Амбивалентное и разорванное мышление в физике

         Считается, что амбивалентное мышление характеризует одновременное существование у человека двух противоположных, взаимоисключающих мыслей – расщепление мысли надвое или расслоение мысли. Когда мыслей две, и они служат началами, принципами философской концепции это дуализм. Несколько таких начал ведут к плюрализму. При этом если мысли совершенно не связаны, разорваны, то это эклектика. Советские психиатры М.О.Гуревич и М.Я. Серейский считали, что разорванность мышления характерна тем, что между отдельными представлениями разорваны связи при сохранении грамматической формы.
         В физике дуализм проявляется в утверждениях, что фундаментальная частица это и волна и корпускула, что инерциальное движение это покой, что энергия и рассеивается и сохраняется.
         Известно, что в 1957 году американский физик Хью Эверетт (1930-1982) опубликовал тезисы своей докторской диссертации, названной «Формулировка квантовой механики через относительность состояний». Причиной появления работы Эверетта стало давнее противоречие между двумя разными квантовомеханическими формулировками — волновой и матричной. (http://znamus.ru/page/hugh_everett)
         Теория Эверетта исходит из того, что наблюдатель вступает во взаимодействие с наблюдаемым объектом, вопреки классическому объяснению, что наблюдатель независим от наблюдаемых событий.          В квантовом мире элементарная частица или их ансамбль могут существовать как суперпозиция нескольких возможных состояний. Например, электрон будет характеризоваться суперпозицией различных положений в пространстве, скоростей и ориентаций спина. Однако каждый раз, когда исследователь точно измеряет какую-либо из этих характеристик, он получает точный результат, соответствующий лишь одному элементу суперпозиции, а не сочетанию их всех.
         Таким образом, проблема множества состояний (позиций) свелась к тому, как связать единичные состояния (позиции) этого множества (суперпозиции), последовательно, многомоментно, или единовременно, одномоментно? Какой подход избрать для анализа?
         Подходов два, симультанный и сукцессивный. В первом случае множество состояний, позиций (суперпозиция) моментально схватывается – рассматривается по отношению к одному моменту времени. Если момент точка на линии времени, то это мгновение, миг. Во втором случае позиции последовательно по одной рассматриваются по отношению к множеству чередующихся моментов времени.
         При последовательной смене состояний они должны перетекать или переходить друг в друга, как это происходит при превращении энергии из одной формы в другую. Тогда можно одно из состояний взять за начальное, за начало. При теории большого взрыва это сверхсжатая физическая точка.
         Также можно различать персонализированный, субъективный и деперсонализированный объективный подходы физиков в их научных изысканиях.         
         При деперсонализированном подходе мысль Физика отчуждена в объект. Мысль из психической стала физической, лицо - физическим, как в Гражданском Кодексе.
         При персонифицированном подходе не объект, а мысль об объекте последовательно подвергается превращению. Предметом исследования становится мысль о мысли об объекте, выраженная в физико-математических знаках, символах.
         То есть одно дело эксперимент, другое дело теория. Физик производит действия, в одном случае, с объектом, в другом случае, с мыслями. В одном случае, он находится в объективной реальности, а в другом случае – в знаково-символической реальности.
         Считается, что в эксперименте, при точном (конкретном) измерении характеристик объекта (при предметном мышлении) «результат соответствует лишь одному элементу суперпозиции» - одной позиции.
         В теории, когда предметное мышление уступает место абстрактно-символическому мышлению, результат может соответствовать всем возможным элементам (позициям) суперпозиции. Исчезает временная последовательность событий или состояний. Происходит скачок как бы из конечного в вечное, минуя бесконечное множество исследований бесконечного множества конкретных состояний.
         При деперсонализированном подходе единовременное существование множества разных состояний объекта расслаивает или разрывает его на множество «копий». В результате «копии» связаны единством происхождения.
         При персонализированном подходе единством происхождения - расслоением одного на множество - связаны не копии объекта, а мысли о копиях объекта. Эти разные мысли единит также то, что каждая из них – мысль. В философском плане это плюрализм монистичный, а не эклектичный.
         В теологии единством связаны Бог-отец, Бог-сын и Бог-дух: характеристики состояний многослойного Бога как Мысли.
         В общем, отказавшись от материализма, как от веры в материю, физики не смогли сформировать физического монизма, а от дуализма перешли к физическому плюрализму. От двух противоположных квантовых позиций перешли к их множеству, к суперпозиции, а затем к многослойной квантовой Вселенной.
        Получилось как бы, что теоретическая мысль расщепилась (расслоилась), а физик-теоретик произвёл отчуждение её в природу. Отчуждение от мысли указывает на то, что он не принимает её своей.
         Почему, не осознавая того, физик принимает свою расщеплённую, разорванную мысль за объект в суперпозиции? Возможно, потому, что считает, не мышление субъекта, а время раздваивает, расслаивает пространство. И время объективно. Время не есть мысль.
         Ведь время, как длина, вес и т.д. это физическая величина для измерения определённого аспекта конкретных вещей, тел, корпускул, так сказать их протяжённости, которая противоположна пространственной протяжённости. Этот аспект объекта мысленно выделен из него и стал мыслью. Здесь не идея отчуждена в природу, в объект, а наоборот, идея (мысль) выделена или выведена из природы, из объекта. Это не идеализм, а натурализм, естествознание.


Рецензии