Ги де Мопассан. Знак

Как говорил Юкио Мисима, "любопытство - само безнравственное качество", но мне больше нравится высказывание "любопытство - первый шаг к потере невинности". В бытность, когда один из моих друзей работал в морге, это место чем-то завлекало всех знакомых девушек, глаза их загорались странным интересом и они порою сами просили сводить их на экскурсию. Результат вполне предсказуем - слезы, истерика, девушки теряли сознание и бились в припадках, но почему-то с какой-то нездоровой настойчивостью доводили просмотр экспозиции до конца.

Это, конечно, крайность, в новелле Мопассана "Знак" все не до такой степени, но кто его знает, что там у кого является крайностью. Предыстория рассказа такова, что некая вполне приличная дама однажды узрела в окне напротив какую-то девушку, делающую малозаметные, но вполне определенные знаки головой проходящим мимо мужчинам. В школьные годы одна моя одноклассница доводила до исступления учившегося у нас доброго наивного парнишку подобным знаком (в юмористическом смысле, конечно), который бегал за ней, требуя объяснить его значение под громовой хохот учащихся.

Что было дальше в новелле Мопассана, я вам не раскрою, хотя об этом вполне можно было бы догадаться. Поэтому от любопытства перейду к следующему важному характерному моменту, являющемуся ключевым в этом маленьком произведении великого автора. Это правила поведения. В те годы, во французском девятнадцатом веке, довольно просто было поставить даму из общества (или считающей себя такой, эту еще проще) в неловкое положение, хотя, скажем, по новеллам Мопассана, их атмосфере и духу, подобные выводы сделать было бы сложно.

По моему убеждению, именно такие люди как Мопассан, Флобер, Бальзак, Стендаль, Золя (этот методом от противного) как раз и создали подобное представление о Франции позапрошлого века, у людей сложилось впечатление, что век восемнадцатый кажущейся фривольной вседозволенности во Франции продолжился и даже стал каким-то махровым и основательным. Определенное время выдвигало определенных людей, а еще все делалось в противовес напыщенной в своем морализме "дружественной" Англии. Именно правила приличия, тем не менее, общественная мораль, до сих пор создают кучу всевозможных трагических нелепостей, отцы семейства прыгают в окна, когда узнают об их изменах, скандинавские поборники нравственности достают из закромов пулеметы, а некоторые наши неандертальцы вешают на лобовое стекло усатую морду с пояснениями "раньше был порядок". Да, видимость чего-то была всегда.

Мопассан же, как это всегда было, имел в виду исключительно что-то свое. Он, скорее, со всем этим боролся доступными методами, справедливо полагая, что ничто человеческое никому не чуждо и люди уже в должной степени развиты, чтобы понимать - внешняя порядочность никак не связана с внутренней. Хотя, кто-то там утверждает, что порок всегда можно прочитать по человеческому лицу. Если бы это было так, то никто не смотрел бы телевизор. Собственно, именно этот один лишь внешний вид до сих пор заставляет многих вести себя определенным образом, когда в глубине души им давно хочется выть от всех этих ритуальных правил. Скука, которая была особенно популярна среди замужних женщин девятнадцатого века, являлась прямым следствием всех этих общественных норм.

В новелле "Знак" как раз и описана одна из подобных дам. Однообразие стало ее проклятием. Конечно, можно считать нормой, если, скажем, в одном и том же месте постоянно торчат моя кошка, памятник Слифосовскому и пользователи этого ресурса, но здесь явно не тот случай. Например, "Леди Макбет Мценского уезда" Лескова, если вновь обратиться к крайностям (а на что еще можно так удачно ссылаться!), хорошо демонстрирует, на что способна отмороженная праздношатающаяся скучающая женщина. Кто не читал, обязательно ознакомьтесь, если не боитесь крови. "Знак", конечно, сдобрен игривым позитивом Мопассана, но и в нем, если присмотреться, можно найти некую отчаянную тональность. Любопытство и скука - ужасающее сочетание и именно с ним мы можем начать повествование. Остается только представить, что по этому поводу мог накреативить умелый автор, которым являлся Гюи де Мопассан.

Третья составляющая новеллы "Знак" касается женской природы в принципе и женщин, не отягощенных слишком высоким уровнем тяжелого поведения. Думаю, что эта тема уже разобрана по косточкам в соседних отзывах, поэтому здесь я благоразумно, может даже как-то по-джентльменски, промолчу. Ограничусь только одним высказыванием, если перефразировать Гюстава Флобера, то получится что-то типа "проститутки - это женщины, практикующие фетиш, нетрадиционные игрища, свальный грех, садомазо и т. д. Говорят, что из них выходят хорошие жены."

Наконец, в результате, "Знак" еще и о справедливости. С моей стороны это больше шутка, но, прочитав, можно увидеть, что именно этим все и заканчивается. Если сделать далекоидущие выводы, не касающиеся напрямую повествования, то, скажем, если ваш муж или ваша жена без причины вдруг заявились домой с подарком для вас, то это означает, что они что-то уже натворили. Подарок - это знак.

Читайте Мопассана, думаю, что ему это приятно.


Рецензии