Мысли. Ментальная флора и фауна

Мысли: ментальная флора и фауна | Ментальная иммунная система

Ментальная иммунная система...

Мысли суть ментальная флора и фауна. Они зарождаются, формируются, развиваются, распространяются и даже погибают, как живые существа. Эмбриология мысли — одно из наиболее потенциально интересных направлений когнитивной науки.

И в этом смысле великие книги и великая музыка — прекрасная питательная среда для ментальной флоры и фауны.

Но сами по себе, в отрыве от мотивации и уровня духовной культуры читателя/слушателя, от состояния микрофлоры его ментального «кишечника» они стоят немного. Да и умеем ли мы правильно читать и слушать? Готовимся ли особым образом к прочтению той или книги, к восприятию выбранной музыки? Умеем ли отбирать, переваривать и усваивать эту совсем непростую пищу? Понимаем ли, что стоит придерживаться ограничений и в её потреблении?

Мы нередко заботимся о своём физическом здоровье, весьма аккуратно и внимательно (бывает и такое!) относимся к своему питанию, не осознавая того, что духовная пища требует столь же разумного «вкушения» и ограничения, как и обычная пища. Вредно есть одни витамины, равно как и питаться всем подряд. Мы понимаем, что питаться приходится низкопробными продуктами, где нередко используются пресловутое пальмовое масло, консерванты и всевозможные заменители вкуса. В книгах и музыке — всё ровно так.

Ментальная диетология…

Выдающийся русский религиозный философ, учёный секретарь Троице-Сергиевой Лавры отец Павел Флоренский писал: «Все мы осуждаем жадность в пище. Но почему же в таком случае необузданное удовлетворение другой естественной потребности — познания — не считается пороком? Обуздывать жадность в познании есть такая же добродетель, как полагать предел похотям плоти».

Увы, подавляющее большинство из нас по сути не умеет работать с информацией (отбирать, ферментировать, переваривать, усваивать) и не в состоянии (доказательно) определять её достоверность. В условиях повышенного информационного шума и гвалта люди неосознанно выделяют ту часть спектра, которая резонирует с их убеждениями. Истинно то, во что хочется верить. Единожды сформировавшиеся впечатления остаются исключительно стойкими.

В условиях искусственной фокусировки событий, дефицита времени и т. п. включаются инстинкты. Манипуляция людьми в таких условиях достигается относительно простыми средствами (блокирование неудобных источников, максимально упрощённая ложь, лайк-мотивация).

Если исходить из того, что мысли — ментальная флора и фауна, легко объяснить вопросы как распространения ментальных вирусов и бактерий, так и быстрой перестройки/перепрограммирования сознания (базовые ценности и ориентиры). Естественное следствие — ментальная иммунная система человека и вопросы её укрепления и защиты.

Корни ментальной иммунной системы лежат в духовной и нравственной области. Но этого недостаточно. Скорее, в мудрости, духовности и интеллекте.

——
О языке, мышлении и ментальности | 10 тезисов

1. Язык общения. Представление мира зависит от языка, на котором мы говорим.
2. Язык мышления. Восприятие мира и своей национальности зависит от языка, на котором мы думаем.
3. Мы думаем на том языке, на котором нам удобно и привычно: родном или приобретённом.
4. Схемы и шаблоны мышления напрямую связаны с языком мышления и нашей ментальностью.
5. Ментальность определяется воззрениями личности на духовность (философия, идеология, вера), на культуру и науку.
6. Мышление присуще и животным. Ментальность — только человеку.
7. Мысли человека живут и развиваются в ментальной среде (в прожитых или предложенных обстоятельствах).
8. На изменение мышления влияет изменение ментальной среды, языка мышления или языка общения.
9. Чтобы существенно изменить ментальную среду, требуется сменить систему ценностей или скорректировать/дискредитировать базовые ориентиры личности.
10. Ментальный образ выше мысли. Это целостная, эмоционально окрашенная структура.


——
Уточнения и иллюстрации тезисов

• Слово — преломлённое в письменной и устной речи отображение мыслей и чувств.
• Логос (неовеществлённое в языковой форме понятие, суждение) — промежуточная форма, источник и посредник между мыслью и словом.
• Мысли — ментальная флора и фауна.
• Информация — «фотографический» отпечаток/слепок ментального и реального миров.
• Ментальность — глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающего бессознательное, чувства, эмоции, идеологию, веру и культуру; исторически складывающийся сплав сознательных и неосознанных ценностей, норм, установок.




Школа «Анналов», 1929 (фр. Ecole des Annales) также «Новая историческая наука» (фр. La Nouvelle Histoire) — историческое направление, основанное Люсьеном Февром (1878-1956) и Марком Блоком (1886-1944).

Понятие «ментальность» первоначально возникает в исторической науке у представителей школы «Анналов» М. Блока и Л. Февра. Исторические истоки понятия «ментальность» возникают во Франции. Из общего латинского корня mens (ум, мышление, образ мысли, мнение, мировоззрение) на разной почве вырастает два противоположных значения. Ментальность по-английски является личным достоянием индивидуума (неотчуждаемость), а по-французски рассматривается как явление, которое распространяется от человека к человеку (отчуждаемость).


Рецензии