Тайная идея сказки о царе Салтане

Тайные намёки А.С.Пушкина в «Сказке о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Анализ названия сказки.

       В сказках Пушкина имена героев, на которых надо обратить особое внимание, перечисляются в названиях. В рассматриваемой сказке важные герои:
- Салтан,
- Гвидон Салтанович,
-Лебедь.
Даны пояснения к образам героев:
Салтан – царь,
Гвидон Салтанович – сын царя, славный и могучий богатырь,
Лебедь – царевна, прекрасна.
                Больше всего в названии  говорится о Гвидоне. Во-первых, его родство с царём дважды упомянуто: отчеством (Салтанович) и  прямым текстом («Сказка….о сыне его…»). Во-вторых, титулы Гвидона отсутствуют в отличие от титулов других героев. В- третьих,  он «славный и могучий богатырь». Из этого можно сделать вывод, что Гвидон главный носитель  тайных намеков. Титул отца противопоставлен богатырству сына. Вокруг этого противопоставления сосредоточен тайный смысл сказки.
 
Рассмотрим имена персонажей.

Царь Салтан.

          Царь – титул самодержца на Руси. Имени Салтан нет. Салтан (султан)– титул самодержца у мусульман на востоке. Объединяя оба титула в одном лице, Пушкин подчеркивает, что русский монарх - божий помазанник  – царь - отец для всех православных и мусульман огромной России. 

  Гвидон.

          Слово Гвидон –  имеет европейские корни.  Оно  либо от еврейского гидеон (воин), либо от германского гвидо ("обширный"), либо слово происходит от итальянского guidare, что переводится, как править, управлять. Таким образом, имя Гвидон обозначает  «военный обширный правитель». Говоря иначе, Гвидон  военный правитель, опирающийся на обширные массы народа. Гвидон в сказке олицетворяет передовой западный образ правления  того времени.

Лебедь.

         Лебедь  считается древнерусским символом  чистой любви и совершенства. В русском фольклоре  говорится о мудрых волшебных девах, которые плавают в  водах  белыми лебедями.
 
Бабариха.

         Существует несколько вариантов интерпретации этого имени. Первый. Бабариха -   жена Бабара. Данная интерпретация не содержит тайного намёка и не представляет интереса для анализа. Второй.      Бабариха - языческое древнерусское имя эпической ведуньи, которая связана с силой солнечного света и исцеляет больных этой силой. Такая  трактовка имени позволяет выдвинуть интересную гипотезу тайного смысла сказки.

Черномор.

          Имя Черномор Пушкин сначала использовал в поэме «Руслан и Людмила». Там он злой колдун.  Значит Черномор -  колдун и в этой сказке, но он ещё  дядька 33 богатырей.  Дядька в русской армии – опытный солдат, приставляемый к новобранцам из числа старослужащих (обычно унтер-офицер) для надзора, ухода и помощи в освоении  ратным искусством и армейским бытом. Пословица: «Бог батька. Государь дядька».   Дядька Черномор – добрый и  заботливый волшебник.

Буян.

          Важную роль в сказке играет имя острова. Остров Буян в русских поверьях представляется местом, откуда берут свое начало  жизненные и творческие силы.Остров связан с заговорами, в них он выступает как “центр мира” (на нем дуб о четырех ветвях, на нем камень алатырь, который посреди моря лежит, на нем голова самого Адама)1
«На море, на Океане, на острове Буяне
стоит бел горюч камень Алатырь,
под тем камнем сокрыта сила могучая
 и силе той нет конца…».
«Остров-Буян, где живет Стратим-птица, всем птицам мать,
Индрик-зверь, всем зверям отец,
Кит-рыба, всем рыбам мать, да инорокая змея Гарафена (Скоропея).
На зеленом кусте сидит пчелиная матка, всем маткам старшая,
и ворон, всем воронам старший брат.
Там Дуб мокрецкий да Алатырь камень».

Образы главных героев.             

Царь Салтан.

Образ царя Салтана противоречивый.
Царь подслушивает чужие разговоры.
«Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;»

Царь в гневе мог поступить безрассудно.
«Как услышал царь-отец,
Что донес ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить;»

Любая царская воля выполнялась беспрекословно.
«Делать нечего: бояре,
Потужив о государе
И царице молодой,
В спальню к ней пришли толпой.
Объявили царску волю —
Ей и сыну злую долю,
………………………….

Царь заботливый, любящий.
«Ей наказывал себя
Поберечь, его любя.»

 Царь не женился снова, грустил по царице и сыну.
«Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С грустной думой на лице;».

Интересует царя жизнь за морем и чудеса. Узнав о Гвидоне, царь Салтан загорается желанием погостить у князя, но подчиняется давлению родни и не едет.

«Молвит он: «Коль жив я буду,
Чудный остров навещу,
У Гвидона погощу».
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Не хотят его пустить
Чудный остров навестить.»
Только после четвертого приглашения царь Салтан собирается в дорогу.
«Но Салтан им не внимает
И как раз их унимает:
«Что я? царь или дитя? —
Говорит он не шутя: —
Нынче ж еду!» — Тут он топнул,
Вышел вон и дверью хлопнул.»
При встрече с женой царя Салтана охватила буря чувств. Только сейчас он узнаёт всю правду.
«Царь глядит — и узнает...
В нем взыграло ретивое!
«Что я вижу? что такое?
Как!» — и дух в нем занялся...
Царь слезами залился,
Обнимает он царицу,
И сынка, и молодицу,»….
Царь милосерден, узнав правду, не отдал виновных под суд.
«Царь для радости такой
Отпустил всех трех домой.»
В  образ Салтана А. С. Пушкин формулирует мысль, что царь обычный человек со своими достоинствами и недостатками. Нельзя государству зависеть от воли одного человека каким бы хорошим он не был.

Гвидон.

Мы знаем из названия сказки что Гвидон – «могучий и славный богатырь».
Богатырь это:
- Воин, отличающийся необычайной силой, мужеством, удалью, защитник Родины.
- Рослый,  физически сильный человек.
 Подвиг Гвидона как война  это победа над Коршуном.
Рослость Гвидона видна из его рождения:
«Сына бог им дал в аршин».
 Силу Гвидона мы можем оценить по его делам.
«Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Понатужился немножко:
«Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?» — молвил он,
Вышиб дно и вышел вон.»
……………………………..
«Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук,»
            Сын Салтана обладает ведичекскими волшебными способностями. Его слушается волна. Он может расти не по дням, а по часам, когда это требуется.
«И растет ребенок там
Не по дням, а по часам».
Когда царица с приплодом вышли из бочки волшебный рост ребёнка закончился.
Он может через море перелететь комаром, мухой, шмелём. Самостоятельно возвращает себе человеческое обличие в своём уделе. Он благороден. Спасает Лебедь от Коршуна вместо того, чтобы добыть «дичину» на ужин.
В сцене знакомства царевича и лебеди явный намёк на тайный смысл. Лебель обещает:
«Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня»
Царица с сыном заснули без ужина после долгого голодания в бочке, хотя царевич мог сделать новую стрелу и добыть что-нибудь на ужин. Они добровольно принимают дополнительный трёхдневный пост.
«Улетела лебедь-птица,
А царевич и царица,
Целый день проведши так,
Лечь решились на тощак».
Ночь прошла.
«Вот открыл царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
Он скорей царицу будит;
Та как ахнет!.. «То ли будет? —
Говорит он, — вижу я:
Лебедь тешится моя».
            Царицу с сыном никто в городе три дня не кормил по велению Лебедя? Или три дня они спали? Или город появился на третий день?  Зачем автор говорит о трёхдневном посте героев? Наверно,  Пушкин дает понять читателю, что начинается новая жизнь изгнанников в славе Божьей, для приготовления к которой необходим дополнительный суровый пост.
            Сына Салтана народ выбрал правителем  на острове Буяне и нарек Гвидоном. Свободные выборы правителя подчёркивает имя «Гвидон», европейские корни которого намекают на «обширного правителя» – правителя, опирающегося на обширные массы народа

«Все их громко величают
И царевича венчают
Княжей шапкой, и главой
Возглашают над собой;
И среди своей столицы,
С разрешения царицы,
В тот же день стал княжить он
И нарекся: князь Гвидон.»    
Князь любит отца, не смотря на то, что с ними сделали по его-де указу.

«Грусть-тоска меня съедает,
Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца».

При всём своём благородстве князь став насекомым калечит своих тёток.
«…комар-то злится, злится—
И впился комар как раз
Тетке прямо в правый глаз»

«Гвидон-то злится, злится...
Зажужжал он и как раз
Тетке сел на левый глаз,
И ткачиха побледнела:
«Ай!» и тут же окривела;»
          Зачем Гвидону хочется заполучить чудеса, о которых говорят родственники? Чтобы привлечь внимание царя Салтана и укрепить его в желании посетить остров. Не это главное. Князь заботится о процветании  своего государства. Чудеса позволяют ему построить рай на острове.
Белка снабжает княжество золотом и изумрудами.
«Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной—
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть;
Отдает ей войско честь;
Из скорлупок льют монету,
Да пускают в ход по свету;
Девки сыплют изумруд
В кладовые, да под спуд;
Все в том острове богаты,
Изоб нет, везде палаты;»
             Откуда белка берет золотые орехи? Надо полагать с ели, под которой она сидит. На ели орехи не растут. Можно предположить, что под елью понимается кедр. На кедре растут  орехи, которые можно сравнить с золотыми по их ценности. Может это намек на богатства Сибири?
              Второе чудо. У Гвидона есть войско, которое белке честь отдает:
«Отдает ей войско честь»;
есть пушки ( «пушки с пристани палят»), но князю надо  33 богатыря с дядькой Черномором.  Имя дядьки прямо указывает на важность Черного моря для безопасности России. Волшебная сила Черномора вместе с божественной силой богатырей, которых 33 что намекает на их связь с Иисусом, делают остров Буян абсолютно безопасным и источником могучей русской силы. Подчеркивается, что богатыри Божьей силой только охраняют государство и не нападают на другие земли.
 
«Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит,
Чтобы остров тот хранить
И дозором обходить —
И той стражи нет надежней,
Ни храбрее, ни прилежней.»
           Последнее чудо. Царевна Лебедь завершает создание гармоничного княжества, в котором все прекрасно. Все богаты, полная безопасность, мудрая выборная власть, заботящаяся о процветании всех. Идеальное государство.

Царевна Лебедь.

Имя царевны многое объясняет. Краткие намёки в её описании  усиливают и поднимают на новую высоту образ царевны.
Царевна – оборотень.
«Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:»

Царевна из божественного рода. 33 богатыря её родные братья.
«Эти витязи морские
Мне ведь братья все родные.»
Интересен внешний вид царевны.
«Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,»
Речь идёт о нимбе ауры царевны. Мощность её нимба превышает нимбы святых.
«Месяц под косой блестит»
            Месяц в древнерусских верованиях представлялся как образ смерти, образ загробного мира. Коли этот символ блестел под косой царевны, то она была тесно связана с загробным миром. Могла призывать на помощь умерших.
«А во лбу звезда горит.»
            Звезда во лбу – это третий глаз. Черта божеств. Третий глаз позволяет им видеть прошлое и  будущее, быть вездесущими, знать и видеть все, что творится в любом уголке мироздания. С помощью третьего глаза бог созидания Вишну, грезящий на водах, проницает завесы времен, а бог разрушения Шива, выбрасывая из третьего глаза потоки мистической силы, способен испепелять целые миры. Изображение «третьего глаза» на лбу божеств часто можно увидеть в росписях и на скульптурах индуистских и буддийских храмов, а обычай ставить пятнышко между бровями индийских женщин, а в религиозных ритуалах и всем принимающим в нем участие, восходит именно к этой традиции.
            Возникает вопрос. Почему богиня, обладающая безграничными силами и защищаемая 33 братьями богатырями, могла стать жертвой коршуна, который всего на всего чародей? Царевна использовала коршуна – чародея, чтобы познакомиться с сыном Салтана в выгодных для Гвидона обстоятельствах. Дабы её дальнейшая помощь была оправдана чувством благодарности.
           О ясновиденье царевны так же свидетельствует то, что лебедь уже ждала князя у берега, когда ему она была необходима.
«К морю князь — а лебедь там
Уж гуляет по волнам»
Царевна Лебедь – языческая богиня.
Бабариха языческая ведунья.  Они тесно связаны. Язычество объединяет их и обуславливает их взаимосвязь и взаимопомощь в сотворении идеального государства – рая на земле на основе русского языческого духа в сочетании с европейским свободомыслием того времени.
 
Бабариха.

        Бабариха в повествовании появляется в момент формирования дворцового заговора.
«А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Извести ее хотят,»
        Главными зачинщиками заговора являются ткачихи с поварихой. О мотивах участия Бабарихи в заговоре сестёр нет ни слова.
« В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха,
И завидуют оне
Государевой жене.»
         Если предположить, что автор ввел в сказку Бабариху как языческую ведунью, связанную с силой солнца, то Бабариха, используя волшебство, сильно влияла на события. Она помешала ткачихе с поварихой убить царицу с приплодом, пробудила волшебные силы младенца, заставив страдать его с матерью в бочке, помогла Гвидону сотворить идеальное государство.
За эту трактовку образа Бабарихи говорит то, что:
1. Не указаны в тексте мотивы неприятия Бабарихой царицы;
2. Бабариха занимает высокое положение при дворе Салтана. Ткачиха с поварихой не могли провернуть интригу с гонцами. Нет у них власти, чтобы поменять гонца, заменить депешу царицы, скреплённую её печатью, другой депешей.
«Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого
Вот с чем от слова до слова:»
…………………..
        Можно предположить, что как-то они смогли завладеть печатью и подделать депешу царицы. Ответную депешу царя они ни как не могли подделать. Где им взять царскую печать? Только с помощью волшебства это возможно. Ни ткачиха, ни повариха волшебными качествами не обладали. Получается только Бабариха -языческая ведунья могла это сделать.
Гонец царя получил депешу и приказ.
«Дал гонцу такой приказ:
«Ждать царева возвращенья
Для законного решенья».

         Кто мог себе позволить обобрать государево гонца, напоить его  так, что он забыл царский приказ. Это или одно из главных лиц государства и или с помощью волшебства.
 «А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Обобрать его велят;
Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую».

3. Почему заговорщики решили царицу и приплод в бочке пустить в Окиян? Бог мог спасти безвинных страдальцев, что и случилось. Можно было бы убить их по-настоящему, а не отдавать на волю волн. Очевидно, авторитет Бабарихи склонил ткачиху с поварихой к этому решению.
4. То что ткачиха с поварихой с сватьей бабой Бабарихой сидят возле царя Салтана во время приёмов купцов говорит о том, что их заговор не был раскрыт, что они занимают высокое положение при дворе.
5. Троица не хочет допустить поездки Салтана в гости к Гвидону потому, что Бабариха зная правду должна усилить княжество чудесами, а ткачиха с поварихой догадываются что царица и приплод не погибли. Имя Гвидон им ничего не говорит.
6. Троица по  очереди рассказывает о чудесах вроде бы, что бы оказать давление на Салтана, а на самом деле это затеяно Бабарихой что бы появилось идеальное государство. Давление на царя  можно было бы оказать другим способом. Ткачиха с поварихой простые женщины. Чудеса, о которых они рассказывают, им могла сообщить Бабариха.
7. Троица сопровождает Салтана в плавании на остров Буян. Столь высок их статус, что им нельзя было отвертеться. Бабариха  хочет посмотреть на результат творения. Она знает правду и вспыльчивый характер царя,  но надеется на Бога. Бог сохранил заговорщиц.
«Царь для радости такой
Отпустил всех трех домой.»

купцы.

       Обращает на себя внимание наименование товаров, которыми купцы торговали:
1 купцы –
«Торговали соболями,
Чернобурыми лисами;»
2 купцы –
«Торговали мы конями,
Всё донскими жеребцами,»
3 купцы –
«Торговали мы булатом,
Чистым серебром и златом,»
4 купцы –
«Торговали мы недаром
Неуказанным товаром;»
          С каждым разом ценность товара возрастает. Следовательно «неуказанный товар» дороже булата, чистого серебра и злата. При этом он «неуказанный» то есть запрещённый к ввозу и провозимый контрабандой. Получается товар это западное свободомыслие.
          Сопоставляя образы царя Салтана, князя Гвидона, сватьей бабы Бабарихи, можно сделать следующие выводы:
1. Язычество (Бабариха) почитается востоком и православным миром (царём Салтаном)
2. Язычество помогает сотворить идеальное государство на стыке востока и запада князю Гвидону. 
3. Салтан (восток) и Гвидон (запад) противопоставляются друг другу в вопросе организации власти. Царь Салтан самодержец. Гвидон выбранный на должность князя богатырь.
4. Салтан и Гвидон садятся в конце сказки за пир. Старая форма правления видит преимущества новой формы власти и добровольно готова к переменам.
Все волшебные силы на стороне новой формы власти – царевна Лебедь, Бабариха.

Вывод.

Главной идеей сказки было побудить власть имущих  реформировать государственный  строй сверху. Этот вывод подтверждает тот факт, что первым читателем сказки был Николай I. Длина и подобострастие названия сказки говорит о том, что она - прошение о даровании гражданских свобод обществу.


Рецензии