Вкладыши

Период собирания марок был не таким продолжительным, бум его закончился так же быстро как и возникновение. Мне кажется что-то в то время произошло в стране, вдруг мы все поняли что за границей очень сладко, все импортное вошло в моду.

Жвачка на Украину пришла не сразу, вначале нужно было приложить усилия чтобы ее достать, популярность же была высока. Первая жевательная резинка - это ковбойские разноцветные шарики, в полоске 12 штук. Ну и Дональд, Дональд Дук - эти жевательные резинки отличались наличием вкладыша с забавными Диснеевскими сценами. Прямоугольный вкладыш на мелированой тонкой бумаге, зачастую с остатками самой жвачки. В Дональд Дук имелся особый вкладыш с переводной картинкой на руку. Цена колебалась в пределах одного рубля за штуку. Обладатель коллекции Дональд считался очень крутым и модным.

Мне помнится как бегал к Универмагу за которым жили в частном доме цыгане, у них покупали жвачки. Придешь и стоишь в заваленном хламом дворе, пока молодая цыганка с сокровищем из разноцветных жевательных резинок не появится на пороге дома. За 10 красных рублей, выносили запаянный блок из десяти штук. Глаза наши загорались сразу, без промедления.

Этот рынок, обусловленный дефицитом, процветал медленно, что давало почву всплеску собирательности вкладышей. Отечественный рынок ничего подобного предложить не мог, хотя вспоминаются жевательные резинки от курения, предлагавшиеся в аптеке. Но никакой конкуренции они вовсе не составляли.

Вместе с жевательными резинками Дональд, появлялись очень редкие следующие: Тип Топ, Альфа с наклейкой, Биг Бодалу с большим вкладышем - ценным. Ну и в моду вошли всем известные Турбы и Финалы. Турбы с вкладышем автомобилей, а Финалы с футбольными командами. Популярность тех и других была невероятно высока. Тот кто не коллекционировал Турбы, точно был помешан на Финалах. Иметь всю коллекцию большей престиж.

Я собирал Турбы, машины, потому что их оценивал главный оценщик - отец. Каждый новый вкладыш первым делом демонстрировал ему и гордился, как же гордился новым обладанием. Постепенно удалось собрать все 62 штуки старых Турб, пришли Супер Турбы и мы собирали их дальше. На вкладышах встречались уже не обычные автомобили, а диковинные прототипы, мотоциклы, квадроциклы и трайки. Казалось конца им не будет, да и период этот затягивался на несколько лет.

С вкладышами связаны первые попытки предпринимательской деятельности, когда на дефиците можно было заработать. Эта деятельность носила обманный характер, купив Турбу или Финал, аккуратно из жвачки вынимался вкладыш и продавалась жвачка, тщательно снова упакованная и запаянная утюгом.

Интерес к самой жевательной резинке был второстепенен, потому как все они имели почти одинаковый вкус, разве что отличались между собой внешней формой. Но это вначале не делало жевательную резинку менее популярной. Жевать ее и дуть шары на уроке, было лоском успешности и приобщения к тому заграничному миру роскоши и достатка, устремления многих.

Одноклассники, родители которых трудились на заработках в Европе приобретали популярность, сочиняли самые невероятные истории и приумножали собственные богатства, ничего не стоившие на самом деле. В таких семьях первыми появились дорогущие видеодвойки и порно кассеты с фильмами типа Белоснежка и семь гномов. Сюжет подобных фильмов однообразен и надоедлив, но мы после школы просто продирали глаза смотря как бедную Белоснежку раздирают семь гномов. Легкая эротическая комедия Горячая жевательная резинка, была тоже в фаворе.

Отдельным каналом жевательных резинок, да и вообще заграничной продукции являлся железнодорожный вокзал. Модные поезда Москва - Адлер, София - Москва, Будапешт - Москва, не говорю уже о Праге, прицепные, отличающиеся своей формой вагоны с иностранными надписями, вожделенно ожидались на вокзале. У проводников все это добро приобреталось за деревянный рубль. Мы едва успевали что либо выхватить за взрослыми, покупающими дорогие спиртные напитки, пиво в жестяных банках, конфеты. Эти поезда появлялись рано утром, в туманном мареве, с характерным для вокзала ароматом дыма отапливаемых углем вагонов. Сейчас, по истечении стольких многих лет, передо мной встают картинки из прошлого как только появляюсь на вокзале. Кажется там прошла вся юность. Вся яркая и бесшабашная молодость.

В классе моей школы учились дети поголовно увлеченные каким нибудь интересом. Захваченные в сети собирательства и коллекционирования. Перемены заполнялись игрой на вкладыши. Иногда, на стол выкладывалась целая пачка, большая часть коллекции, и мастер загнув большой палец на ладонь, мастерским хлопком переворачивал всю эту кучу или часть ее, забирая себе твое сокровище. Так легко с Ромычем, моим другом, обсушили двоюродного брата Андрея, который у себя дома, на втором этаже гаража, на жестяной бочке проигрывал в азарте все что у него было без остатка. А Ромка не мог долгое время простить мне целого пакета с солдатиками включая оловянных, которые я выменял у него за семь жевательных резинок.

Коллекции росли и увеличивались, если мне попадались финалы с редкими командами старался сразу же их выменять на Турбу. Мама Веталя Брагинца работала в фирме, занимавшейся переплетом книг. Предложение сделать альбом для вкладышей воспринялось положительно. Так моим Турбам определилось место в специальном альбоме. На одном листе которого помещалось четыре вкладыша. Всю поверхность альбома заклеил наклейками с жвачек Терминатор и других.

Ежегодно, летом, перед школой мы ездили с родителями в Киев, выбирать школьный костюм. Вот где мог купить любые жвачки, здесь ими с рук на рынке торговали все кому не лень.  Блоки Турб по 50 штук в коробке. Цены ниже, чем у нас в городе.
 
Вообще вспоминается в торговом центре Украина, что на площади Победы возле цирка, один особенный отдел, невероятно интересный тем, что был забит иностранными товарами. Расчет только в долларах США. Игрушки, конфеты, вещи, да много чего продавалось исключительно за валюту и никак иначе.
 
Значительно закупившись за лето жевательными резинками, с первого сентября разворачивал в школе сеть торговли, обмена. Подруга мамы, работающая в комиссионном магазине, оставляла для меня коробки из - под жвачек. Турбы выменивал у одноклассников на коробки.

В самом конце периода повального увлечения вкладышами, когда они уже практически перестали быть дефицитом, появлялись все новые и новые жвачки. Они были как вспышки, вдруг бросалось собирательство Турб и переключались на Лазеры или Бомби Дом, Ото Мото, Лов Из. Но все равно классика жанра оставалась прежней: Дональд, Типи Тип, Турба, Финал будоражили мозг любого школьника.

Приезжая домой, иногда достаю тот альбом с машинами, они все еще сохраняют атмосферу былого азарта и местами запах характерный только для вкладыша, часто сто раз разглаженного утюгом. Даже не представляю сколько они сейчас стоят, эти вкладыши, точно зная, что и этому найдутся ценители. Ведь у кого-то страсть к собирательству вкладышей сохранилась на всю жизнь. 


Рецензии