Дорогами моей судьбы

С помощью автобиографической памяти
человек может ответить самому себе,
кто я таков, как я стал таким.

Юрген Хеннингсен. Автобиография и педагогика








   Приглашаю вас в дорогу, в мою личную дорогу. Это пройденные годы, пережитые события, встречи. Это дорога через города, деревеньки, селе¬ньица, полустанки... Это дорога моей жизни.

   Много лет назад художник Александр Родченко обратился к двум своим сыновьям: один из вас пусть ездит по свету и смотрит, второй пусть никуда не ездит, сидит дома и читает книги; когда встретитесь после долгих лет, вам будет о чём рассказать друг другу.
   Есть о чём рассказать каждому из нас, каждый идёт свою дорогу.
Отправил в путь-дорогу своего героя Чичикова и Николай Васильевич Гоголь. Россия засмеялась и заплакала - каковы персонажи, встреченные Чичиковым! Дорога - это жизнь, не из книги прочитанные персонажи являются идущему.
 
   В свою короткую дорогу отправился и сказочный Колобок. Сказка сказкой, да в ней намёк: в дороге случаются опасные встречи.
   Какие-то встречи берегутся печальной памятью сердца, но в радостных наших переживаниях, на наших путях-дорогах - великий смысл!
   У пройденных дорог не бывает возврата. Люди, встретившиеся в жизни, с кем довелось быть, работать, сотрудничать, в долгой памяти сердца навсегда остались.

   Моя профессия - школьная учительница - открыла мне волнующий мир, вселенную, где растёт будущее. Единственность, уникальность этой профессии - трудиться, чтобы детство взрослело.
   Поэтесса Габриэла Мистраль пронзительна в своей «Молитве учительницы»: «Дай мне [Господи] стать матерью больше, чем сами матери, чтобы любить и защищать, как они, то, что не плоть от плоти моей».
   Профессии учителя не грозит перестать быть нужной человечеству, ибо человечество начинается с дитяти. Дети идут в школу, от букваря к вершинам знаний их ведёт учитель.
   Неужели когда-нибудь механическое чудо техники - роботы - вы-теснят (из чего? из жизни?) профессию человека - школьной учительницы? У робота нет дороги жизни - такая дорога только у человека. И у каждого - личная, своя, особенная.
   Я где-то прочла, что карлик, сидя на плечах гиганта, увидит дальнюю даль лучше него. Но! В груди карлика никогда не будет гигантского сердца.
 
   Память о пройденных путях, трудных, незабываемых, о тех, кого мы учили, - с нами.
   Быть школьной учительницей - значит, быть счастливым человеком. И это - моя профессия и моё призвание.
   Приглашаю вас в мою личную дорогу с тревогой, но и с доверием. Моя дорога, моё личное - неотделимое, слиянное со страной, с её историей, перестройками, глобальными потрясениями, чудовищными катастрофами в мире.

   Города меняют свои имена, не сходя со своего историей назначенного места.     Ленинград - ныне Санкт-Петербург, Свердловск - Екатеринбург, Сталинабад - Душанбе. Господин Великий Новгород хранит своё красивое имя. Маленькие деревеньки, посёлочки, полустаночки верны прежним именам: Речка, Уколово, Уварово...
   И моя личная, отдельная, но слиянная с миром дорога сохраняется в потоке бегущего и убегающего времени. В потоке времени - повзрослевшие те, кого я когда-то учила, их дети и внуки.
  Счастливого пути! Пусть эти дороги станут ковром, и пусть каждый идущий свою дорогу осилит. И Млечный путь - россыпь звёзд на нашем общем небосклоне - да будет виден любому!

   Александра Воронина
   Январь 2018 года Таллинн



Александра Воронина. «Степанида» и другие рассказы ISBN 978-9949-88-696-8
© Александра Воронина, 2018
 
 


Рецензии