Варвара Корякина. Загадка Святого Грааля. Башня Гл
БАШНЯ ГЛАСТОНБЕРИ В АНГЛИИ
Таинственный и мистический Святой Грааль. Его поисками люди занимались, желая приобщиться к сокровенным тайнам человеческого бытия. Ведь, согласно поверьям, Святой Грааль - это не материальный предмет.
Это - Знание. Оно очень изменчиво и неоднозначно: может перевоплотиться в кубок Христа, который он пригубил на Тайной вечере, а может - в загадочный хрустальный Колодец Мудрости, возможно, это Священное Лоно Божественной Женщины, где зарождается новая жизнь и приходит в этот Мир через Женщину-Мать....
Согласно многим мифам, следы Святого Грааля ведут в туманный Альбион, в загадочную местность Гластонбери. Небольшой город Гластонбери расположен в графстве Сомерсет на юге Англии. Его история уходит корнями в древние неолитические времена, когда племена, проживавшие в окрестностях холма Святого Михаила, соорудили здесь мощеную деревом дорогу – одну из первых дорог на земле. Исследования методом дендрохронологии позволяют утверждать, что дорога была построена в 3807-3806 гг. до н.э. В конце XIX века неподалеку от города были обнаружены следы озерной деревни, в которой люди жили приблизительно с 300 года до н.э. по 100 год н. э.
В графстве Сомерсет есть 145-метровый холм, увенчанный башней средневековой церкви св. Михаила. По легенде, там находился вход в Авалон — потусторонний мир, где рождались уникальные люди со сверхспособностями, сказочные существа и маги, где действуют особые законы времени и пространства.
Древние кельтские легенды рассказывают об огромном подземном королевстве, которое находилось под этим возвышением.
Гластонбери Тор действительно таит в себе много неизведанного. Возвышаясь над землей на 145 метров, он окружен семью кольцевыми уступами, происхождение которых остается неизвестным. Во время наводнений, которые часто случались здесь в древности, холм превращался в уединенный труднодоступный островок, а его спиралевидные склоны многие местные жители до сих пор считают таинственным лабиринтом.
Когда-то, давным-давно Гластонбери было местом болотистым. Старые легенды гласят, что именно здесь находился Авалон, по иным сказаниям - это загробный мир кельтов. Сам холм в те времена считался вратами в загробный мир. Согласно еще одному преданию, что на этом мистическом холме был древний дохристианский храм, он был круглой формы, потому что был посвящён Богине-Матери-Земле. Кроме того, к вершине холма вела спиральная тропа. Сегодня её возраст составляет 2500 лет. Разумеется, спираль — тоже символ мистический, его толковали как кельтский лабиринт, и шествие по этой тропе вводило чувствительных к удивительным энергиям людей в транс. Возможно, в таком состоянии друидам было проще всего искать врата в иные миры…
В Средние века в Гластонбери пришли монахи и осушили эти земли.
В начале VII века н.э. британцы основали в Гластонбери христианский монастырь, а более поздние средневековые легенды приписывают основание аббатства Иосифу Аримафейскому в I веке. Существует даже миф, что в юношеском возрасте это место посетил Христос в сопровождении Иосифа Аримафейского. Согласно преданиям, Иосиф Аримафейский отправился на Британские острова по поручению Филиппа, первого епископа Иерусалима, основал там небольшое аббатство и построил церковь. Считалось, что Иосиф привез с собой священные реликвии - Святой Грааль и копье сотника Лонгина. В эпоху Средневековья в Гластонбери монахи возвели величественный монастырь, названный в честь св. Михаила.
В «Книге Страшного суда», составленной приближенными Вильгельма Завоевателя в 1086 году, упоминается это удивительное сооружение. Церковь быстро становится местом паломничества, сюда стекаются толпы людей.
Вот с этой церковью связана еще легенда — легенда о короле Артуре. Отчёты аббатства гласят, что в 1190-м году здесь нашли могилу Артура и его жены Гвиневры. Два огромных саркофага были обнаружены вскоре после пожара, во время последовавшей за ним реконструкции, сопровождавшейся масштабными поисками. Рост мужчины составлял 2,25м.
Согласно средневековому преданию, останки короля Артура и прекрасной Гвиневры перезахоронили в гробах из чёрного мрамора. Надпись на кресте над могилой гласит «Здесь, на острове Авалон, покоится прославленный король Артур».
Церковь, построенная в XI-XII веках на вершине холма, не устояла перед землетрясением 1275 года. Позже храм отстроили заново, но в 1539 году он был разрушен в ходе печально известной церковной реформы, именно тогда был жестоко казнен последний аббат Гластонберийский.
Когда же по указу Генриха VIII монастырь был распущен, здания разобраны и разрушены, загадочная древнейшая библиотека была разбросана по окрестностям, а его земли конфискованы, город пришел в упадок. Только руины монастыря говорили о былом величии аббатства.
Мистика, связанная с монастырем Гластонбери, на этом не закончилась. В 1907 году, когда руины Гластонберийского аббатства были выкуплены государством, английский археолог и церковный архитектор Фредерик Блай-Бонд предпринял раскопки на территории монастыря.
Он хотел установить местонахождение и размеры двух когда-то существовавших там часовен: в честь Эдгара Мученика и в честь Божьей Матери из Лоретта. Никто не знал, где они раньше стояли и как выглядели, поскольку эти постройки лишь упоминались в ранних описаниях аббатства.
Так что у археолога не было отправной точки для раскопок, а поиски в старинных архивах существенных результатов не дали. Без конкретных сведений начинать земляные работы не было никакого смысла, и тогда Блай-Бонд в качестве эксперимента решил привлечь к работе своего старинного приятеля капитана Джона Бартлетта – человека незаурядного и загадочного, обладавшего феноменальными спиритическими способностями.
Капитан утверждал, что, погружаясь в транс, способен получать и фиксировать в письменном виде сведения из прошлых времен.
И вот 7 ноября 1907 года Блай-Бонд пригласил капитана в свою бристольскую контору, где и был произведен уникальный эксперимент. Архитектор попросил Джона взять карандаш, после чего сам слегка прикоснулся к его кончику и обратился к невидимому респонденту с вопросом: «Не можете ли вы рассказать нам что-нибудь о Гластонбери?»
Ответа не последовало. Отчаявшиеся друзья стали просто беседовать, как вдруг карандаш в руке капитана нацарапал неровную строчку:
«Все знания вечны и доступны искренним помыслам ума».
Приятели были удивлены и озадачены этим коротким посланием. Должны ли они сами искать ответ или продолжить задавать вопросы? Решили задавать. И получили разнообразные сообщения на латыни и староанглийском языке. Особенно важным было послание на латыни, которой пользовались много веков назад.
В нем говорилось, что часовню Эдгару Мученику воздвиг аббат Беер. Потом ее перестроили. После этого рука Джона стала медленно вычерчивать контурную карту верхней части аббатства. На схеме появилась странная по форме фигура. Инстинктивно Блай-Бонд почувствовал, что это один из объектов поиска.
Он спросил: «Не часовня ли это?»
Очень медленно, буква за буквой карандаш в руках капитана написал ответ: «Да, это часовня Эдгара Мученика, давно разрушенная и затерявшаяся. Вход через перегородку в заднюю часть алтаря, 5 футов, часовня тянется на 30 ярдов к востоку, кладка каменная, горизонтальная, свод веероподобный, окна с фрамугами и голубым стеклом».
Загадочный информатор из потустороннего мира назвал себя Гильельмусом Монакусом (Вильгельмом Монахом). Конечно, археолог мог бы отнестись к этим загадочным записям как к странной шутке. Однако дальнейшие события подтвердили всю серьезность происходящего.
Пользуясь указаниями загадочного монаха из потустороннего мира, рабочие вскоре раскопали в восточной части территории монастыря остатки сооружения протяженностью в 90 футов. Его местоположение полностью соответствовало с автоматической записью, продиктованной капитану Бартлетту.
Но была ли это часовня Эдгара Мученика?
Дальнейшие раскопки дали ответы на все вопросы. На остатках кладки были обнаружены метки каменщиков. Все совпало, тип веероподобного свода был именно таким, каким описал его медиум.
Затем рабочие откопали какую-то дверь с порогом, многоугольный алтарь и склеп. А вокруг валялись осколки голубого стекла, словно еще вчера тут бесчинствовали варвары, разрушившие аббатство.
После этой находки Блай-Бонда стали считать гением археологии. А он все тем же способом решил узнать местонахождение второй часовни. На этот раз он получил сообщения на английском языке начала XVI в. Раскопки подтвердили точность полученной информации.
Обращение друзей к автоматическому письму продолжалось в течение 10 лет. За это время они получили сотни подобных посланий, которые тщательно датировали и анализировали.
Поражала необыкновенная детальность информации - данные выдавались с точностью до дюйма. Это, вероятно, объяснялось тем, что информаторами были монахи, жившие долгое время в аббатстве.
Автором самой ранней записи в блокноте Бартлетта был некий Аскольд Саксонский. Он сообщал, что задолго до возведения аббатства на том же холме им был построен крепкий деревянный дом, вошедший позже в монастырские владения. В точно указанном месте и без особого труда обнаружились остатки деревянного сруба, скрытого от посторонних глаз каменной кладкой тысячелетней давности.
Власти были в восторге от деятельности удачливого археолога: Блай-Бонд совершил научный подвиг - обнаружил давно затерянное аббатство, открыл части уникальных сооружений, о существовании которых даже не подозревали! Однако позже властям стало известно, что Блай-Бонд прибегнул к столь сомнительным источникам информации как автоматическое письмо, существование которого никто не хотел признавать. И хотя заслуги археолога были общепризнанными, в 1922 году его отстранили от дел. Иные считают этот мистический случай, еще одной манящей и загадочной легендой, рожденной таинством башни Гластонбери.
В 1933 году, отстраненный от дальнейших исследований, Блай-Бонд написал книгу «Врата памяти». В своей книге археолог описал все послания загадочных информаторов - и проверенные им во время раскопок, и те, что еще предстояло проверить.
Проведенные впоследствии официальные археологические поиски остатков аббатства полностью подтвердили все то, о чем он писал. Так, что обвинения против него оказались несправедливыми, так же как и в отношении автоматического письма. Кстати, подобное явление - психографика - было давно знакомо ученым.
Правда, с научной точки зрения, человек, выступающий в качестве «приемника» потусторонних сигналов, смотрится неубедительно. Считается, что здесь слишком силен субъективный фактор, и поэтому невозможно точно определить адрес источника информации: то ли это наше подсознание, то ли «единое информационное поле», а может, все же загробный мир?
Это явление и сейчас покрыто мраком тайны, изучено недостаточно. Загадки феномена человеческого мозга, сознания, души не раскрыты еще до конца.
Спустя много лет снова на арену мистических действий выходит мифический Святой Грааль. В Британии чашу Святого Грааля принято называть колодцем Христа. С этим мистическим Колодцем Познания связаны странные происшествия, произошедшие с писателем Робертом Грейвзом. В XX веке поисками мифического Грааля занялся английский писатель Роберт Грейвз (1895-1985) - автор книги «Лунная Богиня», которая, по его собственному утверждению, была продиктована ему в 1944 году самой Марией Магдалиной. А еще она сказала ему, что Грааль будет найден в священной земле Англии, неподалеку от Гластонбери. Поскольку поисковая экспедиция требовала немалых денег, Грейвзу необходимо было выгодно издать свою книгу. И вот тут-то начались необъяснимые странности и ряд непонятных смертей. Первый издатель назвал труд Грейвза «околопоэтической трухой» и вскоре умер от сердечного приступа.
Другой как-то позволил себе заметить, что у Богини манеры девицы из вертепа, и неожиданно повесился, предварительно облачившись в женское платье.
Замечательный лирик Т.С. Элиот отнесся к труду коллеги более серьезно. В результате книга была издана приличным тиражом и моментально раскуплена. Сам автор получил престижную награду - орден «За заслуги». Ночью после банкета по поводу награждения поэту приснилась Лунная Богиня, которая несколько раз повторила, что является хранительницей чаши Святого Грааля.
Организованная Грейвзом экспедиция продлилась всего неделю. Поэта словно кто-то наводил на те места, где необходимо было копать. По легенде, Грааль должен был находиться в могиле короля Артура. Колодец же нашли совсем в другом месте, в 100 милях западнее от предполагаемого первичного захоронения.
Вот как описал свою чудесную находку сам поэт: «Хрустальная лиловая воронка колоссальных размеров совершенно пустая, но навевает впечатление, что наполнена густой кровью. Дыша испарениями колодца - ароматами меда и цветущего вереска - поневоле начинаешь понимать, что это совершеннейшее творение Всевышнего может и отвести безумие, и приблизить к нему, и привести смерть, и даровать бессмертие.
Но выше всего - прозрение. Соприкосновение с Граалем позволяет знать все обо всем, но знание это уносится легчайшим ветерком, как только в душе рождается иллюзия всеведения. Я не могу измерить время моего обладания Граалем».
Согласно современной уже легенде, Грейвз дал наказ землекопам засыпать колодец, чтобы он стал недоступен для других. Впрочем, и сам он потом утверждал, что не ведает, где находится это заветное место. Поэт прожил долгую жизнь. Умирая, он завещал, чтобы с его рукописями ознакомились только через пять лет после его смерти. Все ждали сенсации, но прочли вот что: «Мне нетрудно, ибо дары истины приходят свыше».
Таинственные руины аббатства и холм Святого Михаила до сих пор привлекают любителей всего магического и мистического. Количество легенд, связанных с этим местом, в наше время лишь выросло, а всевозможные экстрасенсы и специалисты по паранормальным явлениям исследуют холм. И бытует мнение, что это место, как и многие тысячелетия назад, является порталом в иные миры.
На холме Святого Михаила находится полуразрушенная башня, поражающая красотой – это все, что осталось от церкви Святого Михаила.
У подножия холма бьет источник, из которого вот уже две тысячи лет люди черпают воду, и который не иссякает даже в самую сильную засуху. Вода из источника считается целебной, а источник, как гласят предания, символизирует женское божественное начало.
Еще одной достопримечательностью считается местный боярышник, по преданию выросший из посоха Иосифа Аримафейского. Боярышник цветет дважды в год, один раз, как и положено, весной, а второй раз – на Рождество. Эта особенность сохраняется только в Гластонбери и в его окрестностях. Боярышник, выращенный из семян или побегов этого же подвида, что растет в Гластонбери, в другом месте цветет, как и все кустарники, только весной.
На вершине холма одиноко, но гордо возвышается удивительная башня. Стоит она вопреки всем ветрам, вопреки всем перипетиям ушедших времен, и это единственное, что осталось от первого христианского храма в Британии.
Старинная башня выглядит красиво и таинственно. Особенно в лучах заходящего солнца, просвечивающих сквозь ее каменные арки, башня Гластонбери кажется неким мистическим сосудом, вобравшим в себе яркий небесный свет и озаряющим с высокого холма затерянное во времени аббатство, которое до сих пор еще не до конца открыло все свои тайны…
Варвара КОРЯКИНА, г. Нерюнгри
Свидетельство о публикации №218120900725