Федоренко. 8 (21) января 1915 г. дивизион подъесаула Федоренко выступил из Надворной. В пути ему пришлось преодолевать невероятные трудности. Кое-где лошадей казаки поднимали на скалы на руках или при помощи вьючков. Тропу преграждали отвесные скалы. Ущелье было занесено снегом, все мостики испорчены и приходилось наскоро строить новые, работая по пояс в снегу. Утром 11 января казаки подошли к с. Кляузура, в котором передовой разведдозор обнаружил две роты Польского легиона. Уманские сотни подъесаула Е.П. Жаркова атаковали село в пешем строю. Поляки успели обнаружить выдвижение уманцев и открыли по ним частый огонь. В перестрелке погибли младший урядник Николай Мыцык их ст-цы Кущёвской и казак Василий Грынь из Екатериновской. Три казака получили ранения. Чтобы облегчить положение атакующей цепи, офицер Федоренко направил в обход села команду подрывников. Сапёры взорвали несколько пироксилиновых зарядов в тылу и поляки, опасаясь окружения стали отступать. Казаки сожгли пакгаузы и казармы, захватили шестерых пленных, 19 винтовок, 3 телефонных аппарата, много патронов и продовольствия (10). 16 (29) января 1915 г. австрийская группа войск Пфлянцер-Балтина начала наступление в лесистых Карпатах.

Противник не принимал всерьёз русские позиции у Делятина и Надворной. Ударом в стык Стрыйского и Надворненского отрядов австрийцы решили прорваться, атаковав одновременно и правофланговый авангард отряда Стаховича у дер. Ясень. Позиции здесь удерживали три сотни 2-го Уманского полка, рота павлоградцев с 2 орудиями под общей командой подъесаула Н.А. Федоренко. К концу Великой войны он станет заместителем командира 2-го Уманского полка и кавалером многих боевых орденов. В бою у села Ангелово были ранены командир 4-й сотни уманцев подъесаул Е.П. Жарков и мл. офицер сотни хорунжий П.С. Галушкин. Основной удар приняла на себя 1-я сотня подъесаула А.М. Клембровского. Отражая атаки неприятеля у с. Кузьминец, получил ранение мл. офицер сотни прапорщик Ф.С. Ставицкий. Были убиты приказные: Антон Божко и Фёдор Лях с хутора Кисляковского, казак Пётр Высочин с х. Кугоейского. К 18 января на фронте Ясеньского авангарда наступало уже около трёх батальонов австрийской пехоты с артиллерией. С боями отряд Федоренко оставляет Осмолоду и Кузьминец, отходя к Ясеню. Противник стремится отрезать Ясеньский авангард от основных сил Новодворненского. Чтобы это не допустить, ген. Стахович направляет к селу Пороги 2-й Таманский казачий полк полковника А.П. Сазонова. 19 января у с. Гуты сотня таманцев подъесаула А.И. Крыжановского отбрасывает роту австрийцев, направлявшуюся в обход левого фланга Ясеньского авангарда. 

Продолжение следует в части  5              http://www.proza.ru/2017/07/22/1749


Рецензии
Уважаемый Николай, а скажите пожалуйста, почему Кубанские казаки, обласканны нашим нынешним правящим режимом, а все остальные казачьи войска, включая Донских казаков, находятся буквально в загоне?

Олег Бубнофф   06.12.2018 20:42     Заявить о нарушении
Не могу сказать, так как не нахожусь в структуре "карманного", реестрового ККВ и никогда не состоял в его рядах. Я казак вольный и с полицаями в рейды не хожу, за серебрянники не "служу". Считаю это неприемлемым и постыдным для казаков, а ещё и то, что ими "рулит" 18 лет один, а сейчас другой человек, не имеющий никакого отношения к потомственным казакам.

Николай Мринский   06.12.2018 20:53   Заявить о нарушении
Понял Вас, Николай.
Понял.
Спасибо большое...

Олег Бубнофф   06.12.2018 21:21   Заявить о нарушении