Генрих Белль. Глазами клоуна
В "Глазами клоуна" писатель умудрился, хотя и пишет здесь от первого лица, нарисовать принципиально иную картину, касающуюся главного героя, да так хорошо, что его и приняли за другого. Люди так обрадовались возможности посмотреть на страдающего Генриха Белля, что тут же признали это его произведение лучшим. Это, безусловно, их дело, но я бы не советовал тем, кто еще не знаком с этим писателем, в качестве первоначального ознакомления брать именно "Глазами клоуна". Пусть оно и самое известное, пусть и нахватало кучу призов, пусть и по поводу него написана куча хвалебных отзывов. Если, скажем, прочитав "Хлеб ранних лет" или "самовольную отлучку" вы поймете, что Генрих Белль совершенно чуждый вам человек, то вряд ли вас потянет в "Глазами клоуна" искать принципиально другого Белля. Гораздо хуже найти что-то для себя действительно ценное в этом титулованном произведении, чтобы потом понять, что все это было фикцией.
У меня было все не совсем так, я действительно начал знакомство с автором посредством "Глазами клоуна" и понял автора настолько превратно, что потом долгие годы обходил его стороной. Собственно, я не ругаю Белля, в настоящий момент этот автор у меня не просто в списке любимых, он особенный, таковых можно пересчитать по пальцам одной руки. Да и сравнивать "глазами клоуна" с другими произведениями автора довольно бессмысленно, с таким же успехом можно попытаться сравнивать собственную селезенку с собственной печенью.
Для чего писателю понадобился такой нетипичный личностный образ, об этом я распространяться не стану, выйдет слишком долго, а сам факт этого говорит о многом. Хотя бы о том, что автор не стоял никогда на месте, подобно каменному изваянию, а в части познаваемости человеческой сущности ушел так далеко, что я даже не могу придумать осознанного примера, чтобы сравнить этого героя с кем-то. Ганс Шнир у Белля олицетворяет стихотворение Остера "Если не купили вам пирожное". Эти его миллион детских терзаний очень органично сочетаются с темами пронзительными и темами правильными. Потерянное поколение, религия, любовь к девушке - этот микс преподнесен в стиле Мармеладова, который и пить хочет исключительно для того, чтобы еще острее ощущать собственные страдания.
Меня бесконечно радует, когда человек в 45 лет способен выдавать подобный текст. Клоунада здесь тонкая и чувственная, невротическая и грустная. Трезвые суждения и ясные характеристики окружающим, может это тролль, а может новый "лишний человек". В длительные отношения со стороны Белля я не верю, хотя верю в длительные запои. Поэтому, верить или нет, страдать или нет, читать или нет - это дело сугубо индивидуальное. Произведение построено по принципу одного дня, куча воспоминаний и мало действия, поэтому предупреждаю об этом заранее.
"Если не купили вам пирожное
И в кино с собой не взяли вечером,
Нужно на родителей обидеться,
И уйти без шапки в ночь холодную.
Но не просто так
Бродить по улицам,
А в дремучий темный
Лес отправиться.
Там вам сразу волк
Голодный встретится,
И, конечно, быстро
Вас он скушает.
Вот тогда узнают папа с мамою,
Закричат, заплачут и забегают.
И помчатся покупать пирожное,
И в кино с собой
Возьмут вас вечером."
Свидетельство о публикации №218120600034