Принятие родителями трансгендерности ребёнка

Является доказательством настоящей родительской любви!!!
Ровно как наоборот. Обратное является просто втиранием очков.

Ежели вы не смогли рассказать сие родителям до сих пор, то значит такие родители и разговаривать с ними равносильно, разговорам со следователям или психиатром.
За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда.
Мф. 12:36
Только во вред вам. Проще подать на размен квартиры. Ибо любящим родителям не бояться открыться ещё с детства, а те в свою очередь всячески стараются помочь своему ребёнку.

Таким детям повезло и они смогли начать лечение до того, как тестостерон изуродовал их тело. Увы большей части приходится либо уходить из дома и занимается противозаконными вещами, либо дожидаться независимости, а на этом пути велик риск поймать настоящие психические расстройства, спится или покончить с собой - именно по этому в варварских странах относительное количество трансгендеров ох как не дотягивает до нормы по популяции 1/300.
А с теми родителями которые видят в ребенке толи свои вариант 2.0. Толь спонсора и потенциальную сиделку, толи вообще нечто не понимаемое без чекушки, но только не личность лучше не иметь отношений вовсе.
И не надо вспоминать про "сыновний долг" ибо не мало бывает родителей, которые ради внешнего доска своей семьи отдавали своих детей на психиатрическое "лечение" вещей ЛГБТ, после которого они переставали говорить и не узнавали знакомых, а до того писали на них инквизиторам. Я знаю, что одного обвинения в вещах ЛГБТ для того чтобы написать донос в инквизицию было не достаточно ибо среди самих инквизиторов геи кишили кишмя, но посыл понятен. Опасайтесь таких родителей ибо сказанно
Враги человеку - домашние его.
Мф. 10:36,

Стать транссексуалом по давлением пропаганды, моды или воспитания невозможно, ибо это врожденная вещь внутреннего ощущения. Верно и обратное; транссексуал никогда не сможет стать обычным мужчиной. Можно загнать себя в денайл и стать глубоко несчастным человеком, выглядящим как мужчина, но не более. И не пися и не хромосомный набор делают человека представителям какого либо пола, и не понимать сие может только даун, а так как родители ваши вряд ли дауны, логично предположить, что они намерено пропускают правду мимо ушей ибо сказанно;
"Настоящая любовь это когда не боишься сказать правду в лицо"
Хана "Однажды в Токио"

Кстати главный герой бездомный трансгендер, только на улице он оказался вовсе не из за того, что его выгнали родители как кошку
http://www.proza.ru/2018/04/05/923

Увы это не единственный случай и так часто бывает в варварских странах.
Какая де любовь или привязанность может быть к человеку, которому боишься сказать лишнее не правильное на его взгляд слово - сие скорее похоже на отношение между террористом и заложником и называется уже по другому.

Настоящею правду о трансгендерности можно найти на сайте профессора Линн Конвей.
http://ai.eecs.umich.edu/people/conway/conway-Russian.html
 Там же есть и более весёлые истории (увы произошедшие не в Скрепоносии).
Ом.

После моего выступления одноклассники прислали письмо, в котором сказали, что примут меня такой, какая я есть!
Николь.
Сейчас (2002)* Николь - тринадцатилетняя девочка. Но всего два года назад она была мальчиком по имени Нильс. В раннем детстве ребёнок решил изменить пол, и родители поддержали это желание. Николь чувствует себя девочкой, и выглядит как девочка. Но сделать операцию смены пола она сможет только тогда, когда ей исполнится восемнадцать лет.
 
1.1. Раннее детство
"Два года назад мы получили результаты психологических исследований Университетского Медицинского Центра, и испытали огромное облегчение", - говорит Грета, мама Николь. "Наконец-то всё прояснилось. Несмотря на маленький возраст, Нильс всегда чувствовал себя девочкой, и врачи подтвердили, что он страдает от гендерной дисфории. Желание Нильса стать девочкой получило медицинское подтверждение, и теперь мы можем открыто говорить об этом. Даже мой муж, который раньше упорно пытался воспитывать Нильса как мальчика, сказал: "Что ж, чему быть - того не миновать"".

Грета говорит, что с самого раннего детства Нильс отличался от её второго сына. "Он был тихим, нежным, послушным, и замкнутым мальчиком. В три года ему хотелось быть похожим на старшую сестру, и носить её юбки". Несмотря на разницу в возрасте - сестра старше Нильса на восемь лет - они всегда находили общий язык и играли вместе. И в детском саду, и в школе он предпочитал любым другим игрушкам куклы! На пятый день рождения его заветной мечтой была кукла Барби. "Я никогда не задумывалась о подобных странностях, Нильс всегда казался мне нормальным мальчиком".

1.1.1. Тестирование
В шестилетнем возрасте Нильс стал говорить родителям, что он - девочка. Он сделался нервным и раздражительным. Обеспокоенные родители отвели ребёнка к урологу, но тот не нашёл у Нильса никаких отклонений от нормы. Родители попытались сменить обстановку в доме, но проблема не исчезла. В восемь лет Нильса подвергли психологическому тестированию, и результат оказался совершенно неожиданным. "Мы думаем, что Нильс был бы гораздо счастливее, став девочкой, - сказали специалисты. - нам кажется, что он из тех детей, которые в будущем могут сменить пол, если им позволят следовать за своими чувствами".

1.1.2. Девочка?!!
"Сначала я испугалась до смерти. Я даже не предполагала, что мальчик может думать о подобных вещах. Муж сказал, что всё это неправда. Мы ничего не говорили Нильсу, но после теста я стала пристально наблюдать за его поведением. Временами мне казалось, что психологи правы, но я тут же говорила себе: "Нет, этого не может быть!" Тем временем Нильс вёл себя очень странно. Вернувшись домой из школы, он шёл в спальню, и надевал юбку. Потом с работы возвращался муж, и заставлял Нильса снять юбку. Он никак не мог смириться с тем, что его сын хочет носить юбки. В конце концов он строго-настрого запретил Нильсу делать это. Но были и другие странности. Нильс очевидно предпочитал девичьи игры, и я безуспешно пыталась перевоспитать его. Он был настолько женственным! Что я могла поделать? Я впала в отчаяние. Я боролась с сыном на протяжении двух лет, и даже рассказала об этом некоторым близким друзьям семьи. Они согласились с тем, что Нильс ведёт себя крайне необычно, но не могли дать дельного совета. И тем не менее, они внимательно слушали меня, и не осуждали".

1.1.3. Прозрение
Осознание проблемы пришло, когда Грета посмотрела телепередачу о детях с транссексуальными чувствами. "Меня словно ударило током. Я увидела мальчиков, которые были такие же, как Нильс, играли с куклами, носили одежду для девочек, и выглядели счастливыми. Я поняла, что мне необходимо знать больше". Через "Бердаш" (общественную организацию, объединяющую родителей голландских детей-транссексуалов) Грета нашла адрес профессора Кохен, специалиста в области гендерных проблем, и договорилась о встрече. Но её всё же мучили сомнения, правильно ли она поступает по отношению к Нильсу.

1.1.4. Смотрим фотографии
Пока Грета заваривает кофе, мы листаем фотоальбом. Рядом со мной на диване сидят две девушки: Николь и её сестра Циска (ей сейчас 21 год). Длинные белокурые волосы Николь забраны в "конский хвостик". На ней джинсы и белый свитер: на первый взгляд - обычная спортивная девочка тринадцати лет со слегка накрашенными глазами. Николь открывает альбом. "Посмотрите, - говорит она, - это я в четыре года". Она показывает мне фотографию маленькой блондинки. Циска достаёт ещё одно фото и смеётся: "Это тоже Николь. Мы тогда играли в свадьбу: она выходила замуж за плюшевого медведя, а я была в должности регистратора браков. И здесь... посмотри, Николь, вот твоя любимая синяя юбка... моя юбка!" Николь слегка краснеет, и говорит: "Это была чудесная юбка, она так классно развевалась, когда я в ней кружилась!"

1.1.5. Скакалки
Нильсу было 10 лет, когда состоялась его первая встреча с профессором Кохен. Грета сказала профессору, что Нильс ведёт себя как девочка, и предпочитает девичьи игры. "Мне это казалось нормальным, и я не задумывалась о том, что отличаюсь от мальчишек, - говорит Николь.- просто мне всегда было интереснее играть с девочками". В школе Нильс избегал шумных мальчишеских развлечений, ему больше нравилось прыгать с девочками через скакалку. "Никто не видел в этом ничего странного". Но Циска признаётся, что задумывалась о поведении Нильса в то время: "В моём классе учился мальчик - гомосексуалист. Мне казалось, что своей нежностью и манерным поведением, совершенно не похожим на поведение других мальчиков, он сильно напоминает моего брата".

1.1.6. Кусочки мозаики
Началось углубленное психологическое исследование. После четырёх сеансов в Университете Нильсу и его родителям сообщили результаты, которые подтвердили все подозрения. Рассказывает Грета: "Профессор Кохен сказала, что несмотря на маленький возраст, Нильс ощущает себя девочкой и знает, что отличается от других мальчиков". Мозаика загадок, окружавшая родителей и самого Нильса, начала теперь складываться в цельную картину. "Тогда я поняла всё, - говорит Николь. - Я ведь действительно не чувствовала себя мальчиком. Но я не могла быть и девочкой, которой хотела быть. В школе это стало для меня настоящей проблемой. Теперь, когда я об этом вспоминаю, я ощущаю весь ужас своего тогдашнего положения. Где-то внутри я знала, что не могу быть собой. Дома я ещё могла протестовать против того, что со мной обращались, как с мальчиком; дома я могла одеваться как девочка, и играть с куклами в своей спальне. Но в школе я была вынуждена ограничивать себя, чтобы мальчишки не сочли моё поведение странным".

1.1.7. Сёстры по несчастью!
Когда исследование закончилось, события стали развиваться очень быстро. Грета и Нильс пришли на встречу участников группы "Бердаш". "Когда мы вошли внутрь, глаза Нильса стали совершенно круглыми, - вспоминает Грета. - ведь там была целая орава детей, похожих на него". Циска добавляет: "Я стояла рядом, и тоже была ошарашена. Я смотрела... О да... Тот мальчик - на самом деле девочка, а вон та девочка... - на самом деле мальчик! У нашей семейной ситуации теперь было название, и я начала понимать, что таких детей, как Нильс, довольно много, а значит и эта ситуация не так уж необычна. В тот день Нильс играл с такими же детьми, как и он сам, и нашёл множество новых друзей. На другое утро он отказался идти в школу как мальчик. Но ему пришлось, и вернувшись из школы, он признался мне, что сегодня ему было настолько плохо, что он не мог сдержать слёз. Он сказал: "Вчера (на встрече "Бердаш") мне первый раз в жизни было так хорошо"".

1.1.8. Трудное решение
 Нильс очень хотел рассказать одноклассникам о своих проблемах, но боялся сделать это. Тогда Грета поговорила с директрисой школы. Они пришли к выводу, что лучше всего будет сначала сообщить родителям, чтобы те в домашней обстановке могли спокойно объяснить всё своим детям. На ближайшем родительском собрании Грета публично заявила о желании Нильса стать девочкой. Она рассказывает о том, что произошло дальше: "После моих слов наступила смертельная тишина. Я стояла у доски, и чувствовала, как мои ладони становятся влажными. Но вдруг двое родителей стали аплодировать. Они сказали, что поражены тем, насколько я храбрая женщина, если решилась публично поведать всем о таких вещах. Вот так они отреагировали. На следующий день мама одного из одноклассников Нильса принесла мне яблочный пирог. Раньше я не чувствовала вины перед Нильсом. Но теперь я была очень напугана. Прежде проблемы были внутренними, они касались только нашей семьи. Я могла понимать своего ребёнка или не понимать, - но я всегда принимала его таким, какой он есть. Но теперь я не знала, как отнесутся к Нильсу чужие люди: решат ли они, что это не их ума дело, или будут возмущены из убеждения, что пол ребёнка определяется при рождении и не может быть изменён".
Чтобы дополнительно прояснить ситуацию, Грета написала письмо в газету своего церковного прихода. Это послание нашло весьма доброжелательные отклики. "Нильс иногда играл на саксофоне в детском хоре во время церковных служб. При этом он любил надевать украшения и закалывать волосы так, как это делают девочки. Из-за этого я всегда испытывала неудобство. Я могла предположить, что думают об этом люди: что это за мать, которая позволяет своему сыну выглядеть так женственно?! Теперь, когда все узнали правду о том, что поведение Нильса - это не простая прихоть, - я стала чувствовать себя намного спокойнее".

1.1.9. От Нильса к Николь
Когда Нильс сказал одноклассникам, что на самом деле он - девочка, они отреагировали на удивление хорошо. Ему пришлось ответить на множество вопросов. Оказалось, что некоторые ребята догадывались о его желании. Теперь всё стало на свои места. Сразу после уроков Нильс помчался покупать свою первую женскую одежду. "Это были яркая жилетка и короткое вязаное платье, вышитое цветами" - вспоминает Николь. Нильс начал отращивать волосы и взял себе новое имя. Грета говорит, что сначала ей было трудно привыкнуть к новому женскому имени своего ребёнка. "В шутку я называла её "Николлек". Муж тоже часто делал ошибки. Но вскоре я решила, что настало время, чтобы все окружающие увидели мою новую Николь. Во время летнего отпуска мы провели две недели в доме своих друзей. Здесь Николь стала для всех настоящей, реальной девочкой. "А вот и я!" - сказала она, появившись на пороге. Вы представить себе не можете, сколько поздравлений она выслушала, сколько восхищения вызвали её девичий вид и поведение!"

1.2. Лечение!
Сейчас Николь принимает лекарства, чтобы предотвратить половое созревание по мужскому типу. У неё не должны расти волосы на лице и не должен сломаться голос. Время для хирургической операции смены пола ещё не подошло, но Николь определённо мечтает об операции, и хочет сделать её как можно быстрее. Говорит Грета: "Давая ей первую таблетку, я ещё задавалась вопросом, правильно ли поступаю. Но мы думали долго и трудно. Бывают моменты, когда нужно сделать выбор и предпринять решительный шаг. В принципе, до операции процесс обратим, и мой ребёнок сможет вернуться в мужскую роль Нильса, если конечно захочет. Но я вижу, что сейчас Николь очень счастлива в своей новой социальной роли". Грета замолкает, и в это время Николь смотрит на маму взглядом, в котором читаются гордость и глубокая любовь. Наступившую тишину нарушает Циска: "Я никогда не говорила ей "не делай этого, ты идешь неверным путём, ты навредишь себе". Я восхищаюсь Николь, потому что на моих глазах она храбро справлялась с трудностями. Я не хочу менять свой пол, но во многих отношениях я могу стать всем, кем захочу. Мой выбор не зависит от мнения других людей. Это главное: Николь должна иметь такую же свободу выбора".

1.2.1. Обиды
 Несмотря на то, что первоначально одноклассники отреагировали на Николь нормально, обидные слова и оскорбления всё ещё присутствуют в её жизни. Главным образом проблемы возникают в отношениях с детьми из других классов, которые не знают полной истории Николь, или слышали искажённые сплетни. Иногда её называют "трансвеститом". Сейчас она перешла в школу второго уровня, и следом за ней распространился слух "у нас в школе появился трансвестит". Грета предусмотрительно разослала родителям новых одноклассников письма, но инциденты всё же случаются. "Недавно во время перемены рядом со мной присели две девочки, - говорит Николь. - и одна из них специально, громко, чтобы я слышала, сказала другой девочке, что я на самом деле мальчик. Очень обидно, что мне постоянно приходится оправдываться, и доказывать, что внутри я настоящая девочка". У Николь есть несколько близких подруг, с которыми она делится своими переживаниями. "Они обращаются ко мне только как к девочке, и не думают иначе".
 
1.2.3. Спальня Николь
 На двери в спальню висит мозаичная доска с именем "Николь"; девочка сделала её сама. "У меня и с "Нильсом" есть, - говорит она. - но я её сняла". Николь показывает мне эту старую мозаику и тут же прячет в шкаф: это часть её прошлого, но не настоящее. В спальне много мягких игрушек, и ещё больше - кукол Барби. У Николь больше тридцати Барби: есть чернокожая, есть балерина, есть даже беременная Барби. "Посмотрите, можно достать из её живота ребёночка, и положить в кроватку".

1.2.4. Нетерпение и отчаяние!
Николь считает себя девочкой несмотря на то, что физически она - всё ещё мальчик. "Мне очень неприятно, что у меня есть пенис, - признаётся она. - я всё ещё в неправильном теле". Когда Николь исполнится шестнадцать, она сможет начать лечение женскими гормонами, и тогда у неё вырастут груди. В восемнадцать лет она получит разрешение на операцию, в ходе которой хирурги удалят пенис, и создадут влагалище. У неё впереди - пять долгих лет ожидания. "Одна часть моей души ужасно боится при мысли о том, что меня будут резать ножом, но другая часть страдает оттого, что нельзя заставить эти пять лет пролететь как один миг. Иногда я бываю просто в отчаянии - ведь столько времени ещё нужно ждать! Все радости нужно отложить на это время. Например, недавно я влюбилась в мальчика, но стоило ему узнать, что у меня есть пенис - и он не захотел разговаривать со мной. Я понимаю, почему мальчик отверг меня, но разве боль от этого уменьшается? Единственное, что можно сделать в таких случаях - это пойти к подружкам, и хорошенько выплакаться".

1.2.5 Однажды я стану женщиной!
Мечтая о будущем, Николь оживляется. "Я уже ношу лифчик. Сначала я подкладывала внутрь ткань, но недавно я купила вставки из силиконового геля, которые выглядят более реалистично, и придают груди красивую форму". "Однажды я стану настоящей женщиной, и у меня будет семья. Я знаю, что не смогу родить ребёнка естественным путём, но я обязательно усыновлю его. А ещё я хочу стать знаменитой актрисой".
"Что будет, когда мне исполнится восемнадцать, и я стану настоящей женщиной?

Я устрою большой праздник... и влюблюсь! "

1.3. ВЫСТУПЛЕНИЕ НИКОЛЬ ПЕРЕД ОДНОКЛАССНИКАМИ
"Мамочка, я хочу быть девочкой!"
 Тринадцатилетняя Николь - героиня телепередачи о юных транссексуалах. Вот её рассказ о выступлении перед одноклассниками:

"Что такое гендерная дисфория? Это когда мальчик чувствует, что он девочка, и ведёт себя как девочка. Или когда девочка чувствует, что на самом деле она - мальчик. Я - как раз такой мальчик!
Я играю с Барби и другими игрушками для девочек, и мне нравится носить украшения. Когда мне было всего три года, я уже знала, что не хочу быть мальчиком. Я закалывала свои короткие волосы, носила кольца, и надевала юбки. Я любила играть со своей сестрой в её куклы.

Обычные мальчики терпеть не могут играть с Барби, им больше нравится возиться с игрушечными солдатиками и ковбоями из конструктора "лего". У меня тоже есть "лего", но я собираю из него волшебниц и принцесс. Я люблю играть с девочками, или наедине с собой. Мальчики обычно играют в футбол, но я не могу сказать этого о себе!
 Всякий раз перед днём рождения меня спрашивали, какую игрушку я хочу в подарок. Я всегда говорила, что хочу получить какую-нибудь книжку или настольную игру. На самом деле я мечтала о Барби, но не могла никому сказать об этом! Из-за моего тонкого голоса незнакомые люди иногда принимали меня за девочку, но это было только наваждение. Теперь я могу вести себя как девочка, и мне не нужно больше притворяться, что я - кто-нибудь ещё!
 Однажды мои родители увидели по телевизору передачу о мальчике, который одевался как девочка, и играл с куклами. После этого они начали догадываться, кто я на самом деле. Увидев этого мальчика, Виллема, они узнали, что такое гендерная дисфория, и поняли, что она есть и у меня! Мама написала письмо на телевидение, и там ей дали номер телефона группы поддержки для родителей, воспитывающих дисфорических детей. После этого мы поехали на обследование в Утрехт, к профессору Кохен. Профессор дала заполнить анкеты мне, моим родителям и учителям.
 Кроме этого, были и другие испытания. Например, меня закрыли в комнатке с полупрозрачным зеркалом. С другой стороны за мной следили профессор Кохен и два её помощника. В комнатке было много разных игрушек и нарядной одежды для мальчиков и девочек. Врачи наблюдали за мной, чтобы узнать, какие игрушки и одежда привлекают меня больше всего. Потом я отвечала на разные вопросы, и долго беседовала с профессором Кохен. В результате специалисты подтвердили, что у меня гендерная дисфория.
 
У меня брали кровь на анализы; кровь берут у всех обследуемых детей, потому что учёные хотят понять, почему только некоторые дети страдают от дисфории, а большинство - нет. Затем я посетила группу поддержки "Бердаш". Что это означает? Это слово пришло из южноамериканской культуры, и означает третий пол, ни мужчину, ни женщину, нечто среднее.
>Насамом деле "Бердаш" это французский обидный синоним слова "гомосексуалист" которым колонизаторы называли трансгендеров коренного населения Америки - ну да ладно, хоть горшком назови, лишь бы нужный эффект был А. Д.<

 В мае прошлого года, в День Семьи, в Утрехте, я встретилась с другими дисфорическими детьми. Это был первый раз, когда я узнала о существовании детей, подобных мне. Меня представили этим детям и их родителям, и я подружилась с Гвидо, Валентиной, и Джеми.
 Я увидела, что мои новые подруги красят волосы и пользуются косметикой. Потом по телевизору я увидела передачу про Иветту и Джерке. После этого я и решила рассказать о себе в школе.
 
1.3.1. Дополнение:
 Я хотела сразу рассказать обо всём в школе, но мои учителя решили, что будет лучше сначала сообщить родителям одноклассников, чтобы те могли деликатно объяснить своим детям о том, что со мной происходит. Я боялась, что дети не поймут ничего, ведь их родители тоже ничего не понимают, и не могут объяснить всё так, как нужно.
 Но после моего выступления одноклассники прислали письмо, в котором сказали, что примут меня такой, какая я есть!
 Недавно я выступала ещё перед одной группой детей. Сначала мне было страшно, и мой голос немного дрожал, но потом я успокоилась.
 
И всё же есть люди, которые как и раньше считают меня ненормальной, и не понимают, почему я ношу одежду для девочек и крашу ногти".
 Николь.

*Оригинал этой статьи, под названием "Neils werd Nicole", был опубликован на голландском языке в ноябре 2002 года на информационном сайте о гендерной дисфории - "Landelijke Kontaktgroep T&T (LKG T&T)". Статья переведена на английский язык Барбарой Блейк, и отредактирована Соней Джон. Барбара воспитывает свою маленькую трансгендерную дочку и будет рада обсудить любую проблему в личной переписке. Адрес электронной почты Барбары: barbara_blake65@yahoo.co.uk

2. Самцам птиц приходится выбирать между привлекательной окраской и красотой песни
Половой отбор, в основе которого лежит борьба за успех размножения, потенциально может выступать в роли мощного фактора видообразования. Такая роль подтверждается математическими моделями и отдельными работами, однако многие попытки более широкого анализа не выявили ожидаемой связи. Коллектив британских орнитологов задался вопросом: всегда ли правильно в подобных исследованиях оценивают силу полового отбора? Обычно предполагается, что половой отбор будет воздействовать на все признаки, связанные с борьбой за партнеров и плодовитостью.
 Нередко в качестве индикатора полового отбора используют половой диморфизм в окраске — различия цвета самцов и самок. Однако визуальный канал — не единственный, который может задействоваться в деле привлечения партнера. Так, у многих птиц этой цели служат акустические сигналы. На примере отряда воробьеобразных (Passeriformes) авторы нового исследования продемонстрировали, что между развитием двух систем привлечения партнера имеет место компромисс: достоинства самцов преимущественно проявляются либо в вокализации, либо во внешнем облике. А значит, оценивать роль полового отбора только по одной группе признаков попросту невозможно.

Концепция полового отбора берет свое начало в трудах Чарльза Дарвина. С ее помощью Дарвин попытался объяснить возникновение таких признаков, которые трудно объяснить «обычным» естественным отбором. К примеру, яркая окраска самцов делает их более заметными для хищников, поэтому с точки зрения выживания она не приносит пользы. В то же время привлекательное оперение может увеличивать успех у самок, благодаря чему ярко окрашенные самцы будут оставлять больше потомков, чем их менее заметные собратья. Расцветка, песня, брачные ритуалы и другие особенности, развиваемые «в угоду» половому отбору, потенциально могут вносить свой вклад в образование новых видов. Предположим, что две соседние популяции одного вида отличаются по предпочтениям самок. В этом случае половой отбор будет вести к развитию разных комплексов признаков и, как следствие, — к взаимной изоляции, которая может завершиться разделением на два новых сестринских вида. Следовательно, в тех группах животных, в которых действует интенсивный половой отбор, видообразование должно происходить «в ускоренном темпе».

Однако попытки продемонстрировать такую связь на практике привели к неоднозначным результатам. Многие исследования на примерах отдельных систематических групп, например полосатых муравьеловок (Thamnophilidae), подтверждали ожидаемую связь. Однако попытки более широкого анализа нередко приводили к совершенно иным результатам. Например, авторы работы c характерным названием «Нет никаких доказательств того, что половой отбор играет роль «двигателя» видообразования среди птиц»; (E. H. Morrow et al., 2010) сопоставили число видов в современных родах пернатых с показателями, указывающим на действие полового отбора. В качестве таких показателей использовали выраженность полового диморфизма окраски и размер семенников у самцов. Последний признак играет роль в успехе самца как производителя, особенно в случаях полиандрии самок. Авторы пришли к выводу, что группы с сильным половым отбором не выделяются повышенным разнообразием видов. Впрочем, они не спешат совсем уж списывать со счетов его роль и высказывают предположение, что интенсивность полового отбора влияет как на скорость появления, так и на скорость вымирания видов.
Действительно, те виды, самцы которых тратят много энергии на привлечение самок и конкуренцию с другими самцами, могут оказаться уязвимыми в случае неблагоприятных изменений среды. А поскольку соотношение двух противоположных эффектов может варьировать, то прямой связи между силой полового отбора и разнообразием групп не наблюдается. Другие авторы полагают, что эффект полового отбора попросту незаметен на фоне экологических факторов, влияющих на скорость видообразования; примером может служить статья «Экология предсказывает крупномасштабные факторы филогенетической диверсификации птиц».
Однако эти и другие работы имеют один существенный недостаток: показатели, по которым оценивают силу полового отбора, далеко не исчерпывают всех возможных вариантов. Обычно исходят из допущения, что половой отбор так или иначе будет воздействовать на все признаки, связанные с привлечением партнера или конкуренцией между самцами. Но так ли это в действительности? Известно, например, что у видов с невзрачным оперением самцы могут привлекать самок сложной песней. Кристофер Куни и его коллеги (в числе которых Натали Седдон), один из авторов упомянутой выше статьи о муравьеловках) предположили, что между развитием визуальной и звуковой сигнализации существует обратная связь. Иными словами, самцы тех птиц, для которых характерен резкий диморфизм в окраске, «уделяют меньше внимания» развитию песни, и наоборот.
Отряд воробьеобразных (Passeriformes) — идеальная группа для проверки такого предположения: среди них широко распространен как половой диморфизм в окраске (дихроматизм), так и сложное вокальное поведение. Иногда эти особенности сопровождают друг друга, как, например, у варакушки (Luscinia svecica): ярко окрашенные самцы этого вида исполняют чрезвычайно сложные песни. А вот у близкого родственника варакушки — обыкновенного соловья (Luscinia luscinia), одного из наиболее изощренных пернатых певцов, — самцы и самки окрашены одинаково. Какой из этих вариантов шире распространен в природе? Авторы отмечают, что работы их предшественников нередко были ограничены по географическому и таксономическому охвату. Поэтому для своего анализа они отобрали свыше 500 видов из 33 семейств современных воробьиных птиц, репрезентативно представляющие все разнообразие отряда.

Родственные отношения между изучаемыми видами проанализировали методами молекулярной филогенетики, которые основываются на сравнении последовательностей ДНК. В зависимости от выбранных фрагментов генома и способов анализа «родословное древо» будет выглядеть по-разному; чтобы получить обобщенную картину, авторы объединили 1000 древ, доступных на сайте birdtree.org, и на их основе построили «консенсусный» вариант.
Полученная родословная позволила выделить пары близких видов — сестринских или хотя бы «двоюродных», то есть принадлежащих к сестринским кладам. Таких пар набралось 259, вот лишь несколько примеров: большая (Paradisaea apoda) и Реггинова (P. raggiana) райские птицы, пеночка-зарничка и тусклая пеночка, обыкновенная и черногрудая красношейки, буроголовая и черноголовая гаички, мухоловка-белошейка и мухоловка-пеструшка, дрозд-белобровик и дрозд Кабаниса (см. Mountain thrush).

Охарактеризовать половой диморфизм окраски сравнительно нетрудно — неслучайно именно этот признак широко использовался в качестве индикатора полового отбора. Авторы воспользовались уже опубликованными данными по дихроматизму, преобразовав их в баллы. Минимальный балл (0) соответствовал отсутствию межполовых отличий, 1 балл «присуждался» за разницу лишь по оттенку или интенсивности окраски, 2 балла — за различия цвета или рисунка. Оценка производилась для каждого из 5 участков оперения: голова, затылок и спина, горло и брюхо, хвост, крылья. Затем баллы суммировались: итоговая оценка дихроматизма варьировала от 0 у мономорфных видов до 10 у видов с наиболее выраженными отличиями между полами.

Оценить «силу» воздействия полового отбора на песню существенно сложнее. В качестве показателя такого влияния авторы избрали песенную дивергенцию — уровень различий между песней в паре близких видов. Если отбор по вокальным достоинствам выражен слабо, то пение обоих представителей пары, скорее всего, будет сходным — унаследованным от их общего предка.
Если же половой отбор действует интенсивно, то песня будет приобретать специфические черты; как следствие, песни близких видов станут непохожими друг на друга. При этом совсем не обязательно, что отбор сделает их сложными или красивыми для человеческого уха. К примеру, песни двух видов саванных овсянок довольно непритязательны, но при этом они отчетливо различаются между собой.
Для каждого вида авторы взяли не менее трех записей, доступных на открытых онлайн-фонотеках Xeno Canto и Macaulay Library of Natural Sounds. Суммарно проанализировали 2476 песен, и для каждого вида измерили следующие параметры: максимальную и минимальную частоту песни, частоту звука с максимальной амплитудой, диапазон частот, продолжительность песни, число нот, темп пения (число нот в секунду). Некоторые из этих показателей могут быть связаны между собой, поэтому авторы воспользовались методом главных компонент (Principal component analysis, PCA), который позволяет объединить различные признаки в комплексные параметры, независимые друг от друга.

Первая компонента (PC1), отражающая наиболее выраженные различия между песнями, коррелировала с частотными характеристиками пения. Вторая компонента (PC2) оказалась связанной с признаками длины песни, третья (PC3) — главным образом с ее темпом. Эти три параметра — частота, длина и темп — задают «положение» песни в трехмерном континууме. Расстояния между ними отражали общее сходство, а расстояние по конкретной оси — сходство по одному из комплексных параметров.
Оценив песенную дивергенцию, авторы получили возможность сопоставить ее с усредненной оценкой полового диморфизма в каждой из пар близких видов. Они не ограничились единственным фактором: наряду с диморфизмом окраски в анализ включили целый ряд филогенетических, экологических и физиологических показателей, которые могут влиять на различия в песне.
 К ним относятся: возраст, дивергенция каждой пары видов, связь видов с лесными биотопами, дальность миграций, масса тела и другие. Чтобы оценить их относительный вклад, построили набор моделей со всеми возможными комбинациями факторов. Все эти модели сравнили между собой с помощью информационного критерия Акаике. Этот критерий позволяет найти оптимальный баланс между числом факторов, включенных в модель, и ее объясняющей силой.
Роль каждого фактора в отдельности оценили, во-первых, по значениям критерия Акаике у тех моделей, куда этот фактор входил, а во-вторых — по усредненному регрессионному коэффициенту для этого фактора. Этот коэффициент отражает связь между зависимой переменной (в данном случае — песенной дивергенцией) и одним из факторов при условии, что значения других факторов неизменны.

Из довольно длинного списка параметров, потенциально влияющих на дивергенцию песен, наибольшую роль играли два фактора: половой дихроматизм и возраст дивергенции пары. Последнее вполне ожидаемо: чем больший срок прошел со времени эволюционного расхождения видов, тем больше вокальных различий могло у них накопиться. Оптимальная модель включала еще несколько переменных, которые сами по себе были статистически незначимы.
Песенную дивергенцию усиливала связь с лесными биотопами: жизнь среди густой растительности придает особую значимость акустическому каналу коммуникации, что благоприятствует развитию песни. Влияние различий в длине клюва, по-видимому, связано с физическими ограничениями, которые накладывает на вокализацию его форма (они хорошо изучены, например, у галапагосских вьюрков).

Положительный эффект оказывало и увеличение массы тела. Эта характеристика связана со многими особенностями жизненного цикла и экологии; в частности, у более крупных видов птиц наблюдается тенденция к уменьшению как полового дихроматизма, так и яркости оперения. В свою очередь, это опять-таки увеличивает роль звуковых сигналов и способствует их эволюции. А вот уровень симпатрии в семействе — то есть число представителей одного семейства, у которых перекрываются ареалы обитания, — напротив, негативно сказывался на песенной дивергенции. Это можно объяснить тем, что при совместном обитании родственных видов им приходится делить между собой «эфирные частоты», что накладывает ограничения на эволюцию песни.

Так или иначе, даже с учетом всех этих факторов между половым дихроматизмом и вокальной дивергенцией сохранялась статистически достоверная связь. Отметим, что речь идет именно о тенденции — как видно из рисунка, среди мономорфных видов есть немало таких, которые не проявляют заметной акустической дивергенции. Тем не менее с увеличением степени диморфизма этот показатель неуклонно снижается.
Авторы дополнительно рассмотрели версию о том, что такая зависимость опосредована условиями среды обитания, а именно тем, что среди видов со слабым диморфизмом окраски больше обитателей леса. Оказалось, что это не так: половой дихроматизм оказывает собственный, независимый эффект на песенную дивергенцию. В наибольшей степени он проявляется в частотных характеристиках песни и ее длине, несколько слабее его влияние на темп.
Итак, результаты свидетельствуют в пользу идеи авторов о том, что при анализе полового отбора необходимо учитывать все модальности сигналов, поскольку некоторые из них могут препятствовать развитию друг друга. Как объяснить такую закономерность? Логичным выглядит предположение, что каждый вид развивает ту из сигнальных систем, которая лучше подходит для его среды обитания: например, лесной вид — акустическую, степной — визуальную сигнализацию.
 Но, как говорилось выше, в целом это не подтверждается. Лесные виды, действительно, в большей степени склонны к развитию акустической коммуникации. Но даже с учетом «фактора местообитания» отрицательная связь между дихроматизмом и песенной дивергенцией сохраняется.

По всей видимости, организм попросту не может одновременно поддерживать две системы, ответственные за успех в половом отборе, — ведь каждая из них требует значительных энергетических затрат и сопряжена с рисками. Так, сложная и продолжительная вокализация может сделать самца легкой добычей хищника; яркое оперение создает такие же трудности. Впрочем, во многих случаях «цена» привлекательности не столь уж и велика, так что, возможно, развитие сразу двух систем попросту избыточно — тогда «выбор» между яркой окраской и привлекательной песней становится делом случая.
"Элементы" 06.12.2018.


Рецензии