Айвазовский. Среди волн

Среди волн (1898). Холст, масло, 285х429. Феодосийская картинная галерея

   «Среди волн» – самая эффектная, захватывающая картина. Нам известно, что в отличие от большинства произведений, которые были написаны в феодосийской мастерской, над этим холстом Айвазовский трудился в Большом выставочном зале. Картина «Среди волн» была очень дорога Айвазовскому, она не покидала пределов Феодосии и была завещана (в числе других полотен) городу Феодосии.

     В год написания картины «Среди волн» Айвазовскому шел восемьдесят первый год. Даже по нашим временам – это преклонный возраст. Живописец достиг всемирной славы, поклонения, он только что необыкновенно торжественно отметил свое восьмидесятилетие. Как вспоминали его современники, «таких торжеств не знала столица».

    Его заслуги были оценены, он получил одну из самых высоких наград России – орден Александра Невского. Но он не почивал на лаврах, а работал над огромным холстом.

     О работе над этой картиной мы знаем со слов внука Айвазовского Константина Константиновича Арцеулова:
«В 1898 году Иван Константинович задумал написать большую картину. Подрамник был установлен в зале, и перед ним из сдвинутых столов и досок сооружен помост. Во время работы, Айвазовский, увлекшись, захотел отойти, чтобы окинуть взглядом всю картину и … стал падать с помоста на спину. Тут к нему бросился вездесущий камердинер Петя. Он подхватил на руки восьмидесятилетнего художника и, как ребенка, поставил на помост.

      Когда картина была окончена, Иван Константинович пригласил всех родных посмотреть новое произведение. Огромный холст представлял собой картину неистово бушующего моря, и как бы для контраста могуществу стихии в середине была изображена лодка с потерпевшими кораблекрушение моряками.

       Обратившись к моему отцу, корабельному инженеру, «поэту корабельных форм», как его иногда называли, Иван Константинович спросил его мнение. Выразив свое восхищение морем, отец добавил: – не понятно только, почему эта скорлупа с людьми держится на поверхности?
     Айвазовский был очень рассержен замечанием моего отца, повернулся и вышел. Но утром, проходя через зал в «большой дом» мы увидели, что на картине среди волн, нет лодки», учитывая замечания специалиста-инженера, художник ее записал».

      В зависимости от освещения картина меняет свой колорит, и волны могут быть серебристыми, синими, изумрудными. Белая пена, то играет и искрится в лучах света, то куда-то исчезает. Известно, что Айвазовский работал над этим полотном всего 10 дней. Ежедневный труд дал возможность Айвазовскому создать грандиозную картину за такой короткий срок.


Рецензии
А жаль, что Автор замазал лодку - при первом же взгляде на картину я тщательно невольно выискивала эту самую лодку, даже не зная ещё истории о ней; её там, кажется, не хватает, и это ещё раз напоминает о том, что не всегда надо слушать советы "профессионалов", ведь Художник - это не инженер, он видит и чувствует не только физику и механику...
Спасибо Вам огромное, Алина - здоровья Вам и радости творчества!
С уважением -

Оситян Лариса   16.12.2018 08:15     Заявить о нарушении
Спасибо,Лариса. С наступающим Вас Новым годом.

Алина Алексеева-Маркезин   17.12.2018 10:41   Заявить о нарушении