Разнос

      Служил я в конце 1960-х годов под Москвой в артиллерийском полку в составе славной гвардейской Таманской дивизии. Каждое лето  полк выезжал на учебные стрельбы в Горьковскую область в Гороховецкие лагеря. Командный состав квартировался в капитальных строениях, а солдаты и сержанты жили в палатках. Мне, как радиомастеру полка, отвечающему за сохранность находящихся в ремонте радиостанций, было разрешено жить в отдельном деревянном помещении, похожим больше на сарай. Здесь же располагался и полковой телефонный коммутатор.
      Однажды, послав своего молодого помощника убирать вокруг сарая территорию, я сидел за коммутатором, обеспечивая телефонную связь. Неожиданно распахнулась дверь и на пороге возник генерал-майор. За его спиной маячил командир полка. Я вскочил с табурета и вытянул руки по швам. Генерал медленно обвёл суровым взглядом помещение и, остановившись на моей напряжённой фигуре, молча уставился на меня. После чего он резко спросил командира полка: "Здесь что? Почему здесь находится солдатская кровать? И что здесь делает этот солдат?". Командир полка растерянно молчал. Ну, не мог же он знать досконально всё в полку, тем более, что делает здесь "этот солдат"!  Я понял, что командира надо выручать и громко заорал: "Товарищ гвардии генерал-майор, разрешите доложить?". Генерал изумлённо уставился на меня. Я воспринял это, как разрешение и заорал дальше: "Докладывает гвардии рядовой Дубовской. Вы находитесь в помещении полковой радиомастерской, где производится ремонт и круглосуточная охрана материальной части, чем объясняется моё присутствие.  Доклад окончен!".  Генерал молча смотрел на меня и я видел, как багровеет его лицо и наливаются кровью глаза. Внезапно у меня появилась дрожь в коленках. И тут генерал разъярённо закричал: "Товарищ солдат! Вам двадцать лет, а я тридцать лет в армии! Вы что, устава не знаете?! Так вы на гауптвахте его теперь назубок выучите! Чёрт знает что!". Круто развернулся и вышел. Командир засеменил следом. Обессиленно шлёпнувшись на табурет, я ошарашенно недоумевал, чем же я вызвал столь яростный гнев генерала?
      И тут дошло! Я же допустил грубейшее нарушение устава, обратившись к генералу напрямую, через голову своего командира! За такое пятнадцать суток ареста - самое малое наказание! Я пал духом. В мастерскую вбежал мой помощник. "Ну, что, ушёл Чапаев?", - спросил он. "Какой Чапаев?", - опешил я. "Так этот же генерал - сын легендарного Чапая, Александр Чапаев! Ты что, не знал? Он сегодня инспектирует нашу часть". Я потерял дар речи. Да уж, от Чапаева пощады не жди!
      Здесь уместно сказать, что о заместителе командующего артиллерией Московского военного округа генерале Александре Васильевиче  Чапаеве ходили слухи, как о крутом, требовательном командире, который везде и всегда найдёт за что отчитать подчинённых со всеми вытекающими.  Когда он появлялся в частях, то все, от рядового состава до старших офицеров рассыпались по расположению, лишь бы не попадаться ему на глаза.
      В общем, мне дико "повезло"! Одно грело душу; мало кто мог похвалиться тем, что лично получил разнос от сына самого Чапая!  Воспоминание на всю жизнь!
     И я потерянно стал ждать обещанной генеральской экзекуции. Прошли сутки. Потом - двое томительных суток. Я уже начал надеяться, что обо мне забыли, как вдруг на пороге вырос посыльный из штаба: "Дубовской? К командиру полка!". Ну, всё, пробил мой лихой час. И я галопом помчался в штаб.
      -  Товарищ полковник, гвардии рядовой Дубовской по вашему приказанию прибыл.
      -  Вольно, рядовой. Как служишь, взысканий нет?
      -  Никак нет, товарищ полковник.
      -  Какую оценку получила связь на прошедших  учениях?
      -  Отличную, товарищ полковник!
      -  Впервые за последние семь лет! И что, ни одного нарекания на связь ?
      -  Никак нет, ни одного, товарищ полковник!
      -  И сколько служишь?
      -  Полтора года.
      -  В отпуске был?
      -  Никак нет! (То, что я два раза был дома  в Воронеже в командировке за радиодеталями, - это же нельзя считать отпуском!).
      -  За обеспечение отличной связи на полковых учениях объявляю десять суток отпуска. Доложи командиру.
      -  Есть десять суток отпуска! Есть доложить командиру! Разрешите идти?
      -  Иди.
      Назад я не бежал, а летел. Наверное, Чапаев на меня весь  свой гнев излил и командиру досталось меньше, - самонадеянно думал я.
       Вот так иногда и бывает. Не было бы счастья, да несчастье помогло. И с сыном легендарного начдива "познакомился", и благодаря ему, вместо гауптвахты десять суток отпуска на родину получил!.
       А генерал-майор Александр Васильевич Чапаев честно служил Родине вплоть до своей кончины в 1985 году в возрасте 74-х лет. Участник Великой Отечественной войны, награждён тремя орденами Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Суворова 3-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-ой степени, Красной Звезды и многими медалями.
      Слава и вечная память боевому генералу Александру Васильевичу Чапаеву.


06.12.2018


Рецензии
Хороший рассказ и отлично написанный. Читала с большим интересом. С почтением.

Маша Пушкина   07.12.2018 00:03     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Маша! Это моя первая публичная проза, а Вы мой первый рецензент!
Встретимся на портале, удачи!

Алексей Дубовской   07.12.2018 00:09   Заявить о нарушении
И Вам спасибо за труд. Желаю Вам благодарных и благородных читателей. Маша.

Маша Пушкина   07.12.2018 00:27   Заявить о нарушении
Мой маленький опыт общения с генералами научил меня, что боятся генерала стоит только офицеру начиная с майора. :)

Синферно   14.04.2019 20:01   Заявить о нарушении
Вот я и говорю, что большая честь - получить нагоняй от генерала рядовому солдату.

Алексей Дубовской   15.04.2019 08:18   Заявить о нарушении