1. Таинство Апокалипсиса

Апокалипсис в переводе с греческого языка означает - откровение. Среди всех книг Нового Завета - это единственная книга, которую трудно надёжно определить в её жанровой принадлежности. Её, обычно, относят к пророческим книгам. Но относить «Откровение Иоанна Богослова» только лишь к пророчеству - всё равно что называть пророком самого Бога!
Бог - действительно пророк! - А кто скажет, что Бог - только лишь пророк!.. Божественные пути и Его промышления неисчерпаемы и неизмеримы, и как нам среди них отделить пути и промышления пророческие от всег прочих божественных творческих энергий? Ведь и пророчество - это творчество! – И разве может пророчествовать тот, кто не причастен к творению; к появлению того, о ком и о чём он пророчествует?..
«Апокалипсис» является естественным завершением не только всего круга новозаветных священных книг! - С его таинственной высоты можно с лёгкостью и удобством обозревать все библейские события …
Эту книгу, совсем не случайно, называют - новозаветной вершиной, и сравнивают с двумя другими ветхозаветными вершинами - «Шестодневом» и «Книгой Иова». «Апокалипсис» - может быть самая таинственная вершина из всех этих трёх библейских вершин, весьма трудно поддающаяся правильному толкованию. И это связано с тем, что для этого необходимо максимальное духовно-нравственное напряжение всех сил человеческого сознания. Вследствие этого Литургический Устав Церкви не предусматривает чтения паремий из неё во время богослужения на вечерней службе.
Эти библейские чтения, вместе со многими другими, и в первую очередь, как раз, именно с «Шестодневом» и «Книгой Иова», своим таинственным духовным и нравственным характером, привлекает к себе взоры тех, кто по-настоящему ищет веру. Не просто пытливых религиозно-философствующих мыслителей, удовлетворяющих себя интеллектуальным познанием и исследованием религиозного чувства и мысли, но на протяжении всей своей жизни пытающихся стяжать святость, научиться отвечать добром на зло, сделать врага другом, а друга вместить в своё сердце, отдавая ему всего себя…
И именно в этом видит смысл тех загадочных символических видений, которые описаны в этой книге.
«Апокалипсис», как одна из вершин Священного Писания, требует, при своём толковании, помнить о его многочисленных нравственно-символических связях со всеми без исключения священными книгами из состава Библии. И, наконец, самым главным в понимании такой библейской вершины является то, что любой экзегетический труд, направляющий на неё своё внимание, не может приблизиться по своей глубине с её соборным осмыслением св. отцами и учителями Церкви.
Из всех святоотеческих трудов в истолковании «Апокалипсиса» особенно ценны своею древностью два:
- «Толкование на Апокалипсис» св. Андрея, Архиепископа Кесарийского, которое представляет собою, по общему мнению - итог всего понимания «Апокалипсиса» в доникейский период (до 1-го вселенского собора); и
- «Апология на Апокалипсис» св. Ипполита Римского (ок. 230 г.).
Из всех богословско-философских исканий, посвящённых «Апокалипсису» в Новейшее Время на русском языке наиболее интересны:
1) А. Жданова - «Откровение Господа о семи Азийских церквах» (опыт изъяснения первых трёх глав «Апокалипсиса»);
2) Епископа Петра - «Объяснение Апокалипсиса св. Апостола Иоанна Богослова»;
3) Н. К. Никольского - «Апокалипсис и обличаемое им лжепророчество»;
4) Н. Виноградова - «О конечных судьбах мира и человека»;
5) М. Барсова - «Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса»;
6). Архиепископа Аверкия (Таушева) - «Апокалипсис или откровение святого Иоанна Богослова»;
7). Николая Евграфовича Пестова - «Свет Откровения. Размышления над Апокалипсисом»;
8). Протоиерея Олега Стеняева - «Беседы на Апокалипсис».
9). Протоиерея Иоанна Павловцева - «Толкование Апокалипсиса».
10). Профессора А. Д. Беляева - «О безбожии и антихристе».
11). Андрея Мазуркевича - «Толкование Откровения Св. Апостола Иоанна Богослова».
12). Иеромонаха Пантелеимона - «Начало и конец нашего земного мира. Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса».
13). Николая Орлова - «Апокалипсис святого Иоанна Богослова».
14). Сергия Булгакова - «Апокалипсис Иоанна».
15). Л.А. Тихомирова - «Апокалиптическое учение о судьбах и конце мира».


Рецензии
Это прекрасно

Павел Маклауд   08.12.2019 20:11     Заявить о нарушении
Спаси Бог!!!

Сергей Михальчук 7   01.09.2022 17:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.