Саша Полосатая

Саша Полосатая
               
   Саша Полосатая была человеком-невидимкой. Нет, она не была привидением или оборотнем, просто она умела исчезать из поля зрения окружающих её людей, оставаясь во плоти той же самой Шуркой Квасовой, обыкновенной провинциальной бабой со всеми непременными бабьими атрибутами: русской сисястостью и скромненьким синим платочком, узелком завязанным под подбородком. Иногда платочек становился беленьким, иногда – чёрненьким, в зависимости от праздников и общественных событий. А платье на ней было  одним и тем же в любое время года – полосатым. Возможно, это было её единственное платье, но именно благодаря ему она и получила  прозвище – Саша Полосатая.

   Саша входила в облюбованную ею избу, как правило, рано утром, когда молодые её хозяева спешили на работу, а старики хлопотали по хозяйству. В те времена десятиминутное опоздание на работу каралось тюремным сроком до пяти лет, и поэтому на Сашу никто не обращал внимания, все куда-то спешили, суетились, переругивались.
   Саша садилась на сундук, который во всех домах нашего райцентра традиционно стоял  возле порога, и исчезала. Иногда кто-то из хозяев внезапно замечал Сашу и даже приглашал её к столу, но женщина от угощения  отказывалась, и такое поведение было стандартом вежливости в  голодное советское  время.

Затем о Саше забывали, и она сливалась с утлой мебелью, домоткаными половиками и прочими предметами домашнего  обихода, становясь невидимой.

  Со временем домовладельцы переставали замечать и приход, и уход незваной  гостьи. Она могла смиренно  просиживать на сундуке до позднего  вечера, то исчезая, то вновь возникая, и это продолжалось неопределённо долгое время, до тех пор, пока в дом с обыском не входила группа работников НКВД и уводила навсегда кого-нибудь из самых нужных семье работников.
   Как правило, судьба арестованных оставалась неизвестной, потому что исчезали они «без права переписки»...

После этого Саша Полосатая навсегда покидала осиротевший дом и появлялась в другом, более-менее благополучном доме. Она внедрялась в семью, как вредоносный вирус в ДНК здорового человека, сливалась с её обитателями и обстановкой, и процесс повторялся...

  Вскоре люди обнаружили закономерную связь между визитами Саши Полосатой и арестом кого-либо из домовладельцев. Сашу стали  гнать из квартир, перестали пускать в частные дома, но эти действия никогда не завершались добром, ибо время между первым посещением выбранной Сашей семьи и арестом её кормильца при этом сокращалось.

 Страшно и трагически завершилась это история! Лет через пять после смерти Сталина, когда количество арестов по политической статье значительно сократилось, а из лагерей стали возвращаться реабилитированные мученики, Сашу Полосатую обнаружили повешенной над стульчаком в общественном выгребном туалете.

Ходили слухи, что казнили её вовсе не бывшие зэки, а сами работники милиции... Кто-то вбил  загодя никому не нужный крюк в стену уборной; видели, якобы, как  один из милиционеров  поздним вечером вёл Сашу куда-то... 

Я часто перебираю в памяти события моего раннего возраста, задумываясь: что побудило простую русскую женщину к самому чудовищному преступлению на Земле – предательству? Да, она была членом компартии, этой чести за неведомые заслуги в те времена удостаивались немногие; нет, она не была искренней последовательницей коммунистического лжеучения, в её доме висели иконы, она носила на груди православный крест, который во время вскрытия с негодованием сняли с её трупа работники морга ...

Думаю, что к стукачеству привела её зависть. Саша Полосатая  была старой девой, болезненно завидовавшей семейному счастью своих сверстниц, и сделала всё, чтобы её бывшие подруги оказались в той же самой обстановке одиночества и беспомощности, в которой она пребывала много лет...


Рецензии