Цивилизация человечества. Глава 8. Христианская ре

 

                Григорий  Рыжов

                Глава  8

                Христианская  религия

    Условия  формирования  христианства  и  его  идейные  истоки.
      История  христианства  насчитывает  около  двух  тысяч  лет.  Наряду  с  буддизмом  и  исламом  это  одна  из  трёх  мировых  религий.  Около  трети  жителей  планеты  исповедуют  христианство  во  всех  его  разновидностях.
     Христианство  возникло  в  I  в.  н.  э.  на  территории  Римской  империи.  В  63  году  до  н.  э.  римский  полководец  Гней  Полтей  ввёл  в  Иудею  войска,  в  результате  чего  она  стала  частью  Римской  империи.  К  началу  нашей  эры  и  другие  территории  Палестины  потеряли  свою  самостоятельность,  управление  стало  осуществляться  римским  наместником.
    Первым  веком  нашей  эры  датируется  самая  древняя  книга  Нового  Завета – Апокалипсис,  в  котором  так  сильно  проявилась  идея  возмездия  врагам  за  несправедливое  от-ношение  и  притеснения  евреев.  У  христиан  того  времени  были  идеи  мессианизма – ожидания  скорого  пришествия  Спасителя,  эсхатологические  представления  о  грядущем  конце  света,  истолкование  идеи  греховности  человека,  обрядности,  организация  общин,  отношение  собственности.

     Процессы,  происходящие  в  Палестине,  были  подобны  процессам,  происходящих  в  других  частях  Римской  империи:  везде  римляне  грабили  и  нещадно  эксплуатировали  местное  население,  обогащаясь  за  его  счёт.  Кризис  античных  порядков  и  становление  новых  социально – политических  отношений  переживались  людьми  болезненно,  вызывали  ощущение  беспомощности,  беззащитности  перед  государственной  машиной  и  спосо-бствовали  поиску  новых  путей  спасения.  Появляются  множество  различных  объединений,  товариществ,  так  называемых    коллегий.  Люди  объединялись  на  основе  профессий,  общественного  положения,  соседства  и  т.  д.  Всё  это  создавало  благоприятную  почву  для  Источники  возникновения  христианства.

    Возникновение  христианства  было  подготовлено  не  только  сложившимися  историчес-кими  условиями,  оно  имело  хорошую  идеологическую  основу.  Главным  идейным  исто-чником  христианства  является  иудаизм.  Новая  религия  переосмыслила  идеи  иудаизма  о  монотеизме,  мессианстве,  эсхатологии  на  земле.  Ветхозаветная  традиция  не  утратила  своего  значения,  она  получила  новую  трактовку.
    Существенное  влияние  на  становление  христианского  мировоззрения  оказала  антич-ная  философская  традиция.  В  философских  системах  стоиков,  неопифагорейцев,  Плато-на  и  неоплатоников  были  выработаны  мыслительные  конструкции,  понятия  и  даже  те-рмины,  переосмысленные  в  новозаветных  текстах  и  трудах  богословов.  Особенно  боль-шое  влияние  на  основы  христианского  вероучения  оказали  неоплатонизм  Филона  Але-ксандрийского  (25  г.  до  н.э. – около  50  г.  н.  э.)  и  нравственное  учение  римского  стоика  Сенеки  (около  4  г.  до  н.  э. – 65  г.  н.  э.).  Филон  сформулировал  понятие  Лого-са  как  священного  закона,  позволяющего  созерцать  сущее,  учение  о  прирожденной  греховности  всех  людей,  о  покаянии,  о  Сущем  как  первоначале  мира,  об  зкстазе  как средстве  приближение  к  Богу,  о  логосах,  среди  которых  Сын  Божий – высший  Логос,  а  другие  логосы – ангелы.
    Сенека  считал  главным  для  каждого  человека  достижение  свободы  духа  посредством  осознания  божественной  необходимости. Если  свобода  не  будет  вытекать  из  божествен-ной  необходимости,  она  окажется  рабством.  Только  повиновение  судьбе  порождает  невозмутимость  и  спокойствие  духа,  совесть,  нравственные  нормы,  общечеловеческие  ценности.  Сенека  в  качестве  нравственного  императива  признал  золотое  правило  морали,  которое  звучало  следующим  образом:  «Обходись  со  стоящим  ниже  так,  как  ты  хотел  бы,  чтобы  с  тобой  обходились  стоящие  выше».  Близкую  формулировку  мы  можем  найти  в  Евангелиях.

     Определённое  влияние  на  христианство  оказало  учение  Сенеки  о  скоротечности  и  обманчивости  чувственных  удовольствий,  заботе  о  других  людях,  самоограничении  в  пользовании  материальными  благами,  недопущении  разгула  страстей,  необходимости  скромности  и  умеренности  в  повседневной  жизни,  самоусовершенствовании, обретении  божественного  милосердия.

     Раннее  христианство  развивалось  сложно  и  в  постоянной  борьбе  с  лжеучениями  и  правителями  Римской  империи.  Происходил  процесс  гонения  христиан  по  всей  империи  с  многотысячными  казнями  и  угнетения  христиан.  Такое  положение  сохранялось  до  начала  IV  века.  Гонения  прекратились  на  христиан  в  Римской  империи  при  императоре  Константине,  и  была  узаконена  христианская  религия  Указом.

     В  течение  III  в.  происходило  формирование  крупных  христианских  центров  в  Риме,  Антиохи,  Иерусалиме,  Александрии,  в  ряде  городов  Малой  Азии  и  других  областях.  Однако  сама  церковь  не  была  внутренне  единой:  среди  христианских  учителей  и  проповедников  имелись  расхождения  относительно  правильного  понимания  христианских  истин.  Христианство  изнутри  раздиралось  сложнейшими  богословскими  спорами.  Поя-вилось  множество  направлений,  по – разному  трактовавших  положения  новой  религии.
     При  императоре  Феодосии  в  391  г.  происходит  окончательное  закрепление  Христианства  как  государственной  религии,  а  язычество  было  запрещено.  Дальнейшее  развитие  и  укрепление  христианства  связаны  с  проведением  соборов,  на  которых  отрабаты-валась  и  утверждалась  церковная  догматика.

                Христианизация  языческих  племён. 

     К  концу  IV  в.  христианство  утвердилось  практически  во  всех  провинциях  Римской  империи.  В  340 – е  г. г.  стараниями  епископа  Вульфилы  оно  проникает  к  племенам  го-тов,  северным  народам  Европы.
    Христианизация  варварских  народов  осуществлялась  в  основном    сверху.  В  сознании  масс  народа  продолжали  жить  языческие  представления  и  образы.  Церковь  ассимилировала  эти  образы,  приспособила  их  к  христианству.  Языческие  обряды  и  праздники  наполнились  новым  христианским  содержанием.
     С  конца  V  до  начала  VII в.  власть  римского  папы  постепенно  расширялась  по  всей  Европе,  благодаря  проповедями  св.  монаха  Августина  и  св.  Бонифация.  (11*).

    Кратко рассмотрев  историю  христианства  и  его  развитие,  которое  развивалось  сложным  и  трудным  путём,  появилось  основные  две  ветви  в  христианстве – это  католическая  и  православная  вера.
     Католическая  вера  с  латинского  языка  означает  «Вера  для  всех»,  Православная  вера  с греческого  языка  означает  «Правильное  суждение  или  правильное  учение».
На  то  были  свои  исторические  причины,  которые  ниже  разберём.  В  свою  очередь  католическая  вера  разделилась  на  два  основных  течения – это  протестантская  и  лютеранская  церковь,  о  которых  ниже  кратко  остановимся.
    Православная  церковь  претерпела  тоже  реформ,  которые  привели  на  раскол  православной  церкви – это  раскольники  (староверы)  и  пятидесятники  и  другие  направления  в  меньшем  количестве  верующих.

                07.12.2018  год


               


Рецензии