Случай в тайге

             - Санёк! Привет! Идём на покорение просторов Горного Алтая?..
С этими словами, и широкой улыбкой на лице из вагона пассажирского поезда «Москва-Барнаул» выскочил молодой парень, лет двадцати четырёх, в лыжном костюме и зимней оранжевой куртке, рассчитанной на крепкие морозы и длительные переходы. В руках парень держал широкие лыжи, с бамбуковыми палками. За плечами красовался оранжевый рюкзак.

             - Здорово, Серёга! – ответил по-молодецки руководитель группы туристов, Александр. Сорокалетний, на вид, мужчина, среднего роста,  со смуглым лицом и чёрной бородкой, в светозащитных очках. Он крепко пожал парню руку. – Покорять, так покорять! "Прикид" у тебя под один цвет, да такой броский, прям, как у дорожного работника. Это, чтобы не потеряться?
 - Ну да!.. – засмеялся Сергей. – Это не прошлый год, когда ты нас всю ночь собирал по тайге…

             - А Татьяна где?..
 - Да вот она, моя молодая жёнушка…
Из вагона, следом за Сергеем, вышла девушка, в таком же ярком одеянии, как и её супруг, с такими же лыжами.
 - Здравствуй, Саша! Хорошо выглядишь. Форму держишь, строгий, подтянутый...

             Александр, в знак приветствия, обнял девушку.
 - Не ревнуешь? – хитро сощурившись, спросил он у Сергея.
 - Да ну тебя, Снёк. Скажешь тоже. Мы же друзья. Сколько нас, туристов, в этот раз набирается?..
 - Как и обычно, десять человек.  Ещё двое из Санкт Петербурга подъедут, один Кемеровский, один из Новосибирска.  Остальные наши, Барнаульские.

             И помощница у меня прежняя, Светлана. Водить группу одному, даже среднюю по численности, хлопотно. Ты и сам в прошлом году убедился.
 - Убедился! Но иначе, Танюшка не стала бы моей супругой. Еле тащилась по тайге, бедненькая. Промёрзла вся. Пришлось отогревать своим разгорячённым телом да поцелуями…

             - Да ладно тебе, разговорился!  – Татьяна смущённо опустила глаза.
 - Зато, ты теперь – моя жена, милая и любимая! – гордо произнёс Сергей.
 - Я конечно, рад за вас, но, думаю, больше такого «разброда и шатаний» по лесу не будет. Приглашайте девушек в рестораны, дарите цветы, женитесь, но только, не в результате экстремальных ситуаций…

             За несколько дней до Нового года сборная группа туристов, приехавших из разных городов России, решила «прогуляться» по одному из  маршрутов  Горного Алтая. Желающими оказались те же туристы, что и раньше ходили в походы с Александром, подтасовывая под установленные сроки свои отпуски на предприятиях, где работали.

             Вскоре подъехали остальные члены группы.
- Ну вот, вроде бы и  собрались. Тогда вперёд! – скомандовал Александр,
и УАЗик, нанятый для подобных целей командиром группы, двинулся сначала в строну Бийска, а потом, к предварительно оговорённому месту в Горном Алтае, откуда начинался маршрут. Сам водитель являлся знакомым Александра.

             - А домики будут? А то ведь, маршрут  не из коротких? – спросил у Александра кемеровчанин, Василий.
 - Да уж тебе ли спрашивать, сибиряк? Конечно, будут. Ты рекламный проспект читал? У нас все маршруты проходят через жильё охотников, – ответил Александр. К одному из таких домиков и стремилась группа, чтобы успеть встретить Новый год.

              - Ну что, моя верная помощница, будем тропить лыжню? - обратился Александр к Светлане, когда УАЗик привёз туристов к месту начала похода. Светлана считалась опытной туристкой, исходившей и изъездившей весь Горный Алтай, Красноярский край, Среднюю Азию. Побывала и в «загранке».
 - Будем, Сашенька, куда ж мы денемся?..

              И они тропили, пробиваясь через залежный снег. Погода стояла блаженная. Дни ясные, солнечные, с небольшим морозцем. Весело верещали птицы. Сосны верхушками тянулись к голубому небу. И громадные ели, с заснеженными лапами, выглядели сказочно. Никто бы не удивился, если б навстречу  вышли Дед Мороз и Снегурочка.

             Днём группа находилась в пути, а к вечеру туристы забредали в гостиные домики, для ночлега.  Там хранились дрова для печей, припасённые хозяевами, спички, керосиновые лампы с запасами керосина.  Располагались домики рядом с охотничьим жильём.
 
            Сначала обстановка в них казалась  непривычно мрачноватой, но романтика брала своё. Гитара, песни, анекдоты поднимали творческий дух. Спать ложились далеко за полночь. Уют, предоставленный охотниками, оплачивался деньгами или продуктами. А те много не брали,  иногда безвозмездно делились с туристами дичью и рыбой.

            За несколько часов до пришествия Нового года, группа должна была выйти к очередной стоянке.
 - Там отпразднуем!  Санёк, вы со Светланой находитесь впереди, «на лихих конях». Смотрите "в оба", а мы, как-нибудь, следом, – распределил места Семён Пирожков, мужчина лет пятидесяти, завсегдатай всех походов, организованных Александром. Жена с удовольствием отпускала Семёна –  в походах он почти не пил. А тот рад был вырваться из семейных пут.

            Лыжню тропили в сумерках, отслеживая маршрут по карте.
Вдруг стрелка компаса задёргалась.
 - Это что же, руда под ногами какая-нибудь? Поди железная?  – удивлённо проворчал Александр.  Стало непонятно, куда надо идти.

           - Неужели сбились?..  –  недоуменно прошептала Светлана.
Карта указывала одно  направление, а положение звёзд не соответствовало направлению маршрута. Не каждый турист знал звёздного неба, но полярную звезду знали все, и она проглядывала сквозь завесу таёжных деревьев.

           - Ребята, мы заблудились! – объявил туристам командир. – Вернёмся  назад…
 - Ну, Сусанин, с тобой не соскучишься! – кинул реплику Семён.
Лыжни, которую только что протропили Александр и Светлана, позади не оказалось.

           - Что за чертовщина! – воскликнул Александр. – Чудеса, да и только!..
Да и остальные туристы недоумевали, с надеждой и тревогой поглядывая на командира группы, как поляки на Ивана Сусанина.  Куда двигаться? Впереди  непроглядная темень, позади - то же самое.

           - А давайте, скорректируем маршрут по полярной звезде, а на соснах будем ставить зарубки!.. – предложила Светлана. С ней согласились.  Но пройдя несколько сот метров, группа увидела свою первую зарубку.
 - Это что же, леший нас кружит? – задавали сами себе вопрос путешественники, разглядывая след топорика на сосне.

           Попытка двигаться в других направлениях результатов не дала.
- Пойдём тем же путём, что и раньше, по карте! – принял решение Александр. Примерно через час путешествия вслепую, туристы  увидели какие-то огни, однако не по ходу маршрута, а значительно левее. Пошли на них, и полярная звезда заняла своё  место на небосводе. Вскоре показались очертания домов. Окна одного из них светились.

           - Ура! Вышли! – Радостно закричали туристы.  Александр облегчённо выдохнул:
 - Кто-то меня Иваном Сусаниным называл?..
 - Да не было таковых! – лукаво улыбнувшись, ответил за всех Пирожков.
- Всё хорошо, но говорят здесь медведи и рыси водятся, –  произнёс новосибирец Михаил.

           - Водятся! Верно говорят. Но медведи сейчас по берлогам разбрелись, дрыхнут без задних ног. А вот рысей надо бояться. В районе Озера-Куреево, что на Бии, на горе Синюхе, рысь на туристку с дерева прыгнула. Да так крепко вцепилась в голову. Хорошо – парни крепкими и бесстрашными оказались, еле оторвали!  Рысь связали, а девушку кое-как с горы спустили, да в Горно-Алтайск, в больницу, отправили…

           - Не пугай ребят, Семён. Случай такой конечно был, но позапрошлым летом, – успокоил туристов Алексей.
 - Однако в прошлом году мы и зимой следы медведя видели. Шатуна, видимо…
 - Так его охотники застрелили, – пытался возразить Александр.
 - Всё равно, надо быть осторожнее, – предостерёг Семён.
 - А кто против-то? Конечно надо! – согласился с ним командир.

           Возле домика со светящимися окнами путешественников встретил человек с карабином на плече. Это был охотник, хозяин домиков.
- О, знакомые всё лица! И племяшка пожаловала! – воскликнул охотник,  увидев Светлану в группе туристов. Та недоуменно поглядела на мужчину:
 
- Извините, но я вас не знаю...
- Как не знаешь! Ты же здесь  была, и не раз?!  И на потолке  гостиного домика расписывалась...
- Я впервые в этих краях! – удивлённо ответила Светлана.
 -  Пойдём, покажу...
 
           И охотник повёл туристов в соседнюю избу. Тёмное  помещение осветили фонариками. Действительно, вся комната была исписана разными текстами, именами, фамилиями. Почти в центре потолка красовалась крупная надпись: 
- Пушкова Света, 13 лет, 96год…
 
           -  Светлана удивилась, –  получается, что я была здесь? Невероятно! Почерк мой, со всеми загогулинами кривых букв. У меня в школьных тетрадях такой же...
Девушка сфотографировала надпись.
 - Странно, кто он, этот охотник?.. – Подумала она. – И почему он говорит, что помнит её?..

             - А как тебя-то зовут? – спросил хозяина домика Александр.
- Николай Пушков, – ответил тот. Возрастом охотник был примерно, как  отец Светланы.
- Это что же, мы ещё и родственники? – воскликнула Светлана.
В ответ, Николай только улыбнулся:
 - А ты, разве, не знаешь? Вы же со своим батяней ко мне не раз в гости наведывались. Батяня твой, Владимир, мне брательником приходится.

             Я многое мог бы многое рассказать о своей жизни, но скажу только то, что вы сейчас услышите.  В тайге я живу всё время, сколько себя помню,  родителей своих не знаю. Воспитывались мы с братаном, Володькой, у деда. Тот не имел отношения к нашему родству. Закончил я восемь классов в сельской школе, работаю егерем, занимаюсь охотой. Понимаю языки птиц и зверя, их повадки. Дикие звери меня не трогают.  У них я свой. Владимир в город подался. Там женился. Вот племяшка-то и радует меня своими посещениями. Да брательник когда заскочит…

             - Ладно, всё это хорошо, однако Новый Год у порога топчется!.. провозгласил Александр, – пошли в дом!..
Туристы расположились в домике, достали съестные запасы, шампанское, вино и водку, «для сугрева».
- Давай, Николай, с нами, за копанию. Праздник же!..
- Кому-то, может быть, и праздник. А у меня другие дела!.. – уклончиво ответил Николай, и пить спиртное категорически отказался.
- Это вы сами потчуйтесь, а я такое не употребляю, лучше – чайку горяченького…
Он пристально поглядел на Светлану и удалился в свой домик.

             Утром туристы собрались в дальнейший путь. Николай вышел их провожать.
- Счастливого пути, ребята! А ты, племяшка, заглядывай чаще. Бате привет передавай!..
- На обратном пути заглянем, мимо не пройдём! – успокоил Николая Алексей. – Пожарче печи топи…

             По пути назад группа остановилась на ночлег в том же домике,  но там хозяйничал другой охотник. И надписей ни на стенах, ни на потолке не было. Николая он не знал.

             После похода Светлана сверяла почерки на фото и в своих школьных тетрадях. Почерки совпадали.
- Кто он такой, этот Николай? Почему он признал во мне свою племянницу? Мы же раньше не встречались!  Откуда взялась надпись на потолке? – ломала голову Светлана. Но ответов на загадки так и не нашлось...

             - Доченька моя, неугомонная!  – со вздохом произнёс отец Светланы. – Всегда с тобой что-нибудь приключается! Однако ничем помочь тебе не могу.  Я хорошо помню своих родителей. Бабушка твоя, моя мама, скончалась тринадцать лет назад, отец мой, твой дед, ушёл из семьи ещё в пятидесятые годы прошлого века и завербовался на золотые прииски. Там и погиб. В Горном Алтае у меня нет родственников…

               Так, по сей день, этот странный случай остаётся загадкой, запечатлённой на любительском фото.

                07.14г.


Рецензии