Жизнь и life

ЖИЗНЬ И LIFE

   Новый роман Владимира Хохлева «Выборы-LIFE» еще потреплет вам нервы, уважаемый Читатель. О чем там речь? Да обо всем сразу – о выборах председателя правления писательской организации, об устройстве мира, о праведных и неправедных.
   Вы будете лицезреть встречи автора с Ангелом, его антипода – писателя Жерлова, соответственно, с Чертом (пишу обоих с заглавной буквы, коль у них паритет), вместе с автором вам придется возноситься под купол храма, присутствовать при опровержении всех физических, астрономических и социальных законов, в конце романа, у автора тоже вырастут ангельские крылья, в прямом смысле, как описано у Ходасевича: «…ангел в перьях».
По этим и по многим другим причинам данный роман может быть в раздражении заброшен вами, уважаемый Читатель в дальний угол, подобно петуху, что кукарекнул не вовремя, но, как петух же, он снова взлетит на ваш стол, ибо ему, роману, пора.
Кто-то скажет, что эта тема (выборы в писательской организации) интересна, да и то отчасти, разве что только самим писателям. Характеры и портреты в романе прописаны весьма узнаваемо, переписка с ними дается так досконально (просто скопирована из почтового ящика автора), что: во-первых, все герои тут же узнают себя, а во-вторых, роман будут читать еще и для того, чтобы угадать «кто есть ху». Постараюсь поспорить и с этим мнением.
Ваш покорный слуга тоже нашел себя среди персонажей этой истории, хоть и не имел и не имеет отношения к данной писательской организации. Поэтому, являясь существом почти мифологическим, позволю себе высказать несколько соображений.
Для чего люди пишут? Герои этой повести не задаются таким странным вопросом, они знают, что пишут они для того, чтобы состоять в писательской организации. На самом деле, вопрос этот крайне нехороший. Люди, задавшие его себе, порою впадают в беспокойство и депрессию, что очень опасно в писательском, суицидальном ремесле. Отразить Себя и Время? Благородная задача, потомки одобрят.
Литературного героя романа «Выборы-LIFE» Владимира Хохлева так же и зовут – Владимир Хохлев, герой похож на автора как две капли воды – «с благородной сединой и короткой бородкой», на фотографии так же кормит голубей и знает всю подноготную питерской писательской тусовки и прави-тельства Санкт-Петербурга, владеет каратэ, имеет за душой Академию художеств… Но ради чего все это написано? Ради собственного пиара? Пишет ав-тор о себе вполне комплиментарно, заодно вкладывает в уста своему лиргерою свои лучшие стихотворения, прямо как Б. Л. Пастернак for доктор Живаго (сейчас, говорят, модно русский язык английским разбодяживать). Впрчем… Вряд ли для пиара…
А может, автору было жалко пропадающих впечатлений, полученных в ходе действительно прошедших выборов в реально существующую писательскую организацию? Такой сюжет пропадает!
А у романа нет сюжета. Да и какой сюжет может быть у выборов? Что в ЗАКС, что в Думу, что на пост Председателя правления писательской организации, все одинаково: агитация, сманивание на свою сторону электората, вброс компромата, технические кандидаты, предвыборный психоз, во время которого всем участникам кажется, что именно здесь, именно в этот момент решается судьбы мира… ну, не мира, так страны нашей.
Стоп! А вот здесь надо задуматься. И в самом деле, что у нас, россиян, было и что осталось? Если верить старой дурашливой песенке: «… ракеты.. Енисей… в области балета»… Не много. Да и этого уже, признаться, почти нет. После затопления орбитальной станции «Мир», после проигранной космической гонки, когда американцы 4 раза (прописью для тех, кто не в курсе: шесть раз) побывали на Луне, про ракеты не будем. Про Енисей лучше тоже промолчать после аварии на Красноярской ГЭС. Ну, балет… Да что балет!
Впрочем, врет песенка. Мир нас ценил как раз не за это. Мир любил и помнил Толстого и Достоевского, Стругацких и Булгакова, Бродского… и многих других авторов. Была великая русская литература. Была. И сплыла. Почти три десятка лет оболванивания нации не прошли даром. Телевидение, «желтая пресса», цензура, резкое падение тиражей у литературных журналов… И вот результат: россияне перестали читать. Количество домашних библиотек сократилось до 3 процентов, Единый государственный экзамен окончательно добивает остатки всего думающего пишущего, читающего.
Вот поэтому герой повести «Выборы- LIFE» выходит на борьбу с хамовитым, почти выжившим из ума Жерловым как на последний бой.
Нужна ли ему эта должность? Есть ли в этой должности смысл - с творческой или меркантильной точек зрения? Вряд ли. Современные союзы писателей – смесь пишущей организации с инвалидно-похоронной командой. Давно ушли в прошлое хлебосольные рестораны Домов творчества писателей, обязательные издательские планы, места в президиумах и ордена по разнарядке. Писатели перестали быть номенклатурой. Остались у обломков прежних Союзов писателей только амбиции, тяга к элитарности и страстная, неистребимое желание вернуть все назад. Туда, в сталинский Союз Писателей! Где, как писал Виктор Некрасов в своем рассказе «Саперлипопет», по мысли Сталина у советских писателей будет военная форма, звания и, соответственно, приказы и взыскания. «Будет, обязательно будет! Вернут. Все признаки есть!» - думают они. И чтобы идеологически непроверенных – ни-ни! Не пущать.
Владимир Хохлев очень точен в описании психологии таких функционеров от литературы. Они могут затравить, они будут «не пущать», они сумеют затаить ненависть к чужаку на всю жизнь.
Автор этих строк, пройдя с десяток Всесоюзных писательских совещаний, активно публикуясь в журналах, издавая книги, получив за свою работу даже кое-какие литературные премии, не был принят в старый СП СССР только за безобидную шутку. Было большое, на разворот, интервью в газете. Корреспондент спросил: «Не пора ли вступать в Союз Писателей?» Ваш покорный слуга ответил: «Старик, только не для печати. Я считаю, что современный СП держится только за счет Литфонда. А его, я слышал, создавал Лев Николаевич Толстой с формулировкой «для малоимущих и многопьющих писателей». А я себя к таковым не отношу!»
Но интервью вышло вместе с этим пассажем, коллеги-журналисты посмеялись, собратья по перу надулись как мыши на крупу. И не стали «пущать». У меня хватило сил прожить еще три жизни: геофизика, эмигранта, журналиста. А кто-то, а их счет идет на сотни, на тысячи талантливых имен, - они так и сгорели от непризнания.
Сейчас, когда в государстве Российском разложилось по полочкам, мы оглянулись по сторонам и многие подумали: «Господи… Это что же мы опять нагородили?» На что надеяться? Какие такие сибирские полки в очередной раз спасут Россию?
Милиция? Армия? ВПК? Телевидение? Церковь? Как говорится, нажмите нужную кнопку (услуга платная).
Нация задыхается без национальной идеи. Ее невозможно «напиарить» из кабинетов власти, принять в третьем чтении в любом из законодательных собраний. Национальную идею может сгенерировать только русская литература. Но это должна быть настоящая литература, не глянцевое чтиво, литература независимая, честная и смелая.
Вот за такую литературу и бился герой повести Владимира Хохлева «Выбры-LIFE».


Рецензии