Валар моргулис

…Мы рождаемся, проходим этапы жизненного пути, вмещающие в себя череду событий, так или иначе формирующих наше восприятие окружающего мира. Но вряд ли я окажусь далёк от истины, предположив, что большинство людей категорически не хочет мириться с обыденностью действительности, с серостью будней, с суровой прозой, настоянной на предначертанности. Когда всё в той или иной степени известно, доказано, загнано в прокрустово ложе физических формул, набивших оскомину сочетаний химических элементов, просчитанных расстояний до Луны, свойств бушующих на Солнце протуберанцев и очерченных границ из намертво впечатанных со школьной скамьи в мозг незабываемых цифр 8848 и 11022, от снежной вершины Эвереста до дна Марианской впадины. Оно, человечество, и не мирится, конструируя удивительные планеты, далёкие вселенные, умопомрачительных животных и инопланетный разум. Создаёт мир таким, каким хочет его видеть и с превеликим удовольствием погружается в сказку. И сказка эта называется-

                МИР ФЭНТЕЗИ!

 Безусловно, народный фольклор стал источником, своего рода стартовой площадкой жанра, который стал ныне чрезвычайно популярным. Жанра фэнтези. Он включает в себя практически все виды творчества- литература, кино, живопись не обошли вниманием мифологические мотивы. Причём лучшие образцы фэнтези представленные книгами, фильмами, картинами созданы настолько убедительно и искусно, что напрочь стираются границы между реальностью и вымыслом. А это уже признак высочайшего мастерства! Сразу оговорюсь, что оставляю за скобками, по-видимому, самые первые произведения в стиле фэнтези к коим относят эпосы разных народов. В частности, те же скандинавские, англосаксонские, немецкие, древнеисландские и славянские сказания, берущие начало ориентировочно с VII (а может и ранее) века («Беовульф», «Песнь о Нибелунгах», «Младшая (Старшая) Эдды» ит. д.).

 Первые рассказы в стиле фэнтези, в том виде какой нам современникам уже привычен, появились, по всей видимости (это пока не найдено ничего более раннего), в начале прошлого века. Американский писатель Робин Ирвин Говард представил на суд читателей Конана, ворвавшегося к нам из Хайборийской эры. Воин-варвар Конан (блестяще воплощённый на экране Арнольдом Шварценеггером уже в 1980-х годах) владея всеми видами оружия, устанавливает порядки в соответствии со своими понятиями о добре и зле. Не отстаёт от Роберта Говарда и другой американец Говард Лавкрафт несомненно достойный отдельного поста. Лавкрафт буквально генерирует ужас, выдумывая древние манускрипты наполненные монстрами. Один Некрономикон чего стоит! Фильм режиссёра Брайана Юзна «Некрономикон. Книга мёртвых» снят по мотивам рассказов Лавкрафта. И должен сказать, заставляет содрогнуться, недаром картина удостоилась призов Международных кинофестивалей фантастических фильмов (в скобках, чтобы не забыть, отмечу «Лабиринт Фавна» Гильермо дель Торо- где присутствует поиск иных, счастливых, волшебных мест, где нет ужасов войны). Очень хочу упомянуть и Уинзора Маккея, американского карикатуриста и аниматора. Возможно со мной не согласятся в оценке Маккея, как художника работавшего в стиле фэнтези. Не стану спорить и доказывать обратное.

История анимации 08 Winsor McCay Винзор Маккей часть 2**

 Скажу лишь, что его мультфильм «Динозавр Герти», созданный аж в 1914-м (!!) году, на мой взгляд, вполне можно отнести к этому стилю. Впрочем, судить вам. А вот слова самого Маккея:

«Я верю, что есть особенно чувствительные люди, которым доступны измерения, находящиеся за пределами восприятия большинства. Я не отношусь к этим избранным, хотя… Вечерами, перед сном, я мог в своем сознании перевернуть спальню, сделав пол потолком и это было настолько убедительно, что я крепко держался за матрас, боясь свалиться с потолка…»

 Если рассматривать литературу, то вне всяких сомнений стоит назвать корифеев жанра фэнтези. Это Джон Толкин и его «Властелин колец», а также поистине бессмертная сага Джорджа Р. Р. Мартина «Песнь льда и огня» (мне как-то больше нравится чуть иной перевод, когда вместо огня присутствует слово пламя). Джордж Мартин создавший настоящий шедевр, в котором уместился целый мир из государств, династий, кланов, сотканных из интриг, вероломства, добродетели, верности и коварства (всего того, что присуще людям!), населённый необычными существами, непознанными явлениями, мрачными ритуалами достоин того, чтобы о нём сказать чуть подробней.

 Он родился в 1948 г. в Нью-Джерси. Уже в школе начал писать для любительских журналов. Как это нередко случается, к окончательному выбору профессии его подтолкнуло трагическое событие: в 1977 г. умирает друг Мартина, писатель Том Реми. Кстати говоря, Джордж Мартин длительное время считал фэнтези несерьёзной литературой, но… Лучше прочесть слова самого Джорджа, лучше и не скажешь:

«Писателей существует великое множество, я люблю приводить аналогию с архитекторами и садовниками. Есть писатели-архитекторы, они все-все планируют… И садовники, что выкапывают ямку и закладывают в нее семечко, поливают своей кровью и наблюдают за тем, что же вырастет. Я в большей степени садовник нежели архитектор»

Или вот эта замечательная ремарка:

«Фантазирование это тенденция в психическом развитии человека. Фантазирование не оскорбляет рассудка, не вредит ему, не затушевывает истины и не притупляет стремления к познанию. Наоборот, более живой и вникающий в суть вещей разум способен творить более прекрасные фантазии»

По книге Джорджа Мартина телеканал HBO снимает сериал «Игра престолов».

 Возможно во мне говорит предвзятость, но я считаю этот телесериал великолепным. В отношении «Игры престолов» восторженных эпитетов у меня найдётся немало, остановлюсь на одном вышеприведённом. Настолько в этом фильме всё выверено, продумано до мелочей, начиная от стилистики фантастического и одновременно… до боли знакомого нам мира с его бушующими страстями, сопутствующего органичного антуража, костюмов героев, музыки иранского композитора Рамина Джавади, филигранной операторской работы, удивительной находки лингвиста Дэвида Питерсона, связанной с созданием искусственных языков (дотракийский, валирийский).

«…была необходимость строить слова так, чтобы информация имела эмоциональную окраску…«(Д.Питерсон)

 Лингвистическая составляющая сериала действительно уникальна! Приведу самые запоминающиеся фразы, ставшие легендарными:

Ничего ты не знаешь, Джон Сноу. Daoruni gimi, Ionos Sоnaro

Ланнистеры всегда платят свои долги. Lannister va moriot zyha gеlуni addemmis

Что мы говорим смерти? Skoros morghot vestri?

Не сегодня. Tubi daor.



* "Валар моргулис"-"Все люди смертны" (валирийский язык) -это да, но… у нас есть ФЭНТЕЗИ!

**https://www.youtube.com/watch?v=LP3SeXDOcgI


Рецензии