***

Просто взять  трубку, набрать номер и услышать  голос,  голос родителей. Сначала  отец, потому что звоню на его номер, у него мтс, как у меня. Узнать, что все хорошо, но уже скоро осень  и надо смотреть пчел, а поднимать тяжелое нельзя, приболел. Потом: я сейчас передам трубку матери.  И вот уже мама про то, что назрели помидоры.  Но много зеленых и надо бы их сохранить до сентября.  Это непросто в Башкирии, в стране вечно зеленых помидор. Но у неё получится, будут созревать на корню весь сентябрь. Лук, чеснок уже собрали, сохнет на терраске, не всё еще в косы связали.

Ну, а что у меня,  тоже все хорошо, только скучаю очень.  Ничего, на следующий год приеду на всё лето.

После таких звонков всегда грустно.   Вроде бы и хорошо все, а грустно.  Потому что родители, и ты не рядом.  А у них помидоры, пчелы, приболел.  И невозможно заехать и весь вечер  солить помидоры, наталкивая в банки укроп, чеснок,  заливать, выливать кипящий рассол  под разговоры,  чай и ночь за окном.
***

-Как это люди переезжают, - спрашивает у Насти пожилой мужчина из местных, постоянный клиент на стрижку, - Истории часто слышу, что сорвались и поехали.  Разве так бывает?

-Бывает, - отвечает  Настя, - Мы так сорвались и поехали,  ни разу раньше в Краснодаре не были.

-Не понимаю, - говорит мужчина, - Я всю жизнь  здесь, в своем доме,  родители в нем жили, теперь я.  Никак не могу понять  как так можно сорваться и не знаю куда и зачем ехать.  Новый дом обустраивать,  работу искать.

-Вы не представляете сколько историй переездов  я выслушиваю, пока крашу, стригу, накручиваю  волосы.  Люди едут: и молодые и пожилые,  оставляют  насиженные  места. Все устраиваются, и дом и работа находятся.
***

- Люди громко друг с другом  разговаривают, кричат - это потому, что не слышат друг друга, - говорит Саша.

Мы с Сашей вспоминаем соседку  снизу.  Она продала квартиру на две недели вперед нас и съехала, погрузив вещи в два больших фургона.  Теперь в квартире тихо.  Четыре года мы жили рядом и почти каждый день слышали, как она кричит  на дочку.  Громко, зло.  Дочка ревет в ответ.

-А ведь и вправду.  Зачем кричать, если дочка  рядом, в одной комнате с ней. Кричит, значит, не чувствует, не понимает, не любит, - я думаю над Сашиными словами, - Получается, что  близко или далеко - это не только физическое расстояние.  Это еще и душевное расстояние.  Когда  души рядышком, то даже шёпот услышишь.  А если врозь,  то хоть закричись.   Что с душами происходит?  Почему то сближаются, то удаляются.  Мечутся почему?  Находят, теряют, вернуть пытаются, а не всегда получается.  Вот как в истории про адыгейскую девушку.  Настя рассказала.

Девушка из состоятельной семьи.  Замуж вышла в семнадцать лет. Украли. Обычай такой.

-По любви хоть, - спрашивает Настя.

-Нет  не любила.  Подумала, ну как я откажусь.  Он  из бедной семьи был, мать одна воспитывала.  Отказалась бы,  что люди про меня бы подумали.  Сказали бы,  гордячка высокомерная,  зазналась.  А еще очень  гулять хотелось  Думала замуж выйду и гулять  буду с мужем  хоть где.  Отец  гулять не разрешал, из дому  лишний раз не выпускал,  только по делу.  Вот и вышла  замуж.

-Да,  в семнадцать  лет трудно  дальше  завтрашнего дня смотреть.  Так  удалось погулять-то?

-Нет.  Стали  жить у моих родителей, дом большой.  А через четыре месяца забеременела.   И мужа  вроде полюбила.  Но он меня разлюбил.  Стал говорить, что некрасивая, глупая.  Не только  оскорблял,  но и бил порой.  Отец выгнал его.  А мне сказал:  можешь с ним идти, но ребенка дома оставишь.  Мне тогда уже двадцать лет было.  И как ты говоришь,  научилась  уже дальше завтрашнего дня смотреть.  В двадцать лет  уже жизненный путь просмотреть можно.  Подумала я тогда так:  пусть сейчас перестрадаю, чем потом всю жизнь маяться.  Так и случилось.   Не сразу, но забыла его.  А он потом вернулся.  Прости говорит, и красавица и умница и самая любимая моя. Но только ничего  в душе уже не колыхнулось.  Будто далеко-далеко он от меня.  Будто и не было никогда его рядом.
***

-Вот и вечер.  Новоселье сегодня праздную.  Саша, Настя и я.   Пью  только минеральную  воду.  Саша - коньяк, Настя - шампанское. 

Саша  наливает стопочку духу дома.  Тоже коньяк.  В Бурятии служил.  Обычай местный перенял.

-Не пьете, - говорит Саша.  Не хотите задерживаться.

-Хочу, - отвечаю, - Саша. Видишь  даже новоселье затеяла.
***

Иглино.  Лето.   Сижу на терраске,  рисую. 

-Валюш,   клубнику будешь собирать, - спрашивает муж.  Внук  на минуту перестает  брызгать из водяного пистолета.   Подходит к терраске:

-Баба, Валя,  тебя что ли  Валюш  зовут.

Я медленно соображаю. - Ну да,  точно, Валюш меня тоже зовут.


Рецензии