О художнике Н. П. Богданове-Бельском

Николай Петрович Богданов-Бельский (8 декабря 1868 – 19.02.1945) – один из самых талантливых живописцев «звездного пленэра», который более десяти лет приезжал и жил в д. Островно и написал здесь до 400 картин. Он искренне полюбил не только красоту природы нашего края, на долгие годы крестьяне, а особенно крестьянские дети стали основной темой художника. Ему, сыну бедной бобылки из д. Шитики Бельского уезда Смоленской губернии, выросшему без отца («от земли»), начавшему свой жизненный путь пастушком, и позднее ставшим академиком и членом Императорской Академии художеств как никому другому из работающих здесь виртуозов кисти был понятен быт и жизнь русской деревни.

Славу Николаю Петровичу принесла картина «Устный счет» (1895 г.). На 24-й выставке передвижников в 1896 г. она была приобретена П.М.Третьяковым, а самое главное, тысячи репродукций появились во всех уголках России: они показывались в сельских школах, печатались в хрестоматиях, букварях, на обложках тетрадей. Сельские учителя писали художнику благодарственные и признательные письма за понимание значения скромного труда педагога. Сюжет этой работы не выдуман автором, а посвящен в то время знаменитой школе С.А. Рачинского, где он сам когда-то был учеником. Эта школа находилась в Смоленской губернии в родовом поместье Рачинских Татево (ныне Оленинский района Тверской области). Художник всегда с благодарностью вспоминал своего учителя, принявшего в его судьбе большое участие. Сергей Александрович Рачинский был незаурядной личностью… Племянник поэта Е. Баратынского, он получил блестящее образование (закончил медицинский и естественный факультеты Московского университета, обучался также в лучших университетах Германии), стал профессором ботаники, зав. кафедрой Московского университета, знакомым многим ученым, композиторам, художникам и литераторам. В 1872г. он оставляет Москву и уезжает в родовое поместье, чтобы полностью посвятить себя народному образованию. Народный учитель Рачинский более тридцати лет обучал крестьянских детей по своей системе, которая была основана на религиозном воспитании и любви к Отечеству. Заметив пастушонка Богданова, изучавшего грамоту у звонаря по церковным книгам, он взял его к себе в школу. Первые навыки в рисовании Богданов-Бельский тоже получил от своего преподавателя. Потом был долгий путь к вершинам творчества. В 1881 г. мальчика отправили в иконописную мастерскую Троице-Сергиевой лавры, затем в 1884-1989 гг. - учеба в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Обучение его тоже оплачивал Сергей Александрович. Он же помог определить творческое лицо художника, посоветовав выбрать для дипломной работы сюжет «Будущего инока», с которым Богданов-Бельский войдет в мир искусства, получит серебряную медаль и звание «классного художника». В 1894-1895 гг. Николай Петрович обучался в Высшем художественном училище при Академии художеств в Петербурге в мастерской И.Репина, а позже в мастерской Кармона в Париже. Тогда в 90-х годах он создаст серию картин, посвященных школе Рачинского, которые прославили его в России.

В наши края академик Н.П. Богданов-Бельский (в 1903 г. ему присвоено академика) приехал по приглашению художника А.В. Моравова, который сам гостил у В.К. Бялыницкого-Бируля. Места, прославленные А. Венециановым, Г. Сорокой и И. Левитаном не могли не тронуть чуткую душу живописца. К тому же он имел большую страсть к охоте, а здесь почти в полудиком царстве нетронутой природы дичи водилось предостаточно. Настоящий художник, даже отдыхая, всегда работает, и таким был Богданов-Бельский. Он трудился над своими картинами в усадьбе Ушаковых, на озере Островно, а после постройки В.К. Бялыницким-Бируля дачи «Чайка» и на берегах озера Удомля. Жил Николай Петрович в д.Островно. Это был период зрелого творчества мастера. 19 ноября 1914 г. он стал действительным членом Императорской Академии художеств. Наши края со временем стали его родными местами. Художника полюбили местные жители. Вспоминая свое детство, он часто посещал островенскую школу, где учились крестьянские дети. Любил садиться за ученическую парту и рисовать ребят во время уроков. Дети прозвали эту парту «Николай Петровича парта». Богданов-Бельский сделал неоценимый подарок удомельцам, создав в своих картинах иконографию их предков… Портрет священника Д.М. Беневоленского «У перевоза», «Деревенские друзья», «Дети на уроке». Одна из знаменитых работ этого периода – «Новые хозяева» (1913 г.). Сюжет как обычно у Николая Петровича незамысловат, полностью соответствует названию работы. Изображено чаепитие зажиточного крестьянина в бывшей усадьбе дворян Ушаковых, но, тем не менее, его стиль значительно отличается от подобного рода жанровой живописи и сразу привлекает к себе внимание. Это в большой степени обусловлено его композицией - видеть все глазами самого автора.

Революция и последующие события «смутного времени» вносят новые изменения не только в жизнь общества, но и направления в развитии искусства. В 1918 г. Н.П. Богданов-Бельский и В.К. Бялыницкий-Бируля подготовили и провели в Твери Передвижную художественную выставку, открыли художественные мастерские на даче «Чайка» для крестьянских детей. Николай Петрович был одним из преподавателей. В 1920 г. он уезжает в Петроград, а в 1921 г. навсегда покидает Родину. Проживая в Латвии, он много ездит по Европе, пропагандируя русское искусство. Много работает как художник, рисуя в основном портреты. Изменился мир, изменилась культура, на долгие годы наступила эпоха нацизма. В 1941 г., после оккупации фашистами г. Риги, Н.П. Богданов-Бельский с женой-немкой уезжает в Германию. 19 февраля 1945 г., не перенеся операцию, он скончался в берлинской клинике.

Художник Богданов-Бельский, так много сделавший для нашего края, не должен быть здесь забыт, ведь известна истина, что человек жив, пока жива память о нем.



Л.Н. Константинов "Художники К.Коровин и Н.Богданов-Бельский в Тверской губернии. Село Островно, начало 1920-х гг."


Рецензии
Очень интересный художник, талантливый, картины прекрасны. Но личность загадочная. Писал портреты крестьянских детей и монархов, а потом и самого Гитлера, это уже в войну, по фотографии, но писал. Давно задумывалась написать о нем с точки зрения психологии, что двигало художником в этот момент, страх, нужда, безразличие? Пока у меня одни вопросы, которые требуют тщательной обработки. Не патриот, это точно.

Лариса Черепанова 2   13.08.2020 21:44     Заявить о нарушении
Уважаемая Лариса!
На основании чего Вы изволили сделать вывод:"Не патриот, это точно"? И что Вы понимаете под патриотизмом?
С уважением, Александр Коншин

Александр Коншин-Рачинский 2   04.06.2022 03:05   Заявить о нарушении