2. Духовная высота Апокалипсиса

Вопрос об авторстве «Апокалипсиса» имеет для Церкви Христовой наиважнейшее и непреходящее значение!
Какова же та причина, которая побуждает Церковь Христову с такой настойчивостью отстаивать непреложность авторства этой Книги, приписываемой Ею святому Апостолу и Евангелисту Иоанну, возлюбленному ученику Сына Божьего и Сына Человеческого Иисуса Христа, за высоту своего учения о Боге Любви и Его Слове Любви получившего отличительное прозвание «Богослова» и «Апостола Любви»?

Эта устойчивое верование Церкви основывается не только на, в первую очередь, внутренних - духовных, но и на внешних - формальных причинах.

Первым из формальных поводов является то, что автор «Апокалипсиса» сам неоднократно называет себя «Иоанном» (Откр. 1:1, 4, 9; 22:8), указывая на:
- данное ему - «Откровение Иисуса Христа» (Откр. 1:1);
- приветствуя семь малоазийских церквей (Откр. 1:4);
- пребывание «на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа» (Откр. 1:9);
- называя себя самовидцем Иисуса Христа (Откр. 22:8), то есть той фразой, которая присутствует и в первом послании - 1Ин. 1:1-3.
И это обстоятельство приводит нас ко второму формальному доказательству принадлежности «Апокалипсиса» апостолу Иоанну Богослову. Им является сходство слога «Апокалипсиса» с Евангелием и посланиями Иоанна, особенно по некоторым характерным для него выражениям.
В числе фактов этого сходства слога указывают на то, что:
- апостольство, апостольская проповедь и здесь, и там называется - «свидетельством» (Откр. 1:2-9), (Откр. 20:4); ср. (Ин. 1:7), (Ин. 3:11), (Ин. 21:24); (1Ин. 5:9-11);
- именование Господа Иисуса Христа - «Словом» (Откр. 19:13), (Ин. 1:1-14), (1Ин. 1:1) и «Агнцем» (Откр. 5:6-13), (Откр. 17:14), (Ин. 1:36);
- пророчество Захарии: - «И воззрят нань Его же прободоша», которые приводятся в одном и том же переводе, как в Ветхом Завете - (Зах. 12:10), так и в Новом Завете - Евангелии (Ин. 19:37) и «Апокалипсисе» (Откр. 1:7).
Третьим формальным свидетельством, приближающем нас к внутреннему - духовному обоснованию того, что авторство «Апокалипсиса» принадлежит именно Иоанну Богослову, является соборное мнение святых отцов и учителей Церкви.
Это соборное свидетельство отцов, исторически и научно обоснованно нам известное, начинается с ученика самого апостола Иоанна - святого Папия Иерапольского. Он утверждает автором «Апокалипсиса» - «старца Иоанна»! - А именно так - «старец Иоанн», называл себя сам святой апостол в двух из трёх своих посланий (2Ин. 1:1) и (3Ин. 1:1).
Продолжает и поддерживает церковное свидетельство авторства «Апокалипсиса» святой Иустин Мученик. А нам известно, что он был достаточно осведомлён о жизни апостола Любви, поскольку долго жил в Ефесе, в котором Иоанн жил и был похоронен.
Трудно перечислить святых отцов, цитирующих «Апокалипсис» с указанием авторства Иоанна Богослова в своих трудах. Среди всех, укажем отдельно лишь на двух учителей Церкви, которые возглавляют ряд тех, кто пришёл на смену апостольским мужам и апологетам:
- Ириней Лионский, ученик св. Поликарпа Смирнского, который был учеником самого Иоанна Богослова;
- Ипполит, папа Римский, ученик Иринея. Он даже написал апологию на «Апокалипсис».
Этим святым отцам, признающим апостола Иоанна автором «Апокалипсиса», последуют Климент Александрийский, Тертуллиан и Ориген. А им следуют преподобные отцы и святители Ефрем Сирин, Епифаний, Василий Великий, Иларий, Афанасий Великий, Григорий Богослов, Дидим Слепец, Амвросий, Августин, Иероним.

Эта настойчивость Церкви Христовой, в утверждении авторства «Апокалипсиса», имеет, главным образом, конечно же, - духовные причины!
Святость и аскетичность «жизни самопожертвования» ради любви к Богу и ближнему, открывает человеческому сознанию путь к высотам и глубинам Откровения, возможность всеобъемлющего и целостного, совершеннейшего прозрения этого Откровения. Открывает дорогу к духовным вершинам Откровения! И всё это как раз и проявляется в том толковании, в тех экзегетических усилиях разума, которые свидетельствуют о достижениях человеком святости в жизни его плоти: тела и психики; и духа: совести и пневматики, в которых раскрываются и осуществляются творческие возможности и способности человека.
Поэтому выглядят несостоятельными мнения, будто бы «Апокалипсис» написан кем-то, а не Апостолом и Евангелистом Иоанном Богословом, чья глубина прозрения так гармонично, легко и естественно сочетается с высотой и аскетичностью его плотской жизни, как в её бытовых проявлениях, так и в её исторических обстоятельствах.
Среди исторических претендентов на авторство «Апокалипсиса» наиболее недостоверными выглядят:
- упоминание историком Евсевием некоего Папия, утверждающего, что «Апокалипсис» написан неким «пресвитером Иоанном»; и
- мнение римского пресвитера Кая (III в.) о том, что автором «Апокалипсиса» является еретик Керинф.
Подобные мнения очень неопределённы, основаны лишь на догадках и предположениях, вступающих, к тому же, в противоречия друг с другом. Нет никаких достоверных свидетельств: ни о их жизни, ни о их богословии и богославии.
Сомнительно и мнение некоторых о том, что авторство «Апокалипсиса» принадлежит Евангелисту Марку, который, в некоторых исторических источниках именуется Иоанном-Марком. Явное несходство языка апостолов Иоанна и Марка - самое серьёзное противоречие и препятствие для этого мнения.

Таким образом, честному читателю «Апокалипсиса» несомненно, что «печать духа созерцания» этой Книги полностью соответствует «духу любви» Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.
Та духовная высота, на которую поднимается апостол Иоанн в своём «Апокалипсисе», является «ослепительной» для каждого человека, не ведущего аскетической подвижнической «жизни в любви». Поэтому догматическое сознание Церкви, из икономии и снисхождения к немощам и слабостям своих членов, поставил «Апокалипсис», как и «Шестоднев», и «Книгу Иова», на особое место. Например, 33-е правило Карфагенскаго собора, утверждая святого Иоанна Богослова автором «Апокалипсиса», ставит эту Книгу в ряду других канонических книг, а 60-е правило Лаодикийского собора не упоминает «Апокалипсис» среди канонических, из-за – «таинственного содержания Книги, которое делает невозможным рекомендовать её для всеобщего чтения, ибо она может дать повод к ложным толкованиям».
Именно и исключительно этим объясняется то, что «Апокалипсис» не читается за Богослужением Церкви Христовой.


Рецензии