Цивилизация человечества. Глава 8. Христианская ре
Григорий Рыжов
Глава 8
Христианская религия
Условия формирования христианства и его идейные истоки.
История христианства насчитывает около двух тысяч лет. Наряду с буддизмом и исламом это одна из трёх мировых религий. Около трети жителей планеты исповедуют христианство во всех его разновидностях.
Христианство возникло в I в. н. э. на территории Римской империи. В 63 году до н. э. римский полководец Гней Полтей ввёл в Иудею войска, в результате чего она стала частью Римской империи. К началу нашей эры и другие территории Палестины потеряли свою самостоятельность, управление стало осуществляться римским наместником.
Первым веком нашей эры датируется самая древняя книга Нового Завета – Апокалипсис, в котором так сильно проявилась идея возмездия врагам за несправедливое от-ношение и притеснения евреев. У христиан того времени были идеи мессианизма – ожидания скорого пришествия Спасителя, эсхатологические представления о грядущем конце света, истолкование идеи греховности человека, обрядности, организация общин, отношение собственности.
Процессы, происходящие в Палестине, были подобны процессам, происходящих в других частях Римской империи: везде римляне грабили и нещадно эксплуатировали местное население, обогащаясь за его счёт. Кризис античных порядков и становление новых социально – политических отношений переживались людьми болезненно, вызывали ощущение беспомощности, беззащитности перед государственной машиной и спосо-бствовали поиску новых путей спасения. Появляются множество различных объединений, товариществ, так называемых коллегий. Люди объединялись на основе профессий, общественного положения, соседства и т. д. Всё это создавало благоприятную почву для Источники возникновения христианства.
Возникновение христианства было подготовлено не только сложившимися историчес-кими условиями, оно имело хорошую идеологическую основу. Главным идейным исто-чником христианства является иудаизм. Новая религия переосмыслила идеи иудаизма о монотеизме, мессианстве, эсхатологии на земле. Ветхозаветная традиция не утратила своего значения, она получила новую трактовку.
Существенное влияние на становление христианского мировоззрения оказала антич-ная философская традиция. В философских системах стоиков, неопифагорейцев, Плато-на и неоплатоников были выработаны мыслительные конструкции, понятия и даже те-рмины, переосмысленные в новозаветных текстах и трудах богословов. Особенно боль-шое влияние на основы христианского вероучения оказали неоплатонизм Филона Але-ксандрийского (25 г. до н.э. – около 50 г. н. э.) и нравственное учение римского стоика Сенеки (около 4 г. до н. э. – 65 г. н. э.). Филон сформулировал понятие Лого-са как священного закона, позволяющего созерцать сущее, учение о прирожденной греховности всех людей, о покаянии, о Сущем как первоначале мира, об зкстазе как средстве приближение к Богу, о логосах, среди которых Сын Божий – высший Логос, а другие логосы – ангелы.
Сенека считал главным для каждого человека достижение свободы духа посредством осознания божественной необходимости. Если свобода не будет вытекать из божествен-ной необходимости, она окажется рабством. Только повиновение судьбе порождает невозмутимость и спокойствие духа, совесть, нравственные нормы, общечеловеческие ценности. Сенека в качестве нравственного императива признал золотое правило морали, которое звучало следующим образом: «Обходись со стоящим ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобой обходились стоящие выше». Близкую формулировку мы можем найти в Евангелиях.
Определённое влияние на христианство оказало учение Сенеки о скоротечности и обманчивости чувственных удовольствий, заботе о других людях, самоограничении в пользовании материальными благами, недопущении разгула страстей, необходимости скромности и умеренности в повседневной жизни, самоусовершенствовании, обретении божественного милосердия.
Раннее христианство развивалось сложно и в постоянной борьбе с лжеучениями и правителями Римской империи. Происходил процесс гонения христиан по всей империи с многотысячными казнями и угнетения христиан. Такое положение сохранялось до начала IV века. Гонения прекратились на христиан в Римской империи при императоре Константине, и была узаконена христианская религия Указом.
В течение III в. происходило формирование крупных христианских центров в Риме, Антиохи, Иерусалиме, Александрии, в ряде городов Малой Азии и других областях. Однако сама церковь не была внутренне единой: среди христианских учителей и проповедников имелись расхождения относительно правильного понимания христианских истин. Христианство изнутри раздиралось сложнейшими богословскими спорами. Поя-вилось множество направлений, по – разному трактовавших положения новой религии.
При императоре Феодосии в 391 г. происходит окончательное закрепление Христианства как государственной религии, а язычество было запрещено. Дальнейшее развитие и укрепление христианства связаны с проведением соборов, на которых отрабаты-валась и утверждалась церковная догматика.
Христианизация языческих племён.
К концу IV в. христианство утвердилось практически во всех провинциях Римской империи. В 340 – е г. г. стараниями епископа Вульфилы оно проникает к племенам го-тов, северным народам Европы.
Христианизация варварских народов осуществлялась в основном сверху. В сознании масс народа продолжали жить языческие представления и образы. Церковь ассимилировала эти образы, приспособила их к христианству. Языческие обряды и праздники наполнились новым христианским содержанием.
С конца V до начала VII в. власть римского папы постепенно расширялась по всей Европе, благодаря проповедями св. монаха Августина и св. Бонифация. (11*).
Кратко рассмотрев историю христианства и его развитие, которое развивалось сложным и трудным путём, появилось основные две ветви в христианстве – это католическая и православная вера.
Католическая вера с латинского языка означает «Вера для всех», Православная вера с греческого языка означает «Правильное суждение или правильное учение».
На то были свои исторические причины, которые ниже разберём. В свою очередь католическая вера разделилась на два основных течения – это протестантская и лютеранская церковь, о которых ниже кратко остановимся.
Православная церковь претерпела тоже реформ, которые привели на раскол православной церкви – это раскольники (староверы) и пятидесятники и другие направления в меньшем количестве верующих.
07.12.2018 год
Свидетельство о публикации №218120701573