Аура Солоницына

 На исходе лета 1980 года я был в Ленинграде. Время проведённое в этом замечательном городе пролетело незаметно. И вот наступил день отъезда. Поезд до Баку отправлялся вечером, а так как без посещения кунсткамеры культурные мероприятия можно было бы считать незавершёнными, то я и собрался на Васильевский остров, где расположился знаменитый музей. По пути решил напоследок прогуляться по Невскому проспекту от начала и до конца. Проходя мимо старейшего кинотеатра «Колизей» я обратил внимание на афишу, на которой большими печатными буквами художник написал название фильма АНДРЕЙ РУБЛЁВ. Увы, я не смог отыскать её в интернете. Об этой картине я слышал множество восторженных отзывов и очень хотел её посмотреть, но, к сожалению, в Баку она так и не появилась в прокате. А тут такая удача! Долго не раздумывая я купил билет и не пожалел, даже несмотря на то что тогда до кунсткамеры так и не дошёл. Не успел. А фильм Андрея Тарковского о жизни иконописца Рублёва, о Руси начала XV века по сию пору находится среди моих любимых. И не в последнюю очередь благодаря исключительной игре (игре ли?!) одного из лучших актёров не только отечественного, но и мирового (именно мирового) кинематографа. Конечно же, это субъективное мнение, однако, я готов отстаивать его.

…Впервые я увидел на экране АНАТОЛИЯ СОЛОНИЦЫНА ещё в школьные годы в знаменитой картине «Свой среди чужих, чужой среди своих». Помню, как мы с ребятами сорвались с последних уроков, чтобы успеть на дневной сеанс (билеты дешёвые по 25 копеек) в недавно построенный красавец-кинотеатр «Москва». Правда, тогда отдельно, сам по себе Солоницын не отложился в восприятии. Он, что называется, запал в душу чуть позже, создав страшный образ следователя Портнова в фильме Ларисы Шепитько «Восхождение» по повести Василя Быкова. Какой же отъявленной мразью предстал на экране этот Портнов! Потом в прокат вышла «Легенда о Тиле» А. Алова и В. Наумова, а в 1979-м «Сталкер», в котором Солоницын сыграл писателя ищущего выход из творческого кризиса. Сколько же споров вызвала эта работа Андрея Тарковского, наверное, больше чем сама книга «Пикник на обочине», написанная братьями Стругацкими. Однажды чуть до драки не дошло в студенческой столовой (непримиримо разошлись в оценках). Вот были времена… Иногда кажется, что всё это происходило на какой-то другой планете. Затем я смотрел «Солярис», «Проверка на дорогах», «Агония», «Зеркало». Причём учитывая «прелести» цензуры, зачастую, до советского зрителя немало фильмов доходило спустя годы после снятия запретов. В том числе подобная незавидная участь коснулась и работ, где был занят Солоницын. К примеру, «Проверку на дорогах» и «Агонию», если мне память не изменяет, удалось посмотреть только в середине восьмидесятых. Безусловно, у каждого из нас своё личное восприятие того или иного художественного произведения. В фильме «Зеркало» есть небольшой (минут на пять) эпизод с участием Маргариты Тереховой и Анатолия Солоницына. После него для меня (говорю о своих ощущениях, ни в коей мере не пытаясь их обобщать и уж тем паче навязывать) стало окончательно ясно в чём гений Солоницына-он мастерски, легко, безо всякой натуги, естественно создаёт атмосферу, наполненную всяческими смыслами. И хочется вновь и вновь возвращаться к памятным фрагментам, чтобы заново их пережить и может по-новому понять…

А ведь Анатолия Солоницына трижды не принимали в ГИТИС! Однако пройдёт время и Солоницын уже сам станет вести занятия по актерскому мастерству. Анатолий Солоницын родился в городе Богородске Горьковской области в 1934 году.После окончания школы поступает в строительный техникум, но частенько пропускает занятия, сбегая в театр и кино. Юность проведенная на заводской окраине, оставила в Анатолии умение постоять за себя. Но Солоницын был чрезвычайно ранимым и искренним человеком. Однажды он сказал о себе:

«Я — романтик. Худой Дон Кихот, который верит в дружбу, в любовь, в честность и верность. Взамен я редко что-нибудь получаю».

В двадцать пять лет (словно чувствовал, что ужасно мало ему будет отпущено), в своём дневнике Солоницын написал:

«Никогда не знаешь, чего тебе больше всего не хватает в жизни, и только с годами начинаешь понимать — времени.»

 В личных записях Анатолий Солоницын размышляет, переживает, иногда, вероятно и горюет. Рискну предположить в немалой степени от несоответствия его внутреннего мира, его принципов с миром вокруг, который нередко совсем чужой:

«Двуликость людей театра волнует меня все больше и больше. Говорят одно, делают другое. Врут друг другу и даже самим себе. В театре бытует выражение — «завоевать положение». Завоевать! Положение! Сколько мерзости в этих двух словах, влезших в искусство с черного хода! Я пришел в театр не завоевывать, а работать, творить».

Эти слова сказаны Анатолием Солоницыным.



..За год до смерти в 1981 году Анатолию Солоницыну присваивают звание заслуженного артиста РСФСР, а за роль в фильме «26 дней из жизни Достоевского» Солоницын становится лауреатом Берлинского кинофестиваля в номинации «Лучший актёр».Нередко артисты идут на серьёзные жертвы, порой рискуя здоровьем только ради того чтобы полностью соответствовать герою, эпохе, авторскому замыслу, непременно вкладывая и своё видение. Так, к примеру, в финальной сцене фильма «Андрей Рублев» после обета молчания иконописец должен был начать говорить. Тарковский сказал Солоницыну:

«Толя, ты должен помолчать месяц, а то и два, чтобы голос стал старческим, надтреснутым».

Анатолий Солоницын не только два месяца объяснялся со всеми знаками — за несколько дней до съемок он перетянул горло шарфом и чуть было не посадил связки.
Режиссёр Вадим Абдрашитов о Солоницыне:

«Смерть таких людей, как Солоницын, всегда черная дыра в искусстве, в культуре, потому что настоящего художника нельзя никем заменить. С ним уходят и не сыгранные им роли, он уносит с собой образы, которые мог бы создать и которые принадлежали бы всем нам. Слава Богу, сохранились пленки, на которых есть и «Андрей Рублев», и другие его картины.»

Анатолий Солоницын похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.


..Никогда не забуду фантастическое, усеянное звёздами чёрное августовское небо над крышей центрального кинотеатра имени Низами в Баку, где летом демонстрировались фильмы. В тот вечер шёл «Солярис» с Анатолием Солоницыным в одной из главных ролей…


Рецензии