Интеллигентность в западноевропейской типизации

ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ТИПИЗАЦИИ, ИЛИ ВТОРОЙ МЕТОД ШЕРЛОКА ХОЛМСА   

     Вы уже знаете, что Британская энциклопедия объединила интеллигентов и интеллектуалов в одной словарной статье. Притом интеллигенция в ней - разновидность интеллектуальной группы, встречающейся на русской почве. Но английской художественной литературой рожден персонаж, воплотивший силу целенаправленного интеллектуала и красоту интеллигента. Герой этот не кто иной как англичанин. Выводя его в свет, писатель ломает научные стереотипы об интеллигенции. Но ему этого очень хочется - соединить несоединимое. А может быть, он все-таки находил в западном мире исключения? Ведь они есть у каждого правила. Как бы там ни было - дело сделано, слово сказано, а персонаж воплощен даже в кинематографе уже самим русским интеллигентом.
    
     Имя литературного героя Шерлока Холмса давно стало повседневно употребляемым. Это обусловлено устойчивой популярностью произведений английского прозаика Артура Конан Дойля (1859-1930) - автора рассказов и повестей о приключениях незаурядного сыщика. Возьмем на себя смелость заметить, что жанр авантюрного повествования, процветающий и в наши дни, не произвел на свет героя, сколько-нибудь равного Холмсу по читательскому пристрастию во всем мире, читательской любви и признательности людей разных поколений и образования. Ну кому, скажите, из литературных героев открывают мемориальные музеи? Это парадокс, но в мире уже существуют два мемориальных музея Шерлока Холмса. Один из них находится в Лондоне (знаменитая квартира на Бейкер-стрит, 221б), другой - в подземелье старинного замка Люсан, что неподалеку от швейцарского города Цюриха. Любой из живущих на земле позавидовал бы всего лишь выдуманному персонажу. Хотя, почему выдуманному? Ведь был эдинбургский профессор медицины Джозеф Белл, которому ассистировал будущий писатель, - высокий, худощавый, с «ястребиными» чертами лица, с удивительными способностями к дедукции. Конан Дойля всегда удивляло, что, лишь взглянув на пациента, Белл ставил диагноз, подтверждавшийся при беседе. Сын писателя Адриан свидетельствует: в первом наброске «Этюда в багровых тонах» частное расследование проводил именно врач, чем-то напоминающий по описаниям предстоящего Ватсона. Звали сыщика-любителя Ормонд Сэкер. Затем имя заменилось на Шеррингфорд, и только потом в черновиках появился Шерлок. Фамилию же Конан Дойль позаимствовал у своего любимого литератора Оливера Уэнделла Холмса.
    
     Дедуктивный метод Шерлока Холмса требует внимания к мельчайшим деталям, фактам, по которым выстраивается целостная картина. Будем предельно наблюдательны!
    
     Впервые Холмс появляется на публике в 1887 г.: в руки английских читателей попадает повесть начинающего Конан Дойля «Этюд в багровых тонах». Спустя три года публикуется повесть «Знак четырех». Затем в 1891 г. журнал «Стрэнд мэгэзин» начинает печатать рассказы «холмсовского цикла», объединенные со временем в сборники «Приключения Шерлока Холмса» (1892), «Записки о Шерлоке Холмсе» (1894). И он же, «Стрэнд мэгэзин», печатает с продолжениями «Собаку Баскервилей» - феноменальную, точную по языку и образному ряду повесть, захватывающую сюжетом.
    
     Рождение «Собаки Баскервилей» приходится на тот момент, когда литературная биография Холмса завершена: в последнем рассказе «Записок» он гибнет в водах Рейхенбахского водопада. Встреча с профессором Мориарти, главой преступной корпорации, поставила, кажется, последнюю точку. Но обстоятельства изменились...
    
     Надо признать, что Артур Конан Дойль, пережив первую радость популярности книг о Холмсе, - а именно это позволило ему, бедному практикующему врачу, стать профессиональным писателем, - начал серьезно переживать за судьбу других своих сочинений. Исторические романы, над которыми он работал, для читателей уходили на второй план. Большинство и слышать о них не хотело. Можно представить состояние литератора, лучшей своей книгой считавшего историческое повествование «Белый отряд» (1890) - об Англии ХIV в.
    
     Американский критик Д.П.Вуд назвал свое биографическое исследование о писателе «Человек, ненавидевший Шерлока Холмса» (1965). Думаем, эволюция радости в тревожное переживание достигла и точки ненависти к герою. Это вполне возможно. Сначала Дойль запросил у «Стрэнда» гигантский гонорар в 50 фунтов за каждый рассказ - видимо, в надежде, что тот откажется. Потом поднимал тему на семейном совете, по крайней мере, 11 ноября 1891 г. Конан Дойль написал письмо своей матери, в котором дал слово покончить с Холмсом раз и навсегда. Так он и поступил, отправив сыщика-консультанта в водную пучину.
    
     Конан Дойль не учел читательской реакции. Публика, влюбленная в Холмса, привыкшая к нему как к обязательному элементу повседневной жизни, цитировавшая героя приключений, требовала невозможного - продолжения. Она добилась своего!
    
     Все тот же «Стрэнд мэгэзин» в своей октябрьской книжке за 1903 г. опубликовал «Пустой дом» - рассказ, из которого выяснялось, что в водопаде сгинул лишь Мориарти, а Холмс спасся и долго скрывался от сторонников профессора преступного мира.
    
     Есть свидетельства, на которые ссылаются биографы писателя, согласно коим публика фактически штурмовала книжные киоски с «Пустым домом». Это подкупило Конан Дойля и повлияло на его творческие планы. Он пишет новые циклы рассказов «Возвращение Шерлока Холмса» (1905), «Его прощальный поклон» (1917), «Архив Шерлока Холмса» (1927), а также повесть «Долина ужаса».
    
     Шерлок Холмс появился в период правления английской королевы Виктории. Филологу Вильяму Бэринг-Гулду посчастливилось даже установить дату его рождения - по отдельным ссылкам на исторические события, упоминаниям, намекам, встречающимся на страницах повествований. Это 6 января 1854 г. Великий сыщик появляется в великую эпоху Британской империи - характерная деталь. При королеве Виктории на Британских островах завершается формирование буржуазной державы. Заметный скачок в научно-техническом развитии, а как следствие - распространение философии позитивизма с культом точного знания. Его-то и воплощает Шерлок Холмс.
    
     Занимаясь изучением феномена интеллигенции, мы не раз ловили себя на мысли, что воспринимаем художественный текст и с позиций интеллигентоведения. Это не всегда необходимо, но в данном случае актуально. Поскольку именно такой нетрадиционный взгляд способен объяснить популярность литературного персонажа.
    
     Шерлок Холмс - человек свободной профессии, обладающий уникальными способностями. Он имеет аналитический ум и наблюдательность, все возможности которых направляет на раскрытие преступлений. Притом делает это в свое удовольствие, а берется лишь за безнадежные, головоломные случаи, когда другие сыщики разводят руками.
    
     Холмс - джентльмен: вежлив, обходителен, предупредителен, приятен. И думает в первую очередь не о себе. «А вознаграждения мне никакого не нужно, так как моя работа и служит мне вознаграждением», - удивляет он героиню рассказа «Пестрая лента». Хотя последнее и не аксиома.
    
     Уважение к людям - важная составляющая натуры сыщика-консультанта. Это можно проследить и в том, что он дружен с уличными мальчишками, и что расследует дела как знатных, так и простых клиентов. Проблемы личные и государственные, с которыми к нему приходят, слиты воедино. По значимости они равны для Холмса - не что иное, как тактичность и мудрость.
    
     Добрый друг Холмса - доктор Ватсон с восхищением следит за его работой, с удовольствием участвует в приключениях, подвергая себя не меньшей опасности ради дела. А дело его - помочь раскрыть преступление и сохранить виртуозность друга в своих записках.
    
     В литературной типизации главных героев «шерлокианы» Конан Дойль делает явный упор на интеллигентность в контексте общечеловеческих ценностей. При всех русских корнях этого явления мы можем утверждать родственность понятий «джентльмен» и «интеллигент». Они близки по нравственной компоненте. К тому же интеллектуальная и творческая направленность деятельности Холмса и Ватсона дополняют английские джентльменские качества. Василий Ливанов, исполнивший роль Холмса в многосерийном фильме Игоря Масленникова, вспоминает поставленную задачу в начале съемок: «Мы снимаем фильм о людях, которые готовы бескорыстно прийти на помощь терпящим бедствие. Вот стержневая нравственная идея всего сериала. Сначала - об этом. А уж в-третьих, в-пятых, в-десятых – “англичанство”» (курсив мой. – В.Т.).
    
     И в книге, и в русском фильме Холмс абсолютно лишен тщеславия, довольствуясь лишь похвалами друга. При этом, правда, показывает прятный румянец. Но это ведь не «прикарманивание славы» Лестрейдом и Грегсоном, скорее адекватное осознание своих достоинств. В разговоре с Ватсоном он остер на язык: «Грегсон - самый толковый сыщик в Скотленд-Ярде... Он и Лестрейд выделяются среди прочих ничтожеств. Оба расторопны и энергичны, хотя банальны до ужаса. Друг с другом они на ножах. Они ревнивы к славе, как профессиональные красавицы». Холмс смеется над ними за глаза, а в присутствии  тонко иронизирует. И этим отводит душу. Все у него выходит так аккуратно и корректно, что сыщикам и невдомек. У них нет никакой обиды, ведь газеты заслуги скромного Холмса приписывают им. «Как хорошо, что вы приехали!» - искренне радуется Скотленд-Ярд.
    
     Увлекаясь сюжетом повествований Конан Дойля, читатель ассоциирует себя с Шерлоком Холмсом (а как же иначе?) и сам упражняет свой ум. «Придуманный» героем дедуктивный метод безотказно работает. Но у Холмса есть еще второй «метод» - интеллигентность. И он тоже безотказен в его расследованиях. Во многом именно интеллигентности Холмс обязан своей популярностью в мировой литературе. Умная простота и обаяние, свобода, скромность, скрипка, трубка ... Элементарно, Ватсон!
   


Рецензии