Немного про Ананию и Сапфиру

Вчера на встрече с невоцерковленной (как правильно ее назвать? На слово "неверующий" язык не поворачивается, кто-то из них верит в Бога) молодежью задали два вопроса. Решил выложить тезисы ответов, может, кому-то пригодится. Сначала сами вопросы (не редактировал их):

1. Кто, собственно, убил Ананию и Сапфиру и, если это Бог, то как это понимать? Ведь это бы противоречило всем библейским концептам о том, что Бог "кроток и милосерден, долготерпелив и многомилостив". Почему Ананию и Сапфиру кара настигла немедленно?

2. В чем трагедия и самопожертвование в распятии Иисуса Христа, если он Бог, а он всеведущ (простой пример: он предсказал предательство Петра)? То есть он уже и так знал, что произойдет дальше. Получается , можно считать, что все было просчитано. Драма же как раз в том, что он воскрес и вознесся на небеса, но учитывая выше сказанное, можно сделать вывод, что Бог и создал сценарий, и сыграл в нем главную роль без риска для себя.

Теперь ответы:

По поводу Анании и Сапфиры. Во-первых, логика вопроса предполагает неполное, однобокое представление о Боге – якобы Он только милосерден и всепрощающ. Однако Бог не только милосерден, но и свят, и страшен, и справедлив. Он есть огонь поядающий. При этом в Нем все эти качества (способность любить и гневаться) сочетаются непротиворечиво. (Подробнее об этом в одном из пунктов моей проповеди о гневе Божьем).

Во-вторых, надо учитывать, что контекст, в который помещена история Анании и Сапфиры - совершенно особый. Книга Деяний описывает особый период на стыке заветов. Аналогия – когда давались 10 заповедей (тоже стык эпох), также случались подобные быстрые наказания, исключительные случаи, чудеса и знамения. Очень показательна история с человеком, собиравшим дрова в субботу - прямо один к одному по контурам с тем, что случилось с Ананией и Сапфирой.

Я десять лет преподавал в школе. И у меня выработался такой подход: на первых уроках в новых классах включать режим строгости (говорить соответствующим тоном, ставить справедливые оценки, и низкие в том числе, писать замечания и т.п.), а уже потом, когда рамки дисциплины и условия игры заявлены, можно смягчать отношения, улыбаться, шутить, прощать, на что-то закрывать глаза и т.п. Конечно, это очень слабая аналогия, но, возможно, в историях с собиранием дров и продажей имения было что-то отдаленно подобное.

А в целом – начинается новая эпоха истории спасения, вводятся новые принципы, и для того, чтобы привлечь внимание людей к этому, а также подтвердить правомочность изменений, Бог использует особые меры, которые в такой плотности не встречаются в другое время (чудеса, знамения, суды).

Еще полезно сравнить грех Анании и Сапфиры с грехом Адама и Евы (отсюда и дальше мысль Эмиля Данильяна). Вроде грех Адама и не такой значительный (ну что тут такого: сорвали плод с дерева, не убили ведь никого...), но если сопоставить с уровнем присутствия Божьего в том мире, начинаешь понимать, насколько это безумно было - восстать против Бога, который присутствовал рядом настолько очевидно.

Так же и с Ананией и Сапфирой, мы оцениваем их поступок с точки зрения нас сегодняшних, которым веру приходится напрягать гораздо сильнее, чем им, находившимся в самом эпицентре могущественного действия Духа Святого. Глупо грешить, находясь в самом святилище...

Второй вопрос об «игре Христа в самопожертвование» тоже вызван проблемой оценки тех событий с точки зрения нас сегодняшних, воспринимающих смерть, как покидание этого мира и прекращение существования. В мышлении тогдашних евреев, по крайней мере фарисейского толка, воскресение ждало всех. Т.е. в этом плане у Иисуса не было форы знания того, чего не знали хотя бы некоторые люди на земле.

Отвратительна, невыносима, ужасающе мерзка для Него была сама смерть, само соприкосновение с этой черной бездной и процесс умирания, а не то, что тебя не будет здесь. О воскресении знал не только Христос, знали и Его современники. Но умирать никому не приятно. Более того, смерть намного страшнее для Того, Кто проживает жизнь настолько полно, как нам и не снилось.

И еще: смерть праведника и смерть грешника - не одно и то же. Лазаря ангелы унесли на лоно Авраамово. А Христос умер страшным, абсолютным грешником, заняв наше место. Самая крепкая связь, когда-либо существовавшая в мире (и за его пределами) – связь внутри Троицы. И вот на кресте эта связь расторгается (как минимум на эмоциональном уровне). Об ужасе, испытанном в связи с этим Христом, говорят Его слова (кажется, единственные, которые Он прокричал): "Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты меня оставил?"

В этом и заключаются "трагедия и самопожертвование в распятии Иисуса Христа" (см. текст вопроса), и фраза "без риска для себя" к жертве Христа неприменима. Он не только рискнул, Он и реально через тяжелейшие муки прошел. Да, Он знал, что воскреснет (и говорил ученикам об этом), но как же тяжела для Него была смерть...

06.12.2018


Рецензии