На службе России

   Когда я читал романы Пикуля, я отметил про себя, что все иностранцы, которые были на службе у царей, вызывали у него стойкую неприязнь, и на них он не жалел черных красок, зато свои были просто ангелами во плоти, например, царедворец Волынский. Остермана же он костил всеми возможными способами. Мне показалось это несправедливым. С удивлением я узнал, что среди историков существует другое, совершенно противоположное мнение, что Остерман был верен заветам Петра и много сделал для сохранение его наследия.  Надо учитывать, что Россия после монгольского завоевания в 13 веке была несколько веков в изоляции от остальной, ушедшей далеко вперед  Европы и была вынуждена у нее учиться. Университет в Болонье был создан в 1088 году, в Париже в 1150 году, в Оксфорде в 1090 году, в Кэмбридже в 1209 году. Славяно-греко-латинская академии была открыта в Москве в 1687 году. До этого обучение шло разрозненно в монастырях. Попытки наверстать упущенное, особенно в части светских знаний, были выражены уже во время правления царя Алексея Михайловича, царевны Софьи и, разумеется, особенно ярко проявились во время царствования Петра. Петр любил немецкую слободу, и все время старался проводить там. Ему там было интересно. Только царское происхождение спасало его тогда от гнева консервативных сограждан и духовенства. 
   Важнейшее значение имело иностранное посольство Петра, когда он побывал в Голландии и в Англии. Первоначальное обучение морским наукам происходило у голландцев, отсюда большинство наших морских терминов. Поучились и у англичан и шотландцев, которые в большом количестве приглашались на   офицерские, адмиральские и генеральские должности. Немцы внесли большой вклад. Полки иностранного строя, то есть Семеновский , Преображенский, Измайловский резко выигрывали по сравнению с недисциплинированными формированиями стрельцов и, в итоге, все бунты старых формирований были подавлены, а предводители казнены.  Европейское построение – каре позволило решить вековую проблему – пресечь налеты крымских татар. Гиреи и Москву жгли и десятками тысяч захватывали в плен и рабство наших соотечественников, которые жили в южных губерниях. И засеки устраивали, и засады, но неповоротливое наше воинство не могло остановить набеги, а до осиного гнезда – тогдашнего Крыма было не добраться.  И вот появился немец  Миних на русской службе и дело пошло. Во время войны с турками 1739 года выяснилось, что легкая татарская конница ничего не может сделать с новым построением российских воинов  и Крым был усмирен, а потом и присоединен навсегда.  Во время сражения с турками при Кагуле наш замечательный полководец Румянцев истользовал тактику, разработанную Минихом,  и слаженные действия нескольких небольших маневренных каре сделали беспомощной янычарскую конницу.
     Надо отметить, что россияне совершенно не уступали по своим способностям своим иностранным инструкторам и очень часто их превосходили. Знания падали на благодатную почву. Когда я разбирал победное Чесменское сражение, я отметил про себя, что при замечательных действиях адмирала Спиридова  большую роль сыграли английские адмиралы на русской службе Джон Эльфинстон и Самуил Грейг.  Эльфинстон обеспечивал выполнение труднейшей задачи перехода флота из Кронштадта в Средиземное море и участвовал на всех стадиях морских сражений. Командор Самуил Грейг, как и Спиридов, также действовал на всех этапах и командовал эскадрой, которая начала финальную атаку турецкого флота и которая привела к полному разгрому неприятеля. На иллюстрации эпизод Чесменского сражения. Что касается Григория Орлова, то в морской операции он практически не участвовал, сухопутная часть под его командованием с высадками на архипелагах греческих островов прошла крайне неудачно и, в итоге, пришлось эвакуировать войска под натиском турецкой армии. Зато Орлов отличился тем, что соблазнил и обманом заточил в плен небезызвестную княжну Тараканову, соперницу Екатерины второй и претендентку на престол.  Тем не менее, слава победителя Чесменского сражения досталась почти исключительно фавориту императрицы графу Григорию Орлову, что является очевидной исторической несправедливостью и чем был крайне недоволен алмирал Спиридов.  Английские адмиралы, вероятно, отнеслись к этому, как к должному.   
    Продолжая тему о положительном влиянии иностранцев, я должен напомнить о Ломоносове.  У кого учился Ломоносов?  У немцев, конечно. У своих  тогда по части наук  было учиться особо нечему. Ничего удивительного, что академия наук поначалу состояла из одних иностранцев.  И это были серьезные ученые. Взять хотя бы Леонарда Эйлера, который не ниже Ньютона по своему научному  величию.  Потом произошел естественный процесс замещения иностранцев своими кадрами. 
   Тему можно продолжать и развивать в многотомное исследование. Взять, хотя бы, остзейских немцев на военной службе у российских императоров, итальянских архитекторов, которые в России реализовали свои таланты и выстроили прекрасные ансамбли, врачей (о больнице Отта слышали все), инженеров и многих других специалистов в разных отраслях. А Самуил Грейг (1736 -1788) поселился в России, стал Семеном Карловичем Грейгом. Его сын также впоследствии стал адмиралом российского флота. Хорошее, на мой взгляд, приобретение. 


Рецензии