Истинные цели теософского движения Карлос Авелин

ИСТИННЫЕ ЦЕЛИ ТЕОСОФСКОГО ДВИЖЕНИЯ

 Современное эзотерическое движение было учреждено в Нью-Йорке в 1875 году. Его двумя главными учредителями являются Елена П. Блаватская и Генри Олкотт.  Необходимо признать и значение Уильяма К. Джаджа, участвовавшего в его основании.

 Были объявлены цели движения в их наиболее известной формулировке:
1) Братство человечества без различия рас, цвета кожи, религии или социального положения;
2) основательное изучение древних мировых религий для сравнения и извлечения оттуда универсальной этики;
3) изучение и развитие скрытых божественных сил в человеке.
4)
 С небольшими вариациями такая формулировка трех целей была принята различными аспектами теософской деятельности во всем мире.  Однако эти цели являются не только всеобъемлющими, но и комплексными.  Они выше любых слов и могут быть выражены по-разному.  В текст 1886 года, который был опубликован под двумя разными названиями, одним из которых является «Первоначальная программа теософского общества», Е.П.  Блаватская включала ценную информацию, которую многие сегодня игнорируют.

 Описывая цели движения на момент его основания, Блаватская писала, что надо разоблачать слепую веру традиционных религий, и что для разрушения иллюзий человечества необходимо давать описание и  тождество тонким жизненным энергиям жизни.
 С практической точки зрения такая задача создает дилемму.  Нужно найти способ продвижения всеобщего братства и в то же время бороться с фанатизмом и лицемерием, существующим в основных религиях.  Можно ли сделать это, не выглядя нетерпимым?

 Жизнь показала, что такой задачи не избежать;  однако на её пути много препятствий.

Некоторые теософы, похоже, считают, что практика братства запрещает какую-либо критику.  Это, конечно, является опасным заблуждением.  Нужно вместо этого сочетать открытый ум с твердостью этических принципов.  Практика доброжелательности не мешает никому воздерживаться от исправления ошибок.  Борьба с фальсификацией является долгом тех, кто любит истину.  Заступничество за ложь не является «благим действием».

 Описывая в 1886 году цели движения, Е. П. Блаватская писала:

 «Будучи послана в США в 1873 г. с целью организации группы работников на психическом плане, позже автор получила указания от своего Учителя и Наставника образовать ядро постоянного общества, цели которого в общих чертах были сформулированы следующим образом:
1. Всеобщее Братство.
2. Между членами не должно быть никакого различия по расе, вере или социальном положении, но каждого члена надо оценивать исключительно по его личным заслугам.
3. Изучать философию Востока, главным образом философию Индии, и постепенно представлять её читателям в различных работах, которые бы интерпретировали экзотерические религии в свете эзотерических учений.
4. Противостоять материализму и богословскому догматизму всеми возможными способами, демонстрируя существование неизвестных науке естественных оккультных сил, а также присутствие психических и духовных сил в человеке; в то же время стараться расширять кругозор спиритов, доказывая им, что кроме духов умерших существует ещё много других посредников, участвующих в создании феноменов. Суеверия нужно разоблачать и избегать их, а оккультные силы, благотворные и вредоносные, — постоянно окружающие нас и обнаруживающие разными путями своё присутствие, — демонстрировать так, как только позволяют нам наши способности.
Далее Блаватская писала:
Такова была эта программа в общих чертах. Двум главным Основателям не было сказано, что они должны делать, чтобы обеспечить и ускорить рост Общества и добиться желаемых результатов; не было и никаких определённых идей относительно его внешней организации — всё это было полностью оставлено на их собственное усмотрение. Так что, поскольку нижеподписавшаяся не обладала опытом в такой работе как механическое образование и администрация Общества, управление последним было передано в руки полковника Г. С. Олкотта, избранного тогда первоначальными основателями и членами пожизненным президентом. Но хотя двум Основателям не сказали, что им нужно делать, их чётко проинструктировали насчёт того, чего они делать не должны, чего избегать, и чем Теософское Общество никогда не должно становиться. В качестве контраста будущему Обществу были приведены в пример церковные организации, христианские и спиритуалистические секты.

 Чтобы сделать более понятной первоначальную программу движения, Блаватская привела две рекомендации, данные Учителями:
1) Основатели должны были употреблять всё своё влияние, чтобы противодействовать любого рода эгоизму, настаивая на искренних, братских чувствах между членами, по крайней мере, внешне; работать над этим и добиваться духа единства и гармонии, невзирая на огромное разнообразие вероисповеданий; ожидать и требовать от собратьев проявления взаимной снисходительности и милосердия по отношению к недостаткам друг друга, и взаимопомощи в поиске истины во всякой области — нравственной или физической, — а также в повседневной жизни.
2) Они должны были самым решительным образом противостоять догматической вере и фанатизму, причём вера в непогрешимость Учителей или даже в само существование наших невидимых Учителей должна была проверяться с самого начала. С другой стороны, поскольку требовалось глубокое уважение к частным взглядам и убеждениям каждого члена, любой собрат, критикующий веру или убеждения другого собрата, ущемляющий его чувства или проявляющий, когда его не просят, предосудительную самонадеянность, (взаимные дружеские советы были  долгом, если не отклонялись) - такой член подвергался исключению.  Следовало поощрять величайший дух свободного исследования, не ограниченного никем и ничем». [1]

ССЫЛКА:

 [1] Из брошюры «Теософские цели, программа и организация», Е.П.  Блаватская, The Theosophy Company, Лос-Анджелес, Калифорния, США, 38 стр., см. стр. 16-18.  Это первая часть документа.  Текст также опубликован под заголовком «Первоначальная программа теософского общества» в ежемесячном журнале «Theosophist», Адьяр, Мадрас, Индия, в августе 1931 года, см. стр. 561-564.

Активные исследования являются фундаментальным фактором в теософии, а необоснованные убеждения вредны.
 Одно из главных различий между церковью и философской школой заключается в том, что для церкви вера является наиболее важным фактором, тогда как в школе философской мысли основной деятельностью является исследование.  При этом искренние и вежливые дебаты приветствуются и даже рассматриваются как важный инструмент.
 Теософское движение должно избегать поощрения внешнего проявления терпимости, когда желание выглядеть добрым человеком используется в качестве предлога для предотвращения критики или искренних высказываний, с тем чтобы не ранить личные чувства людей, имеющих слепую веру  или привязанность к умственной рутине.
 Постепенное расширение горизонтов полезно, но «толерантность» в отношении нарушения этических принципов недопустима по очень важной практической причине: она приносит горькие плоды.
 Должна быть стойкость в этике и гибкость в мышлении.  Мы должны обладать универсальным мышлением, способным объединить различные традиции, но не допускающим нечестности.  Нам нужна проницательность и мудрость, чтобы преодолевать в повседневной жизни этот кажущийся парадокс.
 Существование универсальной меры в религиях означает, что разные традиции встречаются «в каком-то месте».  И «местом», где встречаются разные религии, должно быть всеобщее уважение к истине.
 Деревья познаются по плодам, а плодами религий и философии, конечно же, являются практические действия учеников и последователей.  Прекрасная «философия», лишенная красивых поступков, - это всего лишь форма, скрывающая неудачи.  Отсюда центральное значение этики.
 Существует очевидный контраст между универсальностью, которая включает в себя различные традиции, с одной стороны, и с другой стороны, пропагандой этики, которая фактически проявляется в повседневной жизни. Идеал нравственной жизни может рассматриваться беспринципными людьми, как жесткий или механический.  Трудности создает творческое противоречие между широким кругозором и конкретными действиями.  Парадокс между общепринятым понятием и конкретным действием является причиной проб и испытаний, которые необходимы для того, чтобы обучение стало настоящим.
 При этом можно извлечь много уроков, поскольку именно в повседневной жизни можно достичь главных целей движения, которое было учреждено в 1875 году в Нью-Йорке.  Медленный прогресс в этом направлении постепенно открывает новую страницу в истории человечества.


Рецензии