Афонский дневник 1997 год

Случайно наткнулся, разбирая старые бумаги, на старую записную книгу с афонским дневником 1997-98 гг. И тут же заиграло, ожило былое: иду афонскими тропами, беседую с давно умершими  или ушедшими из моей жизни отцами. Многое из записанного тогда, легло в основу в книг "афонские встречи" и "Афон по четырем измерениям". Сейчас уже гораздо больше известно фактов, но тут свежесть восприятия, радость встречи с Афоном, не затуманенное негативом видение святыни. Ведь трудных моментов в истории Афона было немало, и мне пришлось их узнать.
Диакон Петр вводит нас в храм, где мы прикладываемся к древу Честнаго и Животворящаго Креста, к мощам  40 мучеников Севастийских. Благоухание Креста передать нельзя. Это вторая по величине Часть Креста. Крест был передан царем в благодарность преподобному Павлу, и отцы затем разделили его на части. У них осталась часть, где была левая рука Спасителя. Царица Пульхерия также помогала возрождению монастыря. У входа в храм  икона Страшного Суда, которую мы долго  рассматриваем (о. Петр фотографировать не разрешает) и сорока мучеников севастийских.  Валера рассказывал, что на Происхождение Честных  Древ открывают Крест и все прикладываются к Нему. Когда было нашествие крестоносцев, то отцы из Ватопеда и Ксиропотама сослужили им и от этого сделалось землетрясение и рухнули стены монастыря.
Далее идут заметки о Пантелеймоновом монастыре, вернее перечисление мощей: рука  новомученика Евфимия, глава Дамиана (благоухает сильно), кость Маманта, свят Григория Богослова, Иоанна Златоуста, нога апостола Андрея Первозванного, Иоанна Русского, Иоанн Милостивого, Николая Угодника... К мощам сопровождают архидиакон Иаков (прим. - Зарудный, ушедший из монастыря в 2008 году) и иеромонах Николай (прим. Генералов бывший антипросоп).
27.08.1997 Были в Ксенофонте и Дохиаре. Дорога до Ксенофонта хорошая, от Ксенофонта к Дохиару  - тропинка. В Ксенофонте нас приняли плохо, ни воды, ни лукума, ни ракийки. Узнали, что хотим и ткнули пальцем: идите, там икона вмч. Георгия Победоносца. А в храме идет реставрация. Рабочие пожимают плечами. Мол, иконы нет. Так и ушли несолоно хлебавши. Солнце жарит сильно - дорога открытая. Доходим до Дохиара и видим по дороге кактусы. В Дохиаре после угощения нас отводят к Скоропослушнице. Она вся увешана часами и другими ценными предметами. Выпрашиваю масла от лампады. К мощам приложиться не дают. Возвращаемся обратно. Также жарко. По дороге нам встречается грек, который идет и, по-видимому, читает акафист вмч. Пантелеймону прямо на ходу. Он угощает нас смоквами. Мы идем дальше и вкушаем смоквы. В Пантелеймон приходим около 14 часов и засыпаем как убитые в 5-6 часов малая вечерня, затем для паломников трапеза, исповедь и около 8 часов повечерие и всенощное бдение, которое длится около шести часов. Праздничная служба, соединенная с погребением. В районе канона начинаю отрубаться". В конце уходим в келью, читаем правило и падаем спать Подъем  около шести. 6.30 часа, примерно в 7 начало литургии (византийское время сдвиг на 4 часа).
Я приобщался, вошел в алтарь после Отче наш. Служили: отец игумен, о. Макарий, о. Николай, о. Кирион (антипросоп в то время), двух других не знаю. Архидиакон Иаков и иеродиакон Иоанникий (кончил семинарию около 10 лет диакон, делает ладан, мы  у него купили 5кг). (Прим. о. Иоанникий впоследствии ушел на келлию "Живоносный источник" и с тех пор живет там. 365. Иеродиакон Иоанникий
Мирское имя . Александр Олегович Орлов. Уроженец Костромской области. Имя матери Анна. Родился 22 марта 1963 года. Поступил в Свято-Пантелеимонов монастырь 26 мая 1991 года. Пострижен в мантию в Троице-Сергиевой Лавре 12 мая 1988 года. Рукоположен в иеродиакона 25 мая 1988 года там же. Вышел из обители 15 мая 1998 года.) Продолжение будет
29.08
2.30 - службы полунощница, утреня, литургия, молебен, трапеза
Собираемся плыть в Зограф. Корабль 12.20 в сторону Уранополиса. Прибыли в Зограф заплатили по 250 драхм. встретились с о. Николаем послушником из Чувашии (впоследствии ушел на келлии и принял постриг с именем Симеон). Приехал по визе и решил остаться. О. Даниил подарил нам икону Георгия Победоносца. Епископ местный усомнился и потрогал икону пальцем. и на иконе остался приросший кусок пальца.

Николай нас хорошо покормил. Еда типично болгарская: острый суп, чеснок и жаренный перец. Монастырь имеет всего 18 человек братии (послушниками), а работы проводит гигантские. хотя еще и много разрушенных зданий. Во дворе памятник, где покоятся останки пострадавших от латинян братьев, и где была обретена икона Скоропослушница. Рядом с монастырем келлия преподобного Космы, покинувшего монастырь старца. Это на пути в Хиландарь. Очень интерсное пение:  визанстийское, но по-славянски. Все можно было бы понять, если бы читалось внятно. Нам дали хорошую, приятную комнату. Вё довольно чисто. Тулет таков, что кажется, что в нем можно жить. Николай знает Володю (молодой парень из Москву, жил на нновых Черемушках учашийся в университете в Салониках, помогающий с диамантриями) и немного Костаса (грек, фотограф, реэмигрант из России, жил в Ташкенте,  добывал диамонтирии Прп. Косма помолился перед иконой "Предвозвестительницей, как спастись "радуйся , старче праведный. Иди в монастырь.Он пришел, а икона уже на вратах И он предсказал братии, что будет нашествие латинян и кто слаб должен уйти, а сильные принят мученический венец. Пришли латиняне и сожгли 22 монаха и 4 послушника, которые затворились в башне с иконой. Икону обрели нетронутой. В Зографе нас приняли очень хорошо. Пока в этом монастыре мне понравилось больше всех. Иеромонах Василий отнесся к нам с любовью, всюду водил нас. Одарил нас  разными презентами. Мне подарил икону Марины и многое другое. Просил высылать книги из России. О. Сергий - иеромонах очень аскетичного вида роздал нам иконки св. вмч. Георгия и мне почему-то 1000 драхм. Монастырь очень тихий,  молитвенный,  нет лишней болтовни
30 числа отправились в Хиландарь. Дорога нетрудная, но долгая. Посетили пещеру преподобного Космы. В такие места входишь с трепетом. На полпути к Хиландарю все перерыто бульдозером - делают новые дороги или может лесозаготовки. Если бы мои спутники не поговорили  с паломником Александром, то мы бы не узнали, где свернуть с дороги на хиландарь. там была маленькая бумажка надета на ветку куста и оттуда спускалась к Хиландарю тропинка.. В Хиландаре нас приняли радушно,после службы посадили за трапезу рядом с игуменом .После службы повечерие и акафист иконе Божией Матери "Троеручица". Но никто ничего не стал рассказывать про монастырь духовник Кирилл (почил в прошлом году дал нам приложиться к мощам (среди  которых глава пророка Исайи) и долго выспрашивал, есть ли у меня благословение от патриарха, Тогда можно взять благословение у игумена и служить, чем несколько испортил мне настроение. Были и другие неприятные для меня вопросы. Почти все мощи благоухают. Потом высокий монах отвел нас в здешний музей. Чего там только нет! Иконы XII века. Грамоты царя Феодора Иоанновича и др, плащаницы, русские Евангелия. Но кое-что взято в музей в Салоники на выставку. Ночью - тьма кромешная, звонят тихо, а мы на третьем этаже. Так что проснулись только на литургию. потом трапеза, после которой не похудеешь излишняя весёлость и разговорчивость О. Кирилл удивительно маленького роста 120-140
31 августа Хиландарь- Есфигмен.  Вышли из Хиландаря, попрощавшись с о. Николаем из Чувашии. Он хотел идти вместе с нами , но мы слишком разнежились за праздничным сербским столом и после слегка отдохнули. Так что вышли только в 10 часов. Николай попросил передать его брату письмо. Такое ощущение, что ему надо было помочь деньгами, но речь об этом не зашла. По дороге в Есфигмен нас нагнал натуральный негр. Я сразу догадался, что это Андрей, о котором я уже слышал. Он шёл чуть быстрее нас. А.В., в совершенстве владеющий английским перекинулся с ним парой слов, и по говору сразу определил, что он из США. Дорога хорошая идет через поля. Справа место, где веке был прежний Есфигмен. В прошлом веке будто бы здесь было 60 русских и 40 монахов других национальностей. Пришли на архондарик все как раньше. Холодноватый прием: диамонтирины отбирают, ракийка с прочим  и вдруг вижу о. Антония. Видно Андрейка из Америки, который ни бельмеса по-русски доложил ему онас. О.Антоний сразу меня узнал. Мне дают одному двуместную келью. А. и К. поселяют в общую комнату. Троих вместе поселять не хотят. долго беседуем о том, о сем у меня келье с о. Антонием. потом он идет "сидеть" с больным игуменом. и мы немного отдыхаем. Потом вечерня, трапеза сидим на берегу моря. Я узнаю, оказывается в монастыре есть русский иеродиакон Пахомий (выходец из русского монастыря.  Монахологий РПМА -Александр Тихонович Задорожнев. Уроженец Воронежской области. Родился 16 мая 1935 года. Поступил в Свято-Пантелеимонов монастырь 4 августа 1976 года. Пострижен в мантию 15 мая 1976 года и рукоположен в иеродиакона 21 мая 1976 года в Почаевской Лавре. Вышел из обители на келлию в 1986 году и  стех пор живущий на келлии рядом со Старым Русиком) около 65 лет. Мы его углядели с А.В. и спросили про него у о. Антония. Он нам также рассказал, что в лавре есть послушник Евгений  (будущий монах Афанасий), который считает Григория Ефимовича Распутина святым, что очень возмущает о Антония. Разговор заходит о книгах о. Антоний энергично выражает желание  проесть новые книги, вышедшие в России. затем повечерие, после которого по обычаю прикладываемся к мощам. Чувство необыкновенное.  О. Антоний приглашает меня в мастерскую. идем все в троем. Там уже сидит Андрейка, затем приходит Фома (впоследствии пострижен в великую схиму с именем Симеон. Впоследствии я узнаю его друзей о. Даниила и о. Серафима, с которыми он покинул Хиландарь из-за нарушения типика Святого Саввы. С ним был еще один серб - Акакий. Зилотизм раскидает друзей по разным ИПЦ. о. Симеон останется в Есфигмене). О. Антоний показывает фотографии с похорон о. Максимовича,епископа Антония Сан-Францизского,  икон Иверской Монреальской. Мы обмениваемся адресами. Он показывает кресты с мощами и иконы, которые он делает в благодарность для Валеры. советует нас посетить Ильинский скит. Сейчас сижу и пишу это и слышу шаги по коридору и думаю, что сейчас я этого не понимаю, но пройдет время и я буду мечтать , услышать снова эти гулкие шаги по коридору монастыря Есфигмен. Так же в храме приходит чувство, что я не имею права терять ни минуты своего времени на праздность. на праздные разговоры даже с самыми дорогими людьми. Все нужно посвятить Богу, святому Православию. К этим мыслям приводят разговоры о нынешних временах. о. Антоний рассказал, что когда передавали монастырь в Хевроне полиция убила монахиню Иулианию.
На мысу по направлению к Ватопеду находится храм св. Феодоров Тирона и Стратилата. Мы были в пещере и храме прп. Антония Печерского. Все русское. Иконостас русский. есть удивительная икона свт. Митрофана Воронежского и  прп. Антония.
1 сентября. Служба: полунощница, утреня, литургия - идем спать, так ак нет рапезы. И вдруг приходит ко мне о.Антоний, который не поехал в Салоники и подарил мне и остальным по набору великолепных икон. Я побежал за димантрием и долго искал его (монаха, которому сдал его). Затем, мы пошли к о.Антонию и сидели у него. Он рассказал, как он пришел к вере. Он был англиканином, мирское имя его было Андрей. Он стал раздумывать о вере после того, как увидел православную икону Спасителя у англикан. Захотел иметь такую и кону и стал сравнивать православие и англиканство. И увидел истинность православия. Сравнивая жизнь по Евангелию. Увидел, что у нас есть мученики. Когда увидел Царский портрет размышлял много о мученнической кончине Царской Семьи. А в англиканской церкви нет мучеников. Когда он был на Пасху в православном храме, то окончательно убедился в истинности его пути. Он перекрестился в православие 11 лет назад )(т.е. в 1986 году). Теперь священник его крестивший и его крестная уже умерли. О. Антоний дал нам адрес старостильного храма. рассказал о чуде, которое было в 20-х годах, когда полиция пришла старостильников, которые праздновали Рождество и явился крест на небе, которые напугал полицию. и многие обратились к вере.
На службе ко мне подошел иеродиакон Пахомий и сказал, что он тоже плывет на корабле в Иверон. Корабль отправился раньше времени в 10.45 ( хотя должен был в 11), через полчаса мы были в Ватопеде. О. Пахомой рассказал свою жизнь. он был  строителем бетонщиком, гранитчиком. Его всячески  зажимали и говорили, что из-за него не платят премию, так как он верующий. В конце концов он попал под следствие и 5 лет провел в тюрьме. Затем стал иеродиаконом в Почаевской лавре и молился, чтобы попасть на Афон. Он был также в Молдавии. Вначале был Пантелеймоновом монастыре. Затем перешел к зилотам Игумену Есфигмена сказал, что он не считает Таинства, которые принимал в других монастырях безблагодатными. О. Евфимий сказал, что Таинства они признают, но считают, что  в других монастырях погрешают против истины. И  он стал иеродиаконом Есфигмена. уже 20 лет на Афоне. Живет в Почаевском скиту (?) рядом с о. Ионой на Старом Руссике. У него были митрополит  Ювеналий, митрополит Кирилл, митрополит Антоний (? Мельников), который ему особенно понравился. Об интересном местном обычае он мне  рассказал:кто причащается с амвона из священнослужителей, тот должен брать благословение у епископа, чтобы вновь причащаться в алтаре. Рассказал, что у есть свой владыка Хризостом, который рукополагает и его поминают на проскомидии. Высказал мнение, что нужно  покаяться за отношения с советской властью и принять декларацию соловецких старцев.

В Ватопеде нас принимают долго, предупреждают что место надо было забронировать. Тщательно проверяют диамонтирий. Даже записывают  московские телефоны. Монастырь строгий. Нас сразу предупреждают, что после 20.00 врата закрываются, и ходить по монастырю тоже нельзя. С 13 до 16 тоже нельзя ходить по территории монастыря. Архондарик оборудован. по высшему разряду. Наверное, поэтому здесь останавливаться можно только на сутки, а если хочешь дольше - бери благословение у игумена. До повечерия спим, затем идем на службу. и принимаем роскошную трапезу за мраморным столом. Затем о. Матфей, говорящий по-английски водит нас по монастырю и рассказывает о нем. В монастыре 7 чудотворных икон Нам показали, только пять икон:  "Пантанасса, "Отрада и Утешение", Ктиториса, Закланная и "Говорящая". мы прикладываемся к Поясу Богородицы и мощам святых, среди которых неизвестный святой с благоухающими мощами Глава Иоанна Златоуста не выставили для поклонения, мне пришлось напомнить.  Отчетливо видно хорошо сохранившееся левое ухо святителя.
Здесь отличная иконная лавка. Мы покупаем все ватопедские иконы. Все семь и книгу о них, в которой все о них подробно рассказано. Монастырь быстро растет. О. Матфей сказал нам, что, когда он пришел сюда три года назад, то здесь было 40 монахов, теперь здесь 60. Их игумен удивительно русского вида, но русских здесь нет. Есть румыны в некотором количестве. В Ватопеде несколько дней назад произошло ужасное  событие: один из понтийских греков был убит. Подробностей не знаю, но  при входе в монастырь нас встретил грек, понтиеец, из Крыма  - ездит сюда зарабатывать. Утром все как обычно, единственно, что во вторник у них литургия совершается  посвященная  ктиторисе и поэтому в соборе, а так служат в разных параклисах по 3-4 литургии. Вечером опять встречаем на службе о.Николая. Он пришел лечить зуб, по благословению игумена Ватопеда. В Салоники ему поехать не удалось. Он вечером рассказал нам удивительный случай. Один паломник приехал сюда из Владивостока. Тут был о. Наум из Лавра, и он благословил его: Иди!. Он пошел. Видит старец едет на машине с учеником. Попросил его подвезти. Машина упала в пропасть Он сломал ногу. Старец  за ним ухаживал. потом постриг его в Великую схиму, завещал ему келлию и преставился, и теперь он живет там один. (прим.- в таком виде нам была подана история о. Герасима, старца келлии преподобного Серафима Саровского)
2 сентября  Корабль ходит с 14 сентября пон., четв., суббота. Зимние цены на автобусы, которые почти в 10 раз больше. В Пантократор нам зайти не удалось, так как была небольшая волна. Приплыли в Иверон. Здесь внимательно, но доброжелательно осмотрели наши диамонтрии. Пошутили на счет моего бизнесменства (такая профессия была указано у меня). Здесь послушником находится некий  Виктор. Малый напористый и категоричный. От него я узнал, что история с монашеством и крушением полуправда. Самого русского зовут Герасим, и он год жил в Пантелеймоне. В Каракале есть русский иеромонах Сергий и послушник Андрей (скорее всего наоборот иеромонах Андрей, который потом перешел в агиа Павла и Сергий, которого я так и не увидел). Русскоязычный немец о. Геласий есть в Филофее. В Костамоните живет о. Ириней- духовное чадо  архимандрита Софрония. Сам Виктор из Щелково.
3 сентября. Утром мы выходим из Иверона. Несколько портит настроение то, что Виктор внезапно потерял к нам всякий интерес и то, что мы ничего не смогли купить в лавке, т.к. она была закрыта. Решили идти в Филофей, а утром следующего дня ехать машиной до Кареи. Выходим из ворот и идем в часовню, построенную на месте, где старец Гавриил принял икону. трапеза сегодня одна, но паломникам дают чай, маслины, виноград. Далее идем по проезжей дороге до Филофея. По дороге вкушаем достаточное количество смокв и ежевики. Затем идем по тропинке. Филоей расположен далеко от моря. Но я бы не сказал, что дорога трудная. Филофей чистенький (вылизанный монастырь" Во дворе посажена травка, за которой ухаживают и поливают Внутри все как в хорошей гостинице. Меня поселяют отдельно   В Ивероне меня поставили в приделе рядом с царскими вратами, и я смог внимательно изучать их службу В конце шестого часа священник распахивает царские врата, кадит(причем не весь храм) произносит отпуст и начинает литургию. только тогда кто-то из служителей снаружи закрывает врата поют какие-то странные, короткие антифоны. Причем врата открываются только на вход и тут  же закрываются и открывают их на чтение Евангелия. Евангелие читается в царских вратах лицом к народу На апостоле снимают наметки и стоят в одних камилавках. которую на чтение Евангелия не снимают (??). Затем Великий входит - здесь обнажают головы. Остальное так как у нас. Вынос чаши  - никто не причащается Святая святым и далее. В конце раздают антидор, а запивать идем водой из источника. служат очень быстро.
3  сентября. Утром я просыпаюсь сам в три часа. Тут же меня приходят будить. Я хочу увильнуть и стать где-нибудь сзади. Но мой грек отыскивает меня и ставит, видимо, не на положенное мне место, а на место какого-то строго монаха-грека, который не замедлил явиться. Всю службу он приглядывает за мною, и у меня нет ни секунды расслабиться. Куда-то выкидывают 1 и 3 часы, сокращают антифоны на литургии. Но до его Стефанос. Он вольно много причастников. Трапеза хорошая. Грек, с которым я сижу оказывается говорит по-русски и зовет нас в собор он рассказывает нам о двух чудотворных иконах "Гликофилуса", которая находится в соборе. Она наподобие Иверской сотворила ряд чудес: и селили человека, упавшего с третьего этажа( ему явилась Богородица), остановила пожар. есть также "Герондисса" (не надо путать с пантократорской иконой). эта старица смотрит за всеми входящими в храм. Затем мы попадаем на машину, которая едет в Карею, правда, могли опоздать из-за  неверных сведений. По дороге заезжаем в Каракалл, где набивается полный микроавтобус. К сожалению, мы не побывали в Каракалле, где есть икона,  изображающая встречу апостолов Петра и Павла. Едем через Иверон до Кареи. В Карее не попадаем к иконе "Достойно есть", так как собор закрыт. Покупаем много всего в лавке. Я зову спутников в Андреевский скит Мои друзья бояться опоздать на автобус. Они не бывали в Андреевском скиту и поэтому не знают, что туда надо обязательно попасть. В итоге иду я один. По дороге я знакомлюсь с каким-то греком, работающим в Германии и мы прорываемся в собор и  встречаем старца, которого мы видели в прошлом году. (это монах Андреас отец архимандрита Павла, впоследствии игумена Пантократора. Сам Андреас умрет через год-два). Нам удается приложиться к главе святого апостола Андрея. Вернувшись в Карею я успеваю во второй автобус до Дафни и еду с греком из Германии. в Дафнии нагоняю спутников. В Дафни мы видим о. Василия, который. который пробежал мимо нас. Приходим к нам в монастырь. Попадаем к о. Исидору. А.В. от него без ума. я не могу сдержаться и выдаю перл по поводу землячества (и А.В., и о. Исидор из Запорожья). Я искушаюсь, мне кажется, что у него синдром Валеры начинается судорожное деление икон. Вчера в Филофее мне стало тяжеловато... Но теперь такого чувства нет. Подвержен я искушениям. Нельзя этого допускать. Афонский дух не должен быть разрушен. Вечером идем на трапезу. Я беру благословение у о. Анфима благословение, чтобы посетить мельницу Силуана и спрашиваю кому отдать привезенные свечи и газеты. Он говорит газеты мне, а свечи - игумену. Трапеза совсем не радует. Сказать, что я наелся не могу - сильное было бы преувеличение.. А есть теперь через сутки. Вечером долго рассуждаем о бренности бытия. А.В. рассказывает, как переносит болезнь его жена Н.И. "Помните, что мы были как вы,, а вы будете как мы", - так написано в храме святых апостолов Петра и Павла (в костнице). А мелочимся, сердимся, обижаемся.  Утром служба в 2.30. После греческих служб немного раздражает тем, что в конце присоединили молебен Богородице, да такой, что я не слышал подобного со "Спаси Боже...", 50 псалмом. И это после пятичасовой утреней службы. Наверное, этого требует традиция. А.В. и К. всю ночь разговаривали и их тянет в сон. так что на мельницу, мы не попали - спим как убитые. А дома ждут заботы, они начинают уже усиленно стучаться. Занятия - близко экзамены и прочее, и прочее.
5 сентября.  Близится к завершению наше пребывание на Святой Горе. Мир уже стучится в наши двери. Только что пришел с исповеди. Сегодня сначала было как всегда (уже писал). Потом пришли со службы А.В. и К. легли спать, а я пошел на мельницу Силуана. Прошел немного по дороге и нашел ее. Не передать красоты здешней природы. Красива и мельница. Я видел следы обитания людей: иконки и др.,  но ни на кого не натолкнулся. как говорится, "поцеловал замок", поднялся по живописной речке (в последующие годы мне удалось побывать там и сделать несколько снимков). Затем вернулся назад на дорогу и пошел вверх. Издалека виден какой-то скит, вероятно Благовещения Богородицы. Прошел полпути до Старого Руссика. но дальше не пошел и правильно сделал. Когда стал возвращаться меня настиг похожий по описание на о. Иону (  (Шкурко). Уроженец Харьковской области,  1930 г.р. Пострижен в 1976 г. в Псково-Печерском монастыре. Н а Афоне с 1976. Послушание проходил на старом Руссике преставился  в 2008 году)
Он шел со мной и долго  и горячо говорил о России. об Украине. как тяжело теперь его  матери. дошли до монастыря но уже с востока, дошли быстро неведомыми тропами. Увлеченный разговором я не заметил где свернули мы с дороги. а  впоследствии так и не смог найти этого пути и тут говорит: Давай скорее на трапезу. А я тогда и не знал, что по постным дням одна трапеза в день. Я бегом за А.В. и К. Их нет. Я схватил рясу и в трапезную. После подошел о. Анфим. спросил был ли я на мельнице. Оказалось, что там есть  храм и чудотворная икона прп. Силуана. Плохо, что я не нашел живущего там грузина. Стал искать послушника Виктора, чтобы передать ему "Русский Вестник" по просьбе Валеры. Оказалось, что он читал Псалтырь в храме св. Саввы (около трапезы), выше есть еще храм  свт. Николая. У него язва на ноге, собирается в Россию. У всех первый вопрос: "Что там и как. Нашел А.В. и К. Догадался, то они на море. Оставили мне записку, а ее не заметил впопыхах. Искупался в первый и последний раз. Купаться на Афоне категорически запрещено, но в те годы купались даже иеромонахи. Пришлось идти к о.Исидору, чтобы напитать не евших. Пришли с дарами.. О. Исидор известен всей Святой Горе( Иеромонах Исидор
Мирское имя .Олег Евгеньевич Бережной. УроженецСвердловской области.
Имя матери . Зинаида. Родился 13 июня1957 года. Поступил в Свято-Пантелеимонов монастырь 26 мая 1991 года. Пострижен в мантию в Троице-Сергиевой Лавре 16 ноября 1986 года. Рукоположен в иеродиакона 17 ноября 1986 года, в иеромонаха .14 декабря 1987 года там же. Послушание несет в иконной лавке). Спрашивает: Как зову вашу матушку (дочь, маму, тещу)? Находит какую-нибудь литографию ставит печать обители и дарит. После легкой трапезы, настроение спутников заметно улучшилось. Собираем вещи. В конце службы подходит трапезарь: Пойдем есть. Оказывается для паломников есть вторая неуставная трапеза вот позор дл нас! Господь питает!  Далее прикладываемся к мощам. О. Николай (Генералов) ( Мирское имя .Николай Никифорович Генералов. Уроженец Рязанской области. Родился 11 марта 1955 года. Поступил в Свято-Пантелеимонов монастырь 6 мая 1978 года. Пострижен в мантию в России 15 апреля 1978 года. Рукоположен в диакона в России 6 декабря 1977 года, в иеромонаха . тоже в России 19 апреля 1978 года. Послушание проходит на Крумице) дает поручения . А.В. берет их на себя Я узнаю у о. Николая телефон его знакомых и в Салониках он советует поехать к чудотворной иконе и на могилу о. Паисия. Может воспользуемся. Обмениваемся телефонами
Исповедуюсь у о. Макария. Приходит человек из Ксиропотама. Живет на Западной Украине. Диакон Петр из Ксиропотама договорился, что книги ему можно будет выслать через подворье. Много событий за один день. Отчетливая тоска перед расставанием с Афоном. Прошлый раз этого не было. Как неласково здесь встречают и как ласково провожают Привыкают к тебе и не хотят расставаться. Или  тоска по Родине все-таки гложет их. И они немного завидуют тебе. О. Николай из-под Владимира. И всех тянет в Россию.
О. Макарий благословил положить свечи, присланные со мною в ящик откуда о. игумен берет свечи  и ставит их перед образом вмч. Пантелеймона. Надо читать молитвы к причастию. Самая дешевая гостиница по мнению о. Николая Oriastas Castorias около собора вмч. Димитрия, в переулке, который выходит прямо к собору.
5 сентября Выезжаем. После службы и причастия о. Николай наам приложиться к святым мощам вмч. Пантелеймона. Я прикладываю четки А.В. и К. прикладывают то, что купили. На мельницу больше не идем. "балдеем" на архондарике. И зря благодатное настроение утеряно. О. Исидор одаривает нас. А.В. обещает поговорить с воротилой из "Газпрома"., чтобы уговорить его  приехать на Афон. Я обещаю закинуть удочку насчет книг. Хочу выучить греческий язык. Веселое настроение расстраивает, и поэтому я счастлив. когда нахожусь один. А.В.и К., конечно, устали.. Вот мы уже на пристани. Я тихонько снимаю подрясник. Вот корабль и последний взгляд на Пантелеймон. Едем, рассматривая каждый монастырь В отличие от А.В. и К. меня совсем не тянет в Зограф видим, кого-то из далека в подряснике. Мы шутим, что это , наверное, вездесущий о. Николай. Костя говорит: "А вдруг это он?" И бежит вниз. И правда, оазываетс, что это действительно он, уже хороший наш знакомый. Мы слегка поругиваем его, излишняя подвижность неприятна. Но в душе он мне нравится: принес нам масло от иконы вмч. Георгия, как и обещал и записку от о. Василия. Тот просит книгу о блаженной Матроне Мы машем рукой о. Николаю, тот замечает и машет нам. Вот кончается Афон, вот последний взгляд на него. Доведется ли еще когда-нибудь приехать в это единственное на земле место? Хотелось бы. а там как Бог даст. (Мне приходилось еще не раз сюда приезжать. Однажды через несколько лет я увидел на службе в Пантелеймоновом монастыре Костю  с другими сановитыми паломниками. М ы поздоровались. А.В. также приезжал, но был с дочерью и на Афон не заходил, объехал вокруг и вероятно глядя издалека на монастыри вспоминал, вспоминал).
В Уранополи мы врываемся в суету и первое, что замечаем - это женщины. И. конечно, это довольно неприятно. Бежим, садимся в автобус и едем в Фессалоники. Билеты на троих стоят всего 6600 драхм, а за такси мы заплатили 18.000. Узнаем у Костаса подтверждение этой гостиницы, которую нам порекомендовал о. Николай. Номер на троих в сутки 8.800 (всего!). туалет и душ в коридоре. немного жаль гробить здесь время. Мы какое-то время действуем по разным программам Я успеваю обежать т три храма: Григория Паламы, Софию и св. Димитрия. Наконец-то прикладываюсь к мощам святителя Григория. Удручает, что сегодня суббота, а идет венчание. Причем, надо отметить очень торжественно. видно это связано с каким-то праздником. Все храмы украшены белым Где же эллинское благочестие?. Но  не хочется расточать "афонский дух". Неприятно видеть этот ликующий ночной город, полный полуголых девиц. Тяжко после Афона. Утром едва продираем глаза. Звонят в храме. Заходим в храм вмч. Димитрия...
Стук в дверь. Входит Костас  мы идем в соседнее кафе, он берет нам кофе. Онт просто хочет поговорить. Видимо, соскучился по русским. Мы узнаем о нем много. Он 14 лет назад покинул СССР и приехал сначала в Югославию, затем в Германию, а потом в грецию. Его родители были коммунистами (или примкнувшими к ним0. Во время войны 47-49 ггодов их вывезли в СССР и направили ав Ташкент, где он. видимо, и родился. Сейчас ему 47 лет. О России у него самые теплые воспоминания. Жили они в Ташкенте. На Афоне впервые побывал в 83 году, там же и крестился. В Германии ему было хорошо. В Греции было труднее В Греции его привели к коммунистам. Те говорят : будешь расклеивать плакаты. Он говорит: "Дудки! У меня трое детей. Их надо кормить". Понемногу устроился Стал работать по профессии. говорит, что к Греции относится с пренебрежением. Сплошная коррупция и беззаконие. Образование в школах плохое лучше бы ему остаться в Германии. Рассказывает про Афон, отвечает на вопросы. Говорит, что у него несколько обходных каналов ша Афон. Есть дверь с ключом. Он знает где она и где лежит ключ.. Потом можно одеть старый подрясник и с умным видом зайти на корабль (так некоторых уже провозил). (Мне лично пришлось этой методикой воспользоваться один раз). Еще есть лодка . Заплатил и тебя повезут.. Рассказывал как впервые увидел Иону. Пришел его фотографировать, а тот говорит" Ты турист? Полезай чинить крышу Целый день чинил крышу. Приезжпают вечером, спрашивают: "Все снял?" Отвечает:" Все!"   о. Иона неровный человек. Иногда умилительный, а иногда очень строгий. Видимо, его-то я и встретил. зашел он и к о. Пахомию. Тот его чуть ен огрел палкой "Фотокорреспондент? Иди вон!". То говорит6 " Я не корреспондент,. Я просто так!" О. Пахомоий долго ходил кругами, накогец подошел и говорит, что в Пантелеймоне засилие украинцев. О. Иернемия остался за игумена, как старейший монах, когда Авеля вызвали в Москву (или он сам поехал?)и оставили там неожиданно. ИМ, коненчно, се недовольны.
Любимые места  - келлии отшельников. На Каруле зимой они пререкрикиваются друг с другом. И если то-то не отвечает, то идут проверять не случилось ли чего. рассказал исторю об одном афганце, окторый в Афганистане дважды чудом спасся от смерти Первый раз ехал на танке , снаряд попал в танк. Все погибли он же обрел себя сидящим рядом с танком. Второй раз   его подразделение где-то ночевало, пришли душманы всех перерезали. Он остался один. Хотя лежал вместе со всеми. Он много убивал сам, а тут задумался, обратился к Богу. Ему где-то в монастыре объяснили, что это помощь Божия, он крестился и отправился на Афон. Получил разрешение, приехал туда и остался  нелегально живет там в пещере уже пять лет, в которую невозможно добраться За ним приходит полиция и кричит: "выходи! А он : Нет! Это вы приходите ко мне. Так и живет. Узнаю, что о. Филарет вылетел рейсом в Пермь (там его родина). Затем лечиться в Петербург, затем в Москву) Все монахи потихоньку имеют два паспорта: русский и греческий. Прощаемся. весь вечер проводим в бесполезных шатаниях. Утром самолет задержали по распоряжению греческого правительства на 30 минут. Эти строки дописываю в самолете. Думаю: Как же там в Москве? Какие меня ждут искушения? вот и кончилось неше путешествие. Грустно. Богу нашему слава! Аминь. 8 сентября 1997 г.


Рецензии