Усушка и утруска

В достопамятный советский период среди заведующих складами, овощехранилищами, холодильниками, торговыми базами очень популярными были слова «усушка» и «утруска». Когда на объектах возникали недостачи продуктов, либо других материальных ценностей,  тогда перед ответственными лицами ребром стояла дилемма: признать недостачу и попасть в оперативную разработку инспекторов ОБХСС (отдел борьбы с хищениями  социалистической собственности) или списать продукты на естественную убыль по причине усушки и утруски?
Кто же станет рубить сук, на котором уютно сидит. Выбирали второй вариант. Тем более, что существовали официальные нормативы в процентах  по списанию определенных видов продукции из-за порчи. Эта процедура широко практиковались в торговле, общепите, в овощехранилищах, АЗС, гортопах. Там уголь хранился под открытым небом и после дождя, когда, насыщаясь  влагой, он становился тяжелым, как чугун,  шла бойкая распродажа.
Матерые завскладами, кладовщики на синем глазу, обвиняли в недостачах, не двуногих несунов, а крыс, мышей и прочих грызунов. Даже долгоносикам, тараканам и клопам перепадало. Лишь неутомимые  муравьи избежали ложных наветов, хотя на них легко было списать недостачу сахара, риса и других круп.
Увы, и ныне не перевелись «чародеи». Недавно питерский чиновник, дабы сокрыть хищения при строительстве самого затратного в мире стадиона «Зенит-Арена», публично обвинил бакланов в том, что они  раздолбали клювами крышу этого  скандально-знаменитого объекта.  В  защиту безобидных птиц, не обладающих стальными клювами или отбойными молотками, выступили ученые-орнитологи.
Вспомнил курьезный случай, который произошел в бытность моей работы в редакции  районной газеты. В  колхозе  имени Ленина, расположенном вблизи поселка Советский, при подведении итогов  работы, накануне отчетно-выборного собрания счетоводы  обнаружили  на  АЗС недостачу 10 тонн бензина.  Главбух Тамара Зозуля, не мешкая, сообщила об этом факте председателю колхоза Аркадию Макосею. 
— Какова причина недостачи? — поинтересовался он. — Может в цифрах, подсчетах путаница?
— Несколько раз проверили, ошибка исключена, — ответила женщина. — Возможно, хищение, ведь в  селах немало владельцев личных автомобилей, мотоциклов и мопедов. Без бензина, как без воды, ни туды и ни сюды.
— Для полного счастья нам только уголовного дела не хватало, скандала на весь район и даже область. От позора пострадает репутация, — посетовал председатель и продолжил. — Вот, что, Зозуля, если о недостаче узнают в райкоме партии или райисполкоме, то нам с вами в первую очередь не поздоровится. Поручат сотрудникам ОБХСС разобраться и тогда суровых оргвыводов не избежать. Нагрянут следователи, ревизоры, контролеры и, наверняка, что-нибудь еще накопают. Возбудят уголовное  дело и пошло-поехало. Обидно за чужие грехи оказаться на скамье подсудимых. Лишь тот не ошибается, кто не работает, а  мы пашем  от ранней до вечерней зорьки.
— Да, пашем, не покладая рук, — подтвердила Тамара. — Голова, словно калькулятор, забита цифрами, таблицами и схемами. От финансовых документов, отчетов в глазах рябит. Боюсь, что еще до наступления пенсии потеряю зрение. Без очков цифры расползаются, разбегаются, словно блохи и тараканы….
— Ешьте чернику, — посоветовал Аркадий.
— Где же ее взять, она в Крыму не растет?
Макосей, оставив ее вопрос без ответа, властно приказал:
 — Чтобы нас не вызвали на «ковер», не сняли стружку, обойдемся без шума, спустим  дело на тормозах. Спишем недостачу бензина и на отчетном собрании утвердим это решение. Тогда не придется ходить по инстанциям и доказывать свою правоту. Это самый оптимальный выход из ситуации.
—  Оптимальный, — скрепя сердце, согласилась главбух, осознавая, что, скрывая  недостачу, совершает грубое нарушение финансовой дисциплины. По инструкции о подобных фактах и председатель, и главбух обязаны информировать правоохранительные органы: милицию, прокуратуру или КГБ.
На собрании все прошло гладко, как по маслу. Лишь в прениях по докладу ветеран НКВД, боец сталинской закалки Павел Кувалда, дотошный и въедливый, как серная кислота, спросил:
— Откуда такая большая недостача бензина?
Председателя  вопрос не застал врасплох.
— Лето было жаркое, солнце нещадно палило, даже пруд обмелел. Поэтому часть бензина из емкости испарилась, усохла, — уверенно произнес он. — Я тоже шибко огорчен, но таково досадное свойство любой жидкости, особенно спирта, что она испаряется…
По залу прокатился смех, ибо, несмотря на усилия участкового инспектора Ивана Глыбы во многих  домах действовали подпольные винокурни по изготовлению «зеленого змия» для компрессов и растирок от простуды, и  вина — для свадеб, юбилеев и поминок.
Кувалда, ощутив  бодрое настроение участников собрания, дабы не навлечь на себя агрессию, не стал муссировать тему о недостаче. Лишь с горечью подумал: «Будь моя воля, как крот, докопался бы до истины, узнал бы, куда испарился бензин? Никто еще не опроверг ценность принципа: доверяй, но проверяй. На месте председателя колхоза я бы установил строгий контроль и учет». При единодушном голосовании за решение о списании, Павел, проявив  характер, воздержался.
В повседневной суете колхозных дел и забот о загадочной недостаче бензина благополучно забыли. Тогда с наличием ГСМ  проблем не возникало.
К  автозаправочной станции примыкал огород механизатора широкого профиля Егора Сорокина. Поскольку в сезон полива в водопроводной сети возникал дефицит воды, то он решил выкопать  в огороде колодец. Благо верховодка находилась не более двух метров от поверхности земли. Заблаговременно завез железобетонные кольца, чтобы обложить ими  створ колодца.
Спозаранку, приняв для бодрости  двести граммов «зеленого змия» на грудь, усердно принялся за работу. Штыковой лопатой углублял яму, а совковой — выбрасывал наверх почву, глину. Когда глубина раскопа достигла метра, лопата увязла в мягком и вязком месиве. «Неужели так близко верховодка?» — едва успел предположить Сорокин, как ощутил запах бензина. Удивился: «Откуда он здесь?»
Обратил взгляд на АЗС с двумя серебристого цвета большими  емкостями. Ближняя из них — с бензином, а дальняя с соляркой, и сразу догадался, откуда  источник. Еще на полштыка лопаты углубил яму, в которую просочилось горючее и заблестело цветами радуги.
— Вот так повезло! — возликовал механизатор. — Теперь у меня в огороде своя скважина, почитай, личная бензоколонка. Начерпаю  в ведро, профильтрую в канистру, будет, чем мотоцикл  «Днепр К-750» заправлять. На бесплатном горючем далеко уеду…
О своей находке Егор решил никому не рассказывать. Даже  жене Евдокии, ибо давно уверовал, что у баб язык без костей, что помело, на все село, как сорока, разнесет. Не умеет тайны хранить. Чтобы со стороны никто не заметил, что он добывает бензин, Сорокин огородил раскоп большими листами шифера, сверху соорудил навес от дождя.
В течение недели он черпал бензин.  Залил в бак мотоцикла, наполнил три большие канистры. Однажды, оседлав К-750, уехал на машинно-тракторный парк к  железному коню — Т-74. Тем временем неугомонная Дуся решила проконтролировать работу  землекопа. Увидела на дне блестящую лужицу, зачерпнула ведерко, чтобы полить грядки моркови и бурака. Перебирая  руками веревку, подняла ведерко наверх  и принюхалась.
— Вот так чудеса, бензин, али керосин?! — удивилась она. Не поленилась, плеснула на землю, бросила  зажженную  спичку,  вспыхнуло пламя.  Об этом событии еще до приезда Егора успела сообщить, столь же болтливой, соседке Любаше. Землекоп, по-прежнему был уверен, что супруга не ведает о его бензоколонке.
В селе, что шило в мешке, ничего не утаишь. От дома к дому полетела весть о том, что на огороде Сорокиных обнаружены запасы нефти. Скоро там поставят буровую вышку, горючее потечет рекой и тогда все заживут на широкую ногу.
Рано утром на пороге появился громоздкий капитан милиции Иван Глыба в мундире с пистолетом в кобуре, в фуражке с золотистой кокардой на красном околыше. А рядом с блюстителем тучный председатель колхоза Аркадий Макосей.
— Добро пожаловать, дорогие гости! — распростерев руки, радушно произнес механизатор. —  Какая  приятная неожиданность! Щас велю своей бабе накрыть стол! Что будем пить, коньяк, водку или вино?
 — Егор, кончай ломать комедию, не суетись. Банкет отменяется, чаи в другом месте будешь гонять! — осадил его председатель и дал знак капитану.
— Гражданин Сорокин, вы подозреваетесь в хищении соцсобственности, — объявил участковый и властно велел. — Показывай, где твоя нефтяная скважина!?
— Ох, как вы вовремя подоспели. Никакой я не расхититель, собирался написать заявку об открытии месторождения нефти, чтобы, значит, оценили и наградили…
— С тобой не соскучишься, — усмехнулся Аркадий. — Эту сказку для своей Евдокии прибереги,  нас на мякине не проведешь.
  Тяжко вздыхая, Егор повел их на огород.  После визита «дорогих гостей» у него были изъяты три канистры с бензином. Дабы не мелочиться, сливать горючее из бака мотоцикла не стали. Приказали  Сорокину  раскоп сравнять с землей.
Получив от Макосея презент на бесплатную заправку  личного автомобиля «Лада», Глыба замял скандал. Взял с Егора показания и расписку о том, что впредь тот не будет покушаться на колхозное имущество, а председатель наказал  механизатора за «смекалку». «Геолога», как его окрестили односельчане, лишили премии, сняли портрет с Доски почета и «прославили» в стенгазете «Заветы Ильича».
«Почитай, сухим вышел из воды, отделался легким испугом, — обрадовался он. — А ведь мог под фанфары загреметь на нары».
В тот же день на АЗС выявили причину недостачи горючего. На трубопроводе, проложенном под землей от емкости с бензином до бензоколонки,  обнаружили свищ, через который просачивалось горючее. Заменили старый, изъеденный  коррозией,  трубопровод.
Случись подобная история в наше время, когда литр бензина стоит не 6 копеек, как при Совдепии, а 50 рублей, что сравнялось со стоимостью молока, то ушлый механизатор, имея бензоколонку, обогатился бы. Впрочем, усушки и  утруски  в сравнении с реальными масштабами  и объемами казнокрадства и хищений, особенно на строительстве крупных объектов,  представляются детскими шалостями. Им на смену пришли более изощренные способы обогащения. Сыщикам, следователям и их агентам безработица не грозит.
Нынешние прорабы экономики  и клиенты  криминалистики, жарко  дыша друг другу в затылки, одарили  русский  язык новыми  терминами  «распил», «откат», «занос», «черный нал», стимулирующие  чиновников на активные телодвижения.
 Как   говорится,  кто  не рискует, тот  не имеет яхту и не пьет шампанское.


Рецензии