Назад в СССР. Часть 1

                Весна 
            Весна в этом году выдалась ранняя. Начало апреля, а на улице пятнадцать градусов. С крыши свисают сосульки, да такие огромные, того и гляди на башку прилетит. Хорошо если насмерть зашибёт, а то будешь, как тетя Маша с третьего подъезда, сам с собой здороваться.
               
          Завтра 10 апреля, у меня день рождения. Интересно, что родители
подарят? Я просил велосипед, а отец сказал:
         - Ты что дурак? Откуда у нас такие деньги?
         И правда, откуда взять пятьдесят восемь рублей на велик, если папка получает на заводе 120 рэ, а мамка, рабочей в овощном магазине -шестьдесят. Впрочем,  я знаю что подарят - носки. Сколько себя
помню, мне всегда дарили носки, менялся только цвет и размер.

         Не забыть сходить на перевязку, а то рана загноится, ещё оттяпают
руку. Недавно пошли на стройку, стрелять из поджиги, и мой лучший
друг, Гришка Разанцев, прострелил мне кисть правой руки. Нечаянно
конечно, но все равно обидно. В больнице промыли рану, забинтовали и
отправили домой. Доктор сказал:
        - Повезло тебе пацан, сухожилия не повреждены. Будешь ходить на перевязку в процедурный кабинет через день, иначе рана загноится. -
Дома я сказал, что упал на разбитую бутылку и порезался, мамка поверила. Теперь хожу с перевязанным крылом.

         Как я буду сдавать экзамены? Пытался писать левой рукой, ничего не
получается. Классная говорит, что буду сдавать устно, а устно я не сдам.
Письменно хоть списать можно, а так не знаю.  Алгебру и геометрию я  запустил капитально.

         Возвращаясь из больницы, встретил Гришку, он жил в соседнем доме.
         - Толик привет, дай закурить.
          Я достал пачку "Памира". Он взял сигарету, закурил разглядывая пачку, словно видел впервые. На ней был нарисован мужик с палкой в руках и горы. Мы окрестили "Памир"- нищий в горах.
         - Найди на картинке медведя.
           Я повертел пачку и так, и сяк:
         - Да нет тут никакого медведя!
         - Спорим есть!
         - Ну где, покажи?
            
    - Он за гору срать ушел, - и Гришка расхохотался, хватаясь за живот.               
   Я никогда не видел его грустным, он всегда и везде смеялся. В восьмом классе его оставили на второй год, так он и попал в наш 8"Б". Мы сидели с ним за одной партой, и нас частенько выгоняли из класса, за разговоры и смех на уроках. Мы достали всех учителей, и меня пересадили за вторую парту, рядом с девчонкой из нашего дома Ганулиной  Надькой, а  Гришка, так и остался сидеть на "камчатке".                Я тоже закурил, пустил дымом несколько колец и  спросил:

   - Ты не переживаешь за экзамены?   
   - Неа ,- ответил он.
  -  А если завалишь?
   - Оставят на третий год.
      - И что потом?                - А потом на четвертый, на пятый, а там и в армию заберут, - и он опять заржал, давясь дымом.               
   - Ну, ты балбес,- и я тоже рассмеялся.
   - Да Толян, я совсем забыл спросить, как рука? Ты же из больницы?
   - Да все нормально, забудь.
   - Ты же на меня не обижаешься?
     - Я же сказал - забудь.
       Гришка посмотрел на часы:

      - Блин, меня же за картошкой в магазин отправили. Мать поставила варить суп, а картошка кончилась. Ладно Толян, я побежал. До вечера.
   - А у меня завтра день рождения.
  -  Поздравляю. Что тебе подарить?
   - Велосипед.
   - Да пошел ты, - и Гришка скрылся за углом, как- будто его и не было. 

     Через месяц рука зажила, остался только корявый шрам в виде буквы "Г", как напоминание о Гришке. Через две недели заканчивается учебный год, а там экзамены.
  Сегодня, когда я выходил из кабинета физики на перемену, Тамара Федоровна, наша классная, попросила меня задержаться.
  - Чё надо?- спросил я.
  - Ты опять чёкаешь? Я сколько раз тебя просила не чёкать. Не чё, а что!
  - Ну и чё?
  Она в сердцах махнула рукой и, глядя мне в глаза, сказала:                - На носу экзамены, надеюсь ты не собираешься идти в девятый класс?
  - А чё, не надо?
  - Опять чё! Да. Не надо. Если ты заберешь документы из школы, то по всем предметам у тебя будут положительные отметки. Я переговорила со всеми учителями, они согласны.
  - А у меня есть выбор?
 
   - Нет. Иначе  останешься на второй год, и будешь продолжать мотать нам нервы.
  - Не надо на второй год. Я согласен.
 Я вышел в коридор. Вообще- то,  я не собирался идти в девятый класс, а тут такое... Оглядываясь по сторонам, я спустился по лестнице на первый этаж и выскочил на улицу. Солнце палило нещадно. Гришки нигде не было, а меня так и распирало поделиться с ним новостью. За школой, рядом со стадионом, была теплица. Конечно же он там, мы всегда бегали туда курить, во время перемен. И точно. Гришка, и ещё несколько пацанов с параллельного класса курили, оглядываясь по сторонам, чтобы не спалиться. Увидев меня, он пошел навстречу.

  - Ты что цветешь, как майская роза? Случилось что?
  - Случилось. Представляешь, Тамара сейчас мне такое сказала...
  - Чтобы ты не ходил в девятый класс,- с неизменной усмешкой, перебил меня Григорий.                Я раскрыл рот от удивления:
  - Так тебя тоже?-  и мы так громко заржали, что все повернулись в нашу сторону.                Прозвенел звонок, и мы наперегонки рванули в класс. Друг был почти на голову выше, и конечно же обогнал меня. На лестнице, чуть не сбил с ног директора школы, который остановил его, поймав за руку.

  - Разанцев! Ты куда ломишься, как лось?
- Сергей Дмитриевич на урок конечно, куда ж ещё?
  - Иди спокойно, не нужно бегать,-- и он отпустил его руку.
  - Почему не на уроке?- директор обращался уже ко мне.
  - Иду на урок.
  - Он идет видите ли. Бегом!

  Я рванул вверх по лестнице и дальше по коридору. Гришка, с улыбкой до ушей, ждал меня около кабинета. Мы постучались и вошли. Француженка встала из за стола и подошла к нам вплотную.
  - Опять курили за теплицей?
  - Нет!- выпалил Гришка,- беседовали с директором. Класс начинал потихоньку хихикать.
  - И о чем же вы с ним беседовали?
  - Да так, о разном.
  - Проходите, садитесь.

  Мы уселись вместе за последнюю парту. "Мадам" села за свой стол, заглянула в открытый журнал.
  - И так, к доске у нас пойдет... Разанцев.
  - А почему все время я?- взвизгнул Гришка.
  - А потому, что через две недели вы заканчиваете восьмой класс, а до сих пор, не соизволили выучить  алфавит.
 
  - Двоечник несчастный,- раздалось с крайнего ряда.
  Это была Афанасьева Верка, такая же второгодница, как и Гришка. Он аж подпрыгнул из за парты, чуть не сбросив меня на пол. Класс хохотал.
  - Афонька!- выпалил Гришка, - А твоя мамаша, за сборную завода в "зоску"* играет, двести лёжа набивает.
Такое мой друг выдал впервые. Класс не хохотал, класс ржал!  Даже "мадам", глядя  на нас, не смогла сдержаться, и закатывалась, уткнувшись в журнал. В дверях появилась Тамара.
 
   -  Лидия Ивановна, что у вас тут творится? Опять Разанцев чудит?               
   - Мы сами разберемся Тамара Федоровна,- едва сдерживая смех,- выдавила из себя Лидия.
  - Ну-ну, как скажите,- и дверь захлопнулась.   
  А за окном, во всей своей красе,  бушлатился май.  Ещё  полмесяца и лето. Что там впереди, кто знает? Поживем, увидим.

  Из дворовой компании я был самый младшим и ниже всех ростом. Всем было по семнадцать лет, а мне недавно исполнилось шестнадцать. Все курили и выпивали, не часто, но бывало. Бутылка вина стоила рубль тридцать семь, а пачка сигарет-  десять копеек. Водка дороже - три шестьдесят две, но мы всегда пили вино.                За домами был пустырь, все называли его - " Ресторан Полынь", потому, что напротив, за трамвайной линией, находился ресторан "Сибирь". На пустыре, сплошь заросшем полынью, после работы, собирались мужики.  Пили вино, водку, играли в карты. Частенько приводили с собой баб, с ярко накрашенными губами, напивались, трахались, дрались. Когда выпивка кончалась они разбредались по домам. Наступало наше время.
 
  Мы шли на то место, где недавно гуляла компания, и обыскивали все вокруг. Почти всегда находили мелочь, а иногда, если повезет, и бумажные деньги. Несколько раз находили ручные часы. Продавали за пять- десять рублей, набирали вина, колбасы, уходили на речку, подальше от родителей, и пили, купались, короче культурно отдыхали.

  Всегда собирали пустые бутылки, мыли и сдавали по двенадцать копеек за штуку. Бутылок было много, собирай не ленись. Бомжей тогда не было, мы были вместо бомжей. На курево у нас было всегда. Особенно мы ждали, когда на заводе давали получку и аванс. Для нас это были золотые деньки.
 
  Мужики шли бухать бригадами, по пять- шесть человек, напивались до отруба. Кто- то оставался спать прямо на земле. И тут уж дядя извини, деньги были ваши - стали наши. Не подумайте, что так было всегда, это случалось редко, очень редко
               
  В нашем дворе стоял теннисный стол. Мы купили сетку, ракетки китайские, набрали шариков и все свободное время резались в теннис. Лучше всех из нас играл Витька Болохов, где он так наловчился, не знаю. Они переехали  в наш дом  недавно, да и лет ему было - девятнадцать. В армию его почему- то не взяли, но мы его, об этом не расспрашивали. Надо будет, сам расскажет. И в футбол он тоже играл лучше всех.  Я спортом никаким не занимался. Один раз записался на  в секцию самбо, сходил три раза, а тут соревнования. Против меня вышел пацан, который занимался уже полгода. Он так намял мне бока, и так больно бросил меня на ковер...  Короче на этом моя спортивная биография закончилась.

                Прощай школа
               

   Первый экзамен был по русскому языку. Диктант был легкий, и я написал на четверку. Сочинение, как ни странно, тоже. По алгебре и геометрии, как и обещала Тамара, нам с Гришкой поставили  тройки. А на большее мы и не рассчитывали. 
   Через несколько дней нам выдали свидетельства об окончании восьми классов, и мы, без всякого сожаления, распрощались со школой. Родителям я ничего не сказал, не хотел расстраивать. Скажу позже.

  - Ты в какую шарагу собираешься?- спросил однажды Гришка.
  - Пока не знаю... Я и правда не задумывался в какое ГПТУ пойти.   Господь Послал Тупых Учиться. Именно так мы расшифровывала эту аббревиатуру. Если я пойду в шарагу, то получается я тоже тупой?

Все пацаны разъехались на лето кто куда. Мобута с Белым уехали работать в стройотряд от училища. Говорили, что там можно хорошо заработать, а сколько хорошо? Врут поди. Мишка Смирнов уехал к тетке в Феодосию, Лысый в деревню к бабке. Короче во дворе никого. Остались мы втроем; я, Гришка и Вовка Кабан с соседнего двора. Целыми днями пропадали на Черном озере. Купались, загорали, рыбачили. Ну как рыбачили? Мордушки ставили, рыба тогда на озере водилась. Под вечер, когда народ расходился, мы проверяли морды, вытаскивали рыбу и шли домой.         
Дорога на озеро проходила мимо техникума, и как- то раз Кабан предложил:- Давай зайдем, посмотрим что к чему. Гришка не пошел, а мы с Кабаном зашли. К нам тут же подошла кудрявая, симпатичная девчонка:
   
 - Что парни решили поступать?               
  - Да мы это... Просто так зашли. Посмотреть.
  - А что смотреть,- она улыбнулась,- Вот список профессий, выбирайте и вперед. Приносите документы, вступительные экзамены через неделю.
  - Мы подумаем.
  - Думайте скорей, время не ждет.                Гришка нас не дождался, ушел.   
  - Кабан, а может рискнем
    
  - А давай! Чем черт не шутит. В шарагу никогда пойти не поздно.
На следующее утро, я зашел за Кабаном, и мы пошли в технарь. Приемная комиссия находилась на втором этаже. На стене висел стенд с перечнем всех специальностей. Не знаю, чем я руководствовался при выборе будущей профессии, но мне приглянулось название "ОКХЗ". Оборудование коксохимических заводов, техник - механик, а что звучит нормально. Выбор был сделан.
 
Медкомиссию мы прошли за один день, и подали документы. Через неделю начались экзамены. Диктант я написал на пять, а математику сдал на трояк. Через три дня, с замирающим сердцем, я подходил к доске объявлений, на которой размещались списки зачисленных. Пробравшись сквозь толпу абитуриентов, я нашел глазами листок с названием группы. Вот он - "ОКХЗ- 71, и мы с Кабаном в списке. Сердце бешено колотилась в груди, пытаясь выпрыгнуть наружу.
               
 - Кабан! Мы с тобой студенты! Назло Тамаре, назло учителям, назло всем чертям собачим..               
 Дома я решил пока ничего не рассказывать. Почему? Не знаю. Да и кому расскажешь, родители на работе, сестренка гуляет на улице. Танюшка перешла в четвертый класс, и что такое техникум, она наверное еще не знает. Я проголодался. Разогрел на плитке борщ и только принялся за еду с улицы раздался свист. Я вышел на балкон, Внизу стоял, улыбающийся Гришка.
            
  - Выходи дело есть.               
  - Пять минут, только суп доем.
 Я дохлебал суп, вымыл за собой тарелку и вышел во двор.               
  - Привет. Как дела?               
  - На зэ Григорий! Я в техникум поступил!               
  - Флаг тебе в руки. А я решил пойду в шарагу, на шофёра. Нормальная профессия, и в армии пригодится.
 
  - Слушай Толик, я тут надыбал одно местечко, можно подзаработать. Ты как?               
  - Двумя руками "за", а что делать? Если что воровать - я "пас".               
  - Да ничего воровать не надо, не ссы, пошли за мной,-  и он  двинулся в сторону трамвайной остановки.  Я за ним. Мы сели в трамвай и поехали в сторону  завода. Минут через тридцать сошли на конечной остановке. Никаких проходных на заводе тогда не было, иди куда угодно. Гришка уверенно шел в сторону длинного, крытого шифером, одноэтажного здания, к которому то и дело подъезжали и отъезжали автопогрузчики. Заезжали они пустыми, а выезжали груженные поддонами с кирпичом. Мы зашли внутрь и пошли в самый конец здания. По обе стороны здания все было заставлено огнеупорными кирпичами разных форм и размеров. На столбах висели таблички с марками кирпича. В углу здания находилась небольшая пристройка и мы вошли внутрь. За столом сидела тетка и что- то писала в толстом потрёпанном журнале.
               
 - Что хотели молодые люди?               
 - Да мы это, хотели подработать, если можно.               
 - Почему бы нет. Студенты?               
  - Ага,- сообразил Гришка. 
 Тетка взяла со стола, вырванный из тетради листок, и поправив платок, направилась к двери:
- Идите за мной.

 Мы пошли следом. Возле очередного стеллажа она остановилась.               
  - Это огнеупорный кирпич, в каждом стеллаже своя марка, а какая, написано на столбе напротив. Ваша задача выбирать кирпичи согласно списка, она потрясла листочком, и аккуратно складывать на поддон.                Складывать нужно вот так,- она показала на готовые поддоны, стоящие в стороне,-  Пустые поддоны лежат возле подсобки, вы видели.

  -Вопросы есть? Вопросов нет. Появятся вопросы обращайтесь. Верхонки есть?               
  - Нет,- ответил я.               
  - А вон на кирпичах валяются какие- то, щас посмотрю,- вмешался Гришка. Как раз две пары и не порванные.               
  - Ну вот и славно,- сказала тетка. Кстати, зовут меня тетя Галя, если что обращайтесь.
  - Тёть Галь, а это... Сколько нам заплатят? - спросил я.               
  - Смотря сколько наработаете,- улыбнулась она,-  Пятьдесят копеек за поддон. Расчет в конце смены.
  - Все понятно,- ответил я, и она ушла.
 
  Гришка признался, что он уже работал здесь вчера, только была другая тетка, и что он заработал четыре рубля. А ведь молчал всю дорогу, тоже мне друг.
Работа была не сложной, все расписано на бумажке. Марка Т- 50 штук + Марка К- 48 штук. Всего 5 поддонов и так далее. Козе понятно. Нам повезло третья позиция была из десяти поддонов, не надо было бегать с места на место. На тележке, она стояла возле подсобки, мы привезли пустые поддоны и дело пошло... До конца смены, мы на двоих заработали десять рублей.               
      - Молодцы,- похвалила тетя Галя,- ну что, завтра придете?   
      - Обязательно,- в один голос ответили мы, и засмеялись.
 
      На остановку бежали бегом, деньги жгли ляжку.
      - Завтра надо с собой забутовку взять, а то жрать охота. Давай каждый день ходить будем. До первого сентября больше месяца. Это мы еще сегодня поздно пришли, А если бы с самого утра работать, так можно и по чирику заработать.               
      - Ну, ты губу раскатал мужик. Ладно, поживем увидим.
На следующий день мы приехали раньше тети Гали. Уселись на лавочку, закурили. Спина с непривычки побаливала. Ничего. Привыкнем.
      - Привет студентам!  Спина не болит?- ниоткуда появилась тетя Галя.
      - Есть немного, это с непривычки . Втянемся.
      - Ну, и хорошо. Держите заявку и вперед.

      Дела у нас шли хорошо. Через два дня, наша начальница сообщила нам, что электрики отремонтировали кран- балку и теперь, работать нам будет полегче. И действительно стало легче.
        По червонцу за смену мы заработали только два раза. И то, только потому, что в заявке было по одной позиции, а количество поддонов большое. Обычно, у нас выходило семь, восемь рублей в день. Это были очень большие деньги. На пять рублей можно было посидеть в ресторане; бутылка портвейна 777, бутылка пива, заливное, и пачка Ту- 154. Но об этом, я узнал уже,  будучи студентом второго курса, после строй отряда.

Почти за месяц, мы заработали по сто тридцать пять рублей ! У меня отец за месяц зарабатывал меньше. Один раз мне в голову пришла шальная мысль:
       - А может ну её учёбу? Тут, и без неё, такие бабки платят.
       Но, здравый смысл одержал верх над жадностью, и я быстро прогнал её прочь. Мамка окончила всего четыре класса, а батя, так вообще один. И в результате, мамка таскает на горбу мешки с картошкой и огурцами, ящики тяжёлые ворочает. На старости лет всё это аукнется. Отец тоже не начальником цеха. Платят мало, а винить некого, учиться надо было. Он, когда напивается, всегда рассказывает, как служил в армии, и как его командир, предлагал ему пойти учиться на повара.
 
       - А я отказался,- говорил отец, и скрипел зубами. Стоял бы сейчас у плиты, с половником, а не на аглофабрике, в пыли, и мазуте с кувалдой.                Так что, пример у меня был  перед глазами. Как говорится  "Ученье- свет, а не ученье- сумерки", хотя есть и другое-"Ученье свет, а неучёных тьма". Нужно будет взяться за учёбу. Техникум тебе не школа, там говорят экзамены, каждые полгода- сессии называются. Если не сдал- кури бамбук.И ещё говорят, если нормально учишься-  стипендию  платят, аж  20 рублей в месяц!
         
     Сегодня воскресенье, выходной. Отец на улице играет с мужиками в карты.  Недавно, напротив нашего подъезда, мужики соорудили стол и две скамейки. Теперь там постоянно забивали "козла" в домино, или резались в карты в "66", пара на пару. Сестренка играет с девчонками у соседнего подъезда в "резиночку"и в классики. На физкультуру ходить , то одно болит, то другое, а целый день прыгать через резинку- это пожалуйста. Мамка что- то  хлопочет на кухне. Запах по квартире, слюнки бегут. Я лежу в своей комнатке, и всё не могу решить, куда потратить деньги. Мысли в раскоряку. И то хочется, и другое. У Гришки есть магнитофон, фотоаппарат. У Лысого коньки - "Канады", а у меня  ничего нет.  Дома у нас ничего лишнего. Из всех благ цивилизации, лишь радиола, которая стоит прямо на полу, возле балконной двери , и телевизор, недавно взятый в кредит.  Сервант, и диван, мы тоже брали в кредит, хотя тогда многие так жили. Так что же, всё- таки купить?  Велосипед? А он мне нужен? Может магнитофон? Ладно, после придумаю.
  - Толя,- позвала мамка из зала,- Иди сюда. Вот я тебе, ещё в начале лета, костюм в школу купила, примерь. Пойдешь в девятый класс в новом костюме. Я по блату взяла в "Молодости". Примерь.
 
   Я примерил. И пиджак, и брюки были мне малы'.
   - Да как же так? Я же брала как всегда. Размер 44-й, рост 156. Вот на этикетке написано, смотри. Ты подрос что ли?
Я подошел к двери , на которой карандашом отмечал свой рост. Последняя отметка была подписана - 156. Я встал спиной к двери.
   - Мам, возьми со стола карандаш, отметь.
   - Нифигасе! 
   Отметка была намного выше. Я взял линейку и замерил. На девять сантиметров больше. Метр шестьдесят пять. Вот это да!
Мамка, в растерянности стояла посередине комнаты.
   - И что теперь делать?
   - У тебя же блат. Поговори, может, поменяют. Этикетка на месте.
   - Завтра схожу обязательно. У меня директор магазина знакомая.
Она убрала пиджак с брюками в шифоньер, и вышла на балкон.
   - Колька! Танюша! Идите обедать.
Кухни в "хрущевках" были маленькие, и сразу сесть за стол могли только три человека.

  - Садитесь, ешьте, я потом,- сказала мамка,- Мне ещё кое- что состирнуть нужно.
Я рассказал про костюм, и сестренка сказала:
  - А я заметила, что ты уже папку догнал. Пап встань, померься с Толей.
  - Да ну вас.
  - Ну папа, неужели тебе не интересно?
Мы встали с отцом спина к спине. Танюшка залезла на табуретку.
  - Ой, да Толя даже немножко выше.
  - Да ладно вам, ешьте пока не остыло.
               
   На следующий день, как и обещала, мамка заскочила за мной в обеденный перерыв , и мы пошли в промтоварный магазин "Молодость". Магазин был единственным на весь район, и все покупали одежду здесь. Многие пользовались услугами ателье, немного дороже, зато пошьют как скажешь. Продавщицу видно предупредили о нашем приходе. Она помогла выбрать костюм по размеру, и я зашел в примерочную. Пиджак сидел безупречно, а вот брюки... Они были пошиты, словно на человека с огромной задницей. Не смотря на все это, обмен состоялся.

  - Сынок, я побежала на работу, а ты давай, иди домой, и сунула мне в руки, упакованный в обёрточную  бумагу, костюм.         Я заскочил домой, достал из книги, в которой  хранил свои деньги, пять рублей и побежал в ателье. Объяснил приемщице, что мне нужно, заплатил два пятьдесят,  и назавтра, в обед, забрал  готовые  брюки. В тот же день, я поехал в город и в "Веге" купил себе магнитофонную приставку "Нота-М" за восемьдесят рублей. На магнитофон мне денег не хватило. Ещё я приобрел пять катушек магнитофонной ленты "Тип- 6". "Тип- 2" была дешевле, но все говорили, что она постоянно рвется. Для воспроизведения "Ноту" нужно было подключать к усилителю, и нужны были колонки. Пригодилась радиола, Через неё приставка работала, как магнитофон. Через два месяца, мой однокурсник, радиолюбитель, Вовка Вериго, вмонтировал в приставку усилитель, динамик, и я стал обладателем  уже  магнитофона "Нота- М", стоимостью восемьдесят пять рублей!

   У Гришки мы записали три катушки  В основном, это была музыка Высоцкого, блатные и матерные  песни.
Вернулись из стройотряда Мобута и Белый. За два с небольшим месяца, они заработали по 350 рублей. По пятьдесят рублей от родителей закурковали. Теперь мы все курили сигареты с фильтром "Opal", по 35 копеек за пачку, красиво жить не запретишь.

   Накануне первого сентября я сообщил родителям, что я поступил в Кузнецкий индустриальный техникум, и что теперь я не учащийся школы, а студент первого курса! Мамка была в шоке, а отцу, как мне показалось, было всё равно.

               


Рецензии
Великолепная повесть. Читаю с огромным удовольствием.

Ната Славина   19.09.2019 16:28     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.