Заклёпки

Корабли – как и люди,
они тоже нуждаются в славе,
 в уважении и в бессмертии…
Вечная им память!
В.Пикуль,
 юнга Северного флота,
 писатель

Бронепалубный крейсер «Заря»*, простоявший в резерве в Кронштадтском морском порту  не один год на мёртвых якорях, был осмотрен на пароходном заводе: вычищены котлы, заменены водогрейные трубы, в топках установлены новые колосники, и, как заверили на заводе, обшивка корпуса хотя и старая, но ещё «постоит». Стальные листы ниже ватерлинии решили не снимать: «текущие» заклёпки переклепали, днище в доке очистили и покрыли как водится корабельным суриком.Так же отремонтировали компрессоры тормоза отката орудий. По штатному расписанию на «Заре» числилось двадцать офицеров и четыреста пятьдесят нижних чинов. Экипаж был набран из флотского берегового резерва. Только командир крейсера капитан первого ранга и его старший помощник состояли в постоянном штате. Крейсер решено было использовать в минно-заградительных действиях и для отработки приёмов постановки мин.
В промозглое ноябрьское утро сеял мелкий дождь. Корабль, снявшись с якорей и разведя пары, самым малым ходом, развернувшись, пошёл к выходу из Кронштадтского военного порта. На мостике над палубами как и всегда командир, лет сорока высокий, сухощавый, с седыми висками.
- Евгений Николаевич, а ведь шторм будет! – негромко предупредил, вглядываясь в линию горизонта, старший помощник.
 – Но барометр «стоит». Вроде проглядывает небо, - ответил капитан.
- А вы вглядитесь  вон туда, - показал рукой в перчатке старший помощник.
И действительно, там, где сливалось небо и море, чернела полоса…
- Ну-у, до нас далеко. Да и ветер свежеет, – не соглашался капитан, - дует в полборта постоянно дай бог погода наладится да и дождь перестает, вот только мелкая зыбь.
- Евгений Николаевич, вы моряк Черноморского флота, там всё по-другому… А здесь ветер внезапно налетит, изменит направление, задует с моря, вмиг волну поднимет. И пошёл шквалистый ветер – из залива не выберешься. Прижмёт, начнёт сносить на берег, грунты здесь неустойчивые для якорей.
- Ну да ничего. Проскочим, Михаил Александрович, – также негромко ответил помощнику капитан.
Форштевень крейсера вспарывал воду перед собой. Усы из морской пены поднимались по обеим сторонам борта с увеличением хода. Проходя по фарватеру, уже в середине залива ветер внезапно изменил своё направление и, посвежев, задул навстречу. Нос «Зари» встал под волну, равномерно опускаясь и поднимаясь. Чёрная полоса у далёкого горизонта стремительно приближалась. Капитан приказал в машину увеличить ход. Ветер с новой силой задул со стороны моря. Старший помощник спустился по трапам вниз в машинное отделение. Горизонтальные машины обеспечивали ход крейсера. Вместе со старшим механиком открыли люки и спустили фонари на лине в придонное пространство. Уровень воды внизу стал выше.
- Вот вам и ремонт. Снизили ассигнования, покрасили и вперёд, - зло пробурчал старший механик, - похоже, всё-таки заклёпки, если будет шторм, они ещё себя покажут, корпус-то старый. Здесь обязательно нужно было бы сменить нижние листы обшивки. Да и заклёпки заново клепать. Листы от качки расшатались. Заклёпки «плачут».
Штормовой ветер крепчал, нудно зудел и выл в снастях. Нос «Зари» зарывался. Целые горы мутной пенной воды грохоча обрушивались на верхние палубы. Машины работали на полный ход, но корабль почти не двигался по курсу.
- До выхода в открытое море мы, конечно же, не дотянем: вода пребывает. Зальёт котлы, - размышлял вслух капитан, – повернуть назад к берегу – равносильно самоубийству. На якоря в шторм тоже не встанем – лопнут цепи. Докладывайте каждые двадцать минут, Михаил Александрович, поднимается ли вода под машинами и котлами.
Кажется, что штормовое балтийское небо рухнуло в море. Чёрное небо. Вода и небо неразличимы. Всё смешалось. Ветер ревел в рострах. Скрипели принайтованные шлюпки, один баркас сорвало… Вода под котлами быстро поднималась. Вот уже слышны её всплески в такт качке…
- А ведь на заводских ходовых испытаниях всё было в порядке. Заклёпки стояли надёжно, казалось. И вот нате вам! Правда, испытания проходили почти в штиль, - перекрывая шум работающих машин и удары волн, в самое ухо прокричал старшему механику обер-офицер, - в такой шторм принять ещё лишние десятки тонн воды… Дело дрянь!
По машинному телеграфу капитан передал:
- Идём на банку (отмель). Посадим судно днищем. Спасём экипаж.
Так и сделали. Крейсер, медленно развернувшись, сбавив ход до малого, пошёл на отмель. Коварный ветер, наконец, стал стихать. Волны перекатывались через палубы, замедляя свой бег у шпигатов.
 В стихии всё загадочно. Никто и никогда не может точно спрогнозировать погоду.
Шторм постепенно стихал. «Заря» без серьёзных повреждений с небольшим креном на правый борт лежала на отмели. Экипаж, порядком устав и продрогнув, сменив промокшее до последней нитки бельё, по распоряжению капитана получил двойную порцию водки...
 Крейсер 2-ого ранга «Заря» после основательного теперь уже ремонта в сухом доке встал в строй Российского императорского флота.
Зимой во время войны с Кайзеровской Германией был торпедирован и затонул в тёмных холодных водах Балтийского моря.

*название крейсера изменено автором.


Рецензии