Амурские речные газеты

Амурские речные газеты

        На амурском речном транспорте я стал работать с 12 января 1944 года и сколько помню себя, постоянно интересовался газетами, которые доставляли к нам на пароходы. Помню самые разные амурские речные газеты. Я всегда с интересом читал эти газеты, впитывал в себя информацию. Особенно интересными мне казались материалы по истории амурского речного флота, о старых речниках, капитанах, пароходах и т.д. Потом, начиная с 1950-х годов, я постоянно выписывал свою амурскую речную газету, а позднее еще и газету «Водный транспорт»…
    Вот какие амурские речные газеты, выходили в разные периоды на Амуре (в Хабаровске, Благовещенске, Свободном…). Данные, конечно, по этим газетам не полные, но какие смог собрать по разным источникам…

   -«АМУРСКИЙ ВОДНИК» (Хабаровск)
Выходила в 1931-1962 гг. (№ 1 – 1 августа 1931 г.)

   -«БОЛЬШЕВИК АМУРА» (Благовещенск)
Выходила в 1937-1952 гг. (№ 1 – 8 октября 1937 г.)
Эта газета была органом: Благовещенского районного управления Амурского речного пароходства, потом органом Верхне-Амурского речного пароходства (ВАУРПа), а потом снова Благовещенского районного управления

   -«ПОГРАНИЧНЫЙ ВОДНИК» (Хабаровск)
Эта газета издавалась с 1931 года ( по другим данным – с 1934 - № 1 – 2 августа - ?)
Газета была органом политотдела Амурского речного пароходства, а потом органом  Нижне-Амурского речного пароходства…
С 1948 года стала называться – «Речник Амура»
    Кстати, интересно отметить, что в этой газете начинала свой журналистский путь писательница из города Свободного Юлия Шестакова (об этом мне сказали свободненские краеведы). После окончания пединститута в 1936 году, она приехала в Хабаровск и здесь сначала стала работать корреспондентом в газете «Пограничный водник».

   - «РЕЧНИК АМУРА» (Хабаровск)
Эта газета заменила газету «Пограничный водник» с августа 1948 года.
Помню некоторых редакторов этой газеты: Тамару Федоровну Калинину, Александра Васильевича Урванцева, Хорошайлова, Ситикова…
Стоит отметить, что для этой газеты периодически писали и свободненцы, а также делали фотоснимки свободненские фотографы, нештатные фотокорреспонденты. Помню, в частности, снимки свободненского фотографа Пойда Андрея Афанасьевича…

                ***
   - «КРАСНЫЙ ШТУРВАЛ» (Благовещенск)
Такая многотиражная газета издавалась в 1932-1937 годах на судостроительном заводе, в Лензатоне.

   - «УДАРНИК ВЕРФИ» (г.Свободный)
Эта газета выходила с 29 июня 1932 года в г.Свободном, на судоверфи, До августа 1935 года она называлась «Штурм» и была органом управления Постройкома судоверфи (судоверфь начали строить в 1932 году). С началом войны издание газеты «Ударник верфи» в 1941 году прекратилось…

                ***
    На Амуре своя газета выходила и для амурских пограничников. Был такой одно время Хабаровский (Амурский) пограничный округ.
   -«ПОГРАНИЧНИК НА АМУРЕ» (Хабаровск)
Газета под таким названием издавалась в 1943-1953 гг.
(Кстати, в этом же 1943 году, стали выходить также газеты «Пограничник Забайкалья» и «Пограничник Приморья»)
Первый номер этой газеты вышел 10 июля 1943 года, печатался в Благовещенске, а потом уже в Хабаровске выходила газета.
В период войны мне запомнился редактор газеты «Пограничник на Амуре», офицер по фамилии Чмель.

                ***
  Бала своя газета и на Амурской военной речной флотилии.
В 1930-1940-х годах эта газета несколько раз меняла свои названия… По ряду сведений газета в Амурской флотилии носили такие названия:
«Аврал» (1933–1935 гг.), «Тревога» (1935 г.), «Краснознаменный амурец» (1935– 1940 гг.), «Красный амурец» (1940–1947 гг.), «Боевое знамя» (с 1947 г. по ?)…

                ***

В досоветский период, в Амурской области также выходило несколько амурских речных изданий.

«ВОДНЫЕ ПУТИ. Материалы по исследованию путей сообщения Приамурского края» (Благовещенск) 1913-1917 гг. Издателем было Управление водных путей Амурского бассейна Министерства путей сообщения.

«ИЗВЕСТИЯ Амурских водных путей» (Благовещенск) (1917 г., январь-декабрь). Эта газета была органом Управления водными путями Амурского бассейна.

«ЛИСТОК комитета служащих и рабочих АВП» (Благовещенск) (1917). Этот еженедельник был приложением к газете «Известия Амурских водных путей»

                ХХХ

                ДОПОЛНЕНИЕ

     В СССР выходила и единая, ведомственная, министерская газета под названием – «Водный транспорт» («Речной транспорт»)

-«ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ» (Москва)
    Это была главная, центральная объединенная газета речников и моряков в СССР. Подобных, ведомственных (министерских) газет выходило в советский период немало, достаточно вспомнить, например, такие газеты, как железнодорожную - «Гудок», а также - «Лесная промышленность», «Сельская жизнь», «Строительная газета», «Медицинская газета» и т.д.
    Газета «Водный транспорт» издавалась (№ 1) - с 30 января 1932 года.
Правда, когда разделялось одно время министерство - на речное и морское, то выходили отдельные газеты: для речников - «Речной транспорт», а для моряков – «Морской транспорт». Это было в 1940-1953 годах. Но с апреля 1953 года вновь начала выходит объединенная газета «Водный транспорт». Выходила эта газета 3 раза в неделю. Всем речникам предлагали на нее подписываться.
         Стоит сказать, что у газеты «Водный транспорт» всегда был на Амуре свой собственный корреспондент (соб.корр.), который жил и работал в Хабаровске, но информацию в Москву давал со всего пароходства. Помню, что несколько раз, собкорр. газеты «Водный транспорт» приезжал и в город Свободный. Особенно мне запомнился корреспондент этой газеты в 1950-х годах Николай Максимов, который написал потом известный роман «Шуми, Амур!» о жизни амурских речников. Эта книга вышла в Благовещенске в 1959 году и она почти полвека находилась в моей домашней библиотеке.

                ***
Выходил  помимо газеты еще и ЖУРНАЛ - «Речной транспорт».

- «РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ» - журнал ( Москва)
Журнал под названием «речной транспорт» стал выходить с января 1941 года, а до этого выходил журнал «ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ» (речной и морской тематики).
Журнал «Речной транспорт» выписывался строго обязательно на всех речных предприятиях страны.
Интересно, что речной журнал издавался в России еще с ХIХ века.
Тот первый журнал назывался «РУССКОЕ СУДОХОДСТВО», а его первый номер вышел в апреле 1886 года. Этот журнал выходил вплоть до 1918 года. т.е. в течение 33 лет.
                ***
    После того, как в городе Свободном появилась своя судоверфь (судостроительная верфь), позднее преобразованная в судоремонтно-судостроительный завод, здесь стали выписывать и журнал по судостроению и судоремонту. Таким изданием был журнал

- «СУДОСТРОЕНИЕ» (Ленинград – Санкт-Петербург)
Журнал ведет свою историю с 1898 года и в течение времени менял свои названия: «Вестник Общества морских инженеров» (до 1915 г.), «Ежегодник Союза морских инженеров» (1916-1918), Кораблестроитель» (1925-1930), «Судоходство и судостроение» (1931-1932), «Советское судостроение» (1932-1933), «Морское судостроение» (1933) и с 1934 года стал называться – «Судостроение» (с 1934 по наст.время)

                Х  Х  Х


Рецензии