Поэт милостию божией

(о Б.С. Непеине: 1904 - 1982)

Борис Сергеевич Непеин - вологжанин, известный поэт в двадцатые годы прошлого столетия, его стихи печатались не только в местных газетах, но и в «Комсомольской правде». Он опубликовал три сборника стихотворений: «Брызги», «Под Красной Звездой», «Северный ветер». Четвертый сборник "Сти-хотворения. 1924-1982 гг." выпустил в 2011 году тиражом сто экземпляров на личные средства его троюродный брат Игорь Петрович Непеин уже после смерти поэта. В книгу вошли кроме известных, и ранее не публиковавшиеся произведения Бориса Непеина, его письма,  воспоминания о поэте.

Борис еще в школьные годы увлекся поэзией, а в 1925 году в возрасте 21 года начал печататься, стал одним из организаторов литературной группы «Борьба».

Вот как об этом вспоминал впоследствии Борис Непеин: «Актив этот группировался вокруг газеты «Красный Север»… Возникла необходимость объединения литературных сил. 1 марта 1925 года была организована литературная группа «Борьба», примкнувшая к РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей). Инициатором ее создания был поэт Марк Серебрянский. Впоследствии один из первых редакторов «Роман-газеты»… погиб на фронте в Отечественную войну…
Среди первых «борьбистов» был Александр Тарасов из Во-жеги… Позднее он уехал в Москву, печатался в центральных журналах. Выпустил несколько книг… в сентябре 1941 года погиб на фронте…

Вошли в группу «Борьба» Анатолий Пестюхин (получивший в дальнейшем известность в Сибири под псевдонимом А. Ольхон), Екатерина Студенецкая, Константин Коничев (впоследствии известный советский писатель), Николай Ушков, Василий Энский (Соколов), Константин Калиничев, Павел Смуров, Владимир Ситов, Евгений Кюн, Юрий Добряков, Александр Малышев, Александр Лазарский…

Творчество «борьбистов» было еще во многом незрелым. Но все горели желанием учиться, литературно расти…

Главное, что привлекало читателей к творчеству участников «Борьбы» – искренность, молодой задор, радостное вос-приятие мира…

Члены группы выступали на рабочих митингах и собраниях…

Литературная жизнь Вологды оживлялась и тем, что… из Москвы неоднократно приезжали популярные поэты Иосиф Уткин, Александр Жаров, Иван Молчанов, Эдуард Багрицкий…

Литературная группа «Борьба» работала до начала три-дцатых годов и прекратила деятельность в связи отъездом из Вологды основного актива…»
В тридцатые годы Борис Непеин по призыву служил в политотделе 10-й дивизии НКВД в Вологде, заведовал клубом, был корреспондентом дивизионной газеты «На страже социализма».

В конце 30-х политрук Борис Непеин был арестован, ему вменяли в вину непролетарское происхождение и встречу в 1930 году с командующим Ленинградским военным округом Михаи-лом Тухачевским, у которого он просил разрешения на интер-вью с ним.
 
Борис Непеин  получил восемь лет лишения свободы и несколько лет ссылки. Сидел он в лагерях Коми и Сибири.
 
Как там было рассказывает М.И.Коренев. Был арестован за дискредитацию советской власти в сентябре 1937 года по месту работы на ст. Ружено Приморского края, где работал помошником машиниста:

«В январе 38-го нас, руженских, человек 40, этапировали в тюрьму г.Ворошилово-Усурийское… Разбросали по камерам… Потом всех перегнали в пересыльную (большая камера) всего человек около 300. Пробыли тут три месяца.

<…> В марте наш этап загнали в вагоны и повезли в Красноярский край. 31 марта 1938 г. поезд остановился на ст. Решеты (между Тайшетом и Тинской)… Со станции повезли на 1-й лагпункт…  Здесь уже были люди отовсюду: Ленинграда, Читы, Алтайского края... В основном ученые и военнослужащие. Помню, сидел полковник из Москвы Петр Николаевич Преображенский. Он был осужден на 8 лет. Работал ветврачом конюшни лагпункта.

Сидели журналист с Вологды Непеин Борис (выделено сост.), начальник Чукотки Генденрейх Лев Николаевич, алтайцы Сергей Правдин и зоотехник Суханов, читинцы Илья Бело-местный, Крымко и ветврач Иконников…

Условия тяжелые… Морозы до -50.  Работали в "оцеплении" на лесоповале и вывозке леса за 4 км к  ж.д. линии. Норма за лето два "оцепления". "Оцепление" - это участок леса, размером в 300 га со стороной 2 - 2,5 км. Между "оцеплениями" на просеках, ширина около 40 м, колючая проволока и по углам вышки с часовыми. Кругом непроходимые болота и тайга. Подкармливались что бог пошлет: черемша, лесная живность... На работу выводили два конвоира по 25 человек. Бригада состояла из 50 человек и 8 лошадей. ТБ никто не обучал. Валили лес, кто как мог и умел: куда ствол падает - пусть и падает, а там уж твое дело "как уберечься". Мошка слепила глаза, комары заеда-ли до крови. Было много несчастных случаев, травм...

В сентябре нас перевели на лагпункт "Бурятский". На 1-ом ОЛП остались те, кто не мог работать... О судьбе их не знаю…  Питание немного улучшилось. Утром давали 750 г ба-ланды, 30 г крупы (дробленый ячмень) на человека. В обед ба-ланда и хлеб. Вечером, не выполнившим план (125%) пайку ба-ланды снижали до 500-400 г, хлеб до 650 г. За хорошую работу, перевыполнение плана давали 850 г хлеба и "сандаревский гуляш". Это картофельные очистки и конина. (Обзывали это месиво по имени повара Сандарева). Когда хлеба не было, заменяли картошкой "в мундире"…      11 июня 1989 г.».

После возвращения в 1948 году в Вологду Борис Непеин уже не занимался активной литературной деятельностью. Работал инструктором книжной торговли Вологодского книготорга, организовал клуб книголюбов «Субботние встречи», публиковал в местных газетах рецензии, воспоминания о литературной жизни Вологды.

В Котласе Борис Непеин бывал не раз. Еще в 1929 году он опубликовал стихотворение «Котлас» в поэтическом сборнике «Под Красной Звездой» (с.11). В Котласском краеведческом музее хранится  рукописный текст этого стихотворения.

Примечание:
Биография Б.С.Непеина, подборка его стихов опубликованы в третьей книге «Через Котлас и далее…», составитель В.И.Плотников, Котлас, 2014 г. стр. 404 – 417.


Рецензии