Ушёл Андрей Жигалин - поэт земли Вятской

Мы — испытатели Души!
Мы то в забвении, то в моде…
Тут так: Живи или Пиши!
А вместе — не всегда выходит..!

Известный вятский литератор скоропостижно скончался 16 ноября от остановки сердца, приступ случился с ним сразу после чтения стихов собственного сочинения на вечере поэзии «От земли до небес» в Кировской библиотеке имени Герцена. «Умер как солдат — на передовой», — так сравнит происшедшее другой поэт, Александр Вепрёв. А поэтесса Ольга Журавлёва засвидетельствует: «Андрей жил, как поэт, и умер, как поэт».

Автор более полутысячи стихотворений, печатавшихся на страницах различных газет, альманахов и антологий, Андрей Жигалин в 2003 году выпустил сборник своих стихов «Взъерошенная душа», а в 2012 году — аудиокнигу «БлизнеЦирк, или Музей памяти», работал над третьей своей книгой…

И над Вяткою — заря-зорюшка,
и сосновые тела красные…
На ладони у меня солнышко,
а на сердце у меня — радостно.

Родился он на Крайнем Севере, в Якутии, с ранних лет жил в Кирове. Рассказывал, что дар к стихосложению почувствовал у себя уже в пятилетнем возрасте. А мечтал в детстве стать волшебником. Как-то раз в школе Андрей выдал одноклассницам поэмы Пастернака за свои — и был, конечно же, разоблачён. «Надо по-честному писать стихи. Чтобы они всегда были из реальности, не просто из головы», — говорил он спустя годы.

Фрагмент из передачи на «Радио Свобода»:
«Андрей Жигалин: Бывает — вроде бы четыре строчки, а очень долго пишется. А иногда — сразу, когда в одной точке видишь весь мир. Вот это и есть спящая поэзия.
Екатерина Лушникова: Поэт Андрей Жигалин в каждой сущности — цветке, огне, ручье, человеке и дереве — прозревает душу.
Андрей Жигалин: Я однажды увидел деревья, какие они настоящие. Это фонтаны света, на самом деле. Каждая веточка, каждая прожилка в листике это фонтан света, который тянется к другому свету. Камни, например, это залежи света. Или дом какой-нибудь. Бывают залежи руды. Вот медового такого, тёплого цвета».

Лауреат областной премии имени Александра Грина и международной программы «Новые имена» (обеих — в 1995 году), финалист «Илья-премии» (2002), он также удостоился гран-при фестиваля «Плюсовая поэзия» в Вологде (2008) и звания «Король поэтов — 2011» на одноимённом всероссийском турнире в музее-усадьбе Игоря Северянина во Владимировке Вологодской области. Дважды занимал первое место на Всеславянском конкурсе «Велесово Слово» (2013, 2017).

Он обожал Пушкина (к попутному чтению с которым всегда советовал книгу Викентия Вересаева «Пушкин в жизни»), выделял произведения Михаила Анчарова и Николая Заболоцкого, ценил Владислава Крапивина. Участник литературного объединения «Молодость», клубов «Зелёная лампа» и, авторской песни, «Начало» (затем — «Вокзал»), он был страстным почитателем бард-рока, входил в жюри фестиваля «Гринландия». Интересовался фантастикой, другими видами искусства. За артистизм, проявляемый при исполнении своего творчества, Андрея Жигалина называли «человек — руки-крылья».

Его близким другом был кировский музыкант и композитор Илья Городничев, ушедший из жизни двумя годами ранее при схожих обстоятельствах — сразу после выступления на концерте на «Днях романтики на Вятке». И одному и другому к моменту своей смерти было по 49 лет…

Я теперь уже ближе к зиме,
так нечаянно кончилось лето.
Жаль, нельзя городскому поэту
всласть лежать на осенней земле…

«Была красивая первая строчка: „Заползает трава в рукава“, а дальше никак не складывалось. Ну никак! И вот в самый последний день лета, под вечер, он решил, что надо просто прилечь на траву, чтобы наяву почувствовать сюжет сложившейся строки. Пошёл к старой заброшенной усадьбе в черте города и прилёг, глядел в бездонное небо. Услышал, как упал рядом жёлудь… Изрядно подмёрз… И вот, [родилось!]» (сохранила это его воспоминание Галина Замятина из Оричей). «Поэт видит то, что не видят другие», — считал он.

Я подарю секрет свой главный.
Он очень древний и простой:
ты просто говори на равных
с любой Былинкой и Звездой.

(Все приводимые строфы — из стихов А. Жигалина.)

(Народные ведомости «Россия навсегда»)


Рецензии