Зоя
То,что это семья нестандартная, я поняла уже на пороге.Первое, что бросилось в глаза - это большая черно - белая фотография на стене ,с которой на меня пронзительно смотрела молодая африканка в белоснежном прикиде,за спиной которой в какой-то немыслимой люльке сидел белокожий малыш, мечтательно сосущий палец. Такую фотографию на своих страницах разместило бы любое авторитетное издание,включая National Geografic.
-Это Зема,-объяснила хозяйка в ответ на мой вопрошающий взгляд.-Она из Кении,
была няней Алона.
-Эйзэ йофи!- фальшиво восхитилась я,опасаясь, чтобы меня не уличили в полит некорретности или - не дай Б-г!- в расизме.В голове тем временем заметалось-Зема,почти что Зяма,она еврейка что ли? И при чем тут Кения?
-Нава!-спохватилась хозяйка, протягивая руку.
Маникюр был на месте.Пышная грива волос, искусный макияж, поставленный голос с поющими интонациями, рост, стать, тонкая кость и матовая смуглая кожа -ну, просто дива.Совершенно европейский стиль одежды - черные брюки,струящаяся кремовая блузка...Одним словом - Париж! Как оказалось,я была недалека от истины.
-Это Алон,а это Эяль- представила она моих будущих учеников.Алон церемонно пожал мне руку,Эяль дал такой КИФ, что я с трудом сдержала эмоции.
-А это наша Зоя! Из смежной комнаты выплыла женщина неопределенного возраста в платочке и в совершенно нереально-белом фартуке.
"Как в лучших домах Европы!"- мелькнуло что-то из Ильфа с Петровым.
-Зоя живет с нами уже 7 лет,она была няня Эяля, а сейчас моя помощница.Она с Украины,но говорит по-русски.
Я поняла,что попала в весьма толерантную семью.И в весьма непростую.Красавица-йеменка Нава дослужилась до какого-то немыслимого чина в Армии,вышла в отставку,родила одного за другим двух сыновей,выучилась на адвоката и в настоящее время занималась тем,что делала СТАЖ.Все это мне сообщила впоследствии Зоя.
Хозяин дома оказался ашкеназом из Парижа, это был его второй брак и в столице Франции остались две красавицы-дочки.Увидеть его мне довелось пару раз, и сказать, что я впечатлилась этим парижанином...так скорее нет.К армии он имел очень опосредованное отношение, а именно - торговал тканями в Тель-Авиве и переодически наезжал в Париж за товаром.В общем, в моих глазах он был не пара Наве.Однозначно.Но любовь зла,а любовь ,видимо, была сильной, т.к. Зоя частенько сообщала, как они ругаются с употреблением нецензурной лексики.Значит,чувства имели место быть.
Работать в этой семье оказалось сложно, и причиной была именно Зоя.Она встречала меня при полном параде в неизменно белоснежном фартуке, который наверняка одевала к моему приходу.После дежурных приветствий( привит,то що там?) мне предлагалось чай-кофе.Причем, для выбора нужно было пройти на кухню и выбрать сорт чая из множества пакетиков,коробочек и баночек.Я тыкала пальцем наугад, лишь бы отвязаться побыстрее, но мой выбор неизменно отвергался и мне предлагалось что-то более вкусное, полезное, ароматное и т.д. Пока закипал чайник, я знакомилась с семьей Зои,живущей на Украине ( дочка Наталка учится,у сына двое маленьких дитин ) и все ждут помощи от мамы, которая поехала на заработки и как-то задержалась в Израиле.Раз в году Зоя ездила в гости, забивая чемоданы всем мыслимым и немыслимым барахлом, которое можно было приобрести на базаре. Я вежливо хвалила ее приобретения - какие-то бусики-заколочки, тапочки-носочки, сумочки - шарфики и прочую галантерейно-текстильную муру.Зоя была щедрой на подарки, и я этим восхищалась в глубине души, где-то очень глубоко,так как лучшим подарком и по сей день считаю конверты.
Со мной Зоя говорила на невообразимом суржике,за 7 лет жизни в стране абсолютно не овладев ивритом. -Навіщо мені це треба?- искренно удивлялась она.Я тут жити не збираюся. -А как же ты общаешься с детьми? - вопрошала я.
-Та они меня понимают.
И действительно. Наши талантливые дети ее не только понимали.Как-то я спросила Алона можно ли перенести урок на другое время.Спросила, естественно, на иврите.На что получила ответ - НИ МОЖНО.
Через пару месяцев моей педагогической деятельности мне представился случай познакомиться с бабушкой, мамой Навы.Сухонькая,старушка в косыночке и затрапезной юбчонке была полной копией наших ташкентских узбечек, продававших ханум или семечки.Она безмолвно сидела в салоне, отказываясь от чая из Зоиных некашерных рук.
Между тем, время шло,братья уже играли двумя руками, начались дожди, приближался Новый год. Каково же было мое изумление, когда в конце декабря я увидела на столе в салоне ...елку!Небольшую, но елку, с шариками , мишурой и фигуркой Деда мороза и даже кусочками ваты, олицетворяющими снег.
Можно было не спрашивать чьих это рук дело. Гордый вид Зои говорил сам за себя.Полуйеменские дети, внуки кашерной бабушки ходили мимо,не проявляя никакого восторга.
-Привыкли!-сообщила Зоя. А поначалу аж прыгали,кричали.
-А Нава тоже прыгала? - осторожно поинтересовалась я.- Или кричала?
-Та ни!-снисходительно ответила Зоя. Она же армейская,выдержанная.А вот мама ее аж молиться начала. От радости ,наверно. Я все годы только у себя в комнате ставила,а сейчас решила всех порадовать.Гарно,правда?
В этой момент я поняла в какой толерантной стране я живу, и что красота,наверняка, спасет мир.
Свидетельство о публикации №218120600024