Айвазовский Чёрное море

ЧЁРНОЕ МОРЕ Иван Айвазовский. 1881 Холст, масло. 149 ; 208 см Третьяковская галерея, Москва

     Далеко не каждому художнику дано мастерство воспроизведения природных стихий — воздуха, огня, воды. Иван Константинович был без меры наделен способностью изображать море — пожалуй, лучше него никто из современников не мог справиться с масштабными картинами на морскую тематику.


     В 1881 году Айвазовский создал одно из наиболее значительных произведений — картину «Черное море». Море изображено в пасмурный день; волны, возникая у горизонта, движутся на зрителя, создавая своим чередованием величавый ритм и возвышенный строй картины.

      Полотно с первого взгляда впечатляет эффектным изображением буйства стихии. Глядя на него, сразу становится понятной причина, по которой Черное море получило свое название. Мирное и ласковое, сине-зеленое и спокойное в хорошую погоду, в бурю это море превращается в ревущего дикого зверя.

     Она написана в скупой, сдержанной красочной гамме, повышающей ее эмоциональное воздействие. Недаром Крамской писал об этом произведении:

     «Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю». Картина свидетельствует о том, что Айвазовский умел видеть и чувствовать красоту близкой ему морской стихии не только во внешних живописных эффектах, но и в едва уловимом строгом ритме ее дыхания, в ясно ощутимой потенциальной мощи ее".

      В конце жизни Айвазовский был поглощен идеей создания синтетического образа морской стихии. В последнее десятилетие он пишет ряд огромных картин, изображающих бурное море: «Обвал скалы» (1883), «Волна» (1889), «Буря на Азовском море» (1895), «От штиля к урагану» (1895) и другие.

      Наконец, в 1898 году Айвазовский написал картину «Среди волн», которая была вершиной его творчества. Видимо, сам он сознавал, что эта картина значительно выше по исполнению всех предшествующих работ последних лет.

     Несмотря на то, что после ее создания он еще два года работал, устраивал выставки своих произведений в Москве, Лондоне и Петербурге, эту картину он не вывозил из Феодосии, завещал вместе с другими произведениями, находившимися в его картинной галерее, родному городу Феодосии.

Картина «Среди волн» не исчерпала творческих возможностей Айвазовского. В следующем, 1899, году он написал небольшую картину, прекрасную по ясности и свежести колорита, построенного на сочетании голубовато-зеленого цвета воды и розового в облаках

А буквально в последние дни жизни, готовясь в поездке в Италию, он написал картину «Морской залив», изображающую Неаполитанский залив в полдень, где с покоряющей тонкостью в жемчужной красочной гамме передан влажный воздух. Несмотря на совсем малые размеры картины, в ней ясно различимы черты новых колористических достижений. И, быть может, проживи Айвазовский еще несколько лет, эта картина стала бы новой ступенью в развитии мастерства художника.

До последнего дня он счастливо сохранил не только зоркость глаза, но и глубокую веру в свое искусство. Он прошел свой путь без малейших колебаний и сомнений, сохранив до глубокой старости ясность чувств и мышления. Умер Айвазовский 19 апреля (2 мая) 1900 года,.Ему было 82 года.


Рецензии