О мудрости. Из книги Мир твой, главы 4

1Х. О мудрости. (часть 1У «Бремя жизни»)из книги «Мир твой»

Не те ли это люди, на которых само ложится бремя духовного лидерства, о котором они и не помышляли? одиноки ли они? замкнуты? или активны в общении?
И сколько их, мудрецов? Наверное, их больше, чем можем мы предполагать, ибо они – неожиданны.
И всё-таки «сколько» их, скажем, в какой-то определённый отрезок времени?
Мудрость – это далеко не только «расчёт», и не только осторожность; мудрость – не «начитанность», не исключительное знание в какой-либо области, даже не основ «всех» наук, т.е. эрудиция. Само знание – лишь свет вокруг, но жизнь со всех сторон окружает далёкое или близкое Неизвестное, и оно – в нас самих: как мудрец «использует» всё, что дано Ему?  Ему? То есть, я как будто намекаю на то, что у этого человека  мозг «устроен» таким образом, что «питается» информацией откуда-то «сверху», как  «избранный»? нет, я так не думаю.
Я не думаю так, потому что мы ничего не знаем. Тайна это. Такая же тайна, какой является сущность человеческая вообще.
Мудрость – это ориентация сознания, это внутренняя свобода, которая подчиняет (вовлекает) не только знание, но и веру, интуицию… (!) Духовная свобода – это свобода мыслить не унижая, не подавляя материальное, телесное (?). Ведь примат духа над материей – это вовсе не окончательная победа идеального; дух ведь и не живёт КАК хочет, а живёт ГДЕ хочет
И в этом духовном напряжении далёкие понятия становятся зависимыми, близкими, всё пространство духовного становится бесконечно малым и бесконечно большим: каждая, строго сориентированная и привычная большинству людей, точка зрения становится принадлежащей теряюще многим координатам…          
Мудрость, как и поэзия, – кратчайшие расстояния между всеми понятиями.
Это максимальная открытость, но и максимальная защищённость (в отличие от поэзии).
Это, конечно, терпимость.
Это как бы донное течение реки – глубинное движение духовных сил народа – не общества! не государства!
Это самосохранение народа. Это самая скрытая пружина Неведомого движения (развития); она не на виду и редко-редко оказывается на острие общественных и межличностных отношений.
Это такая глубина твоего Я, которая резко объединяет тебя…с другими? С чем? С какими человеческими истоками?  Мудрость всегда вызывает силы,  стремящиеся к центру; мудрость  объединяет людей, потому что «исходит» из неприкосновенности личности, её права на непохожесть, права на своё Я, которое, в свою очередь, оказывается не всегда подчиняющимся именно «общественным» ценностям, но и не всегда  командным (!)
И всегда мудрость охватывает, прежде всего, нравственность: и подчиняет ей «всё» остальное?
Может быть, есть разные «виды» мудрости, и сама она более рассыпана среди людей по крохам, но как в золотоносной породе встречаются самородки, так и в жизни нашей проявляются люди с необыкновенной духовной силой
И, может быть, это и есть высшая нравственность, высшая духовная красота…
Кто знает?

а) спокойствие

Это возможность оценить ситуацию с максимальной объективностью, при которой могут быть  прочитаны и собственные чувства: что они для нас значат? Могут быть:  до какой степени могут быть осознаны чувства?
…теряем мы спокойствие намного чаще, чем осознаём об этом, и пытаемся выразить словами то или иное отношение, лишь приближаясь к истинному значению собственного чувства
Чувство – внутреннее переживание; внутренне переживать – значит, «иметь» внутри себя тот или иной образ и оценивать его (и образ, и оригинал образа). «Оценивает» Я с помощью мыслей (?)…
…оценивает ли Я с «помощью» мыслей? Но Я нужно  ещё «помочь» словами! Да к тому же, видимо, Я и рождается-то только вербально! (?)
Этот, совсем ещё неизвестный, механизм проявления сознания замечателен тем, что затрагивает несметное количество научных и философских проблем…
Чувство – от целого, от целостности; и то и другое (в силу сложности) как проблема даже не поставлена (строго научно).
Но мы не по частям воспринимаем внешний мир! не по частям мы воспринимаем другого человека! Поэтому и не можем «объективно» оценивать: не потому, что «субъект оценивает объект», а потому, что Я – вездесущая точка зрения, потенциально воспринимающая ВСЕ точки, и теряемся мы в них… Какой  (чей) язык описания «здесь» нужен? Не пропадём (исчезнем) ли мы тогда – будем «просто» детерминантами события?
А чувства возвращают нас к жизни! это они определяют её краски и звуки, её запахи, её ориентацию во времени и пространстве… Это чувства (!) и (что?) «самоидентифицируют» нас, т.е. рождают как мыслящих существ…
И быть спокойными?
В абсолютно относительном мире, однако, мы и жить-то не сможем (пропадёт «точка»), и, естественно, мы стараемся всё же оценивать всё вокруг как можно «объективнее»…
Поэтому, спокойствие нам необходимо, необходимо и в самых обычных, житейских ситуациях, и, тем более, в экстремальных. Диктат чувства над разумом недопустим, как и невозможен один диктат разума в наших отношениях: чувства и ум – живые составные нашего сознания, и их соотношение, увы, определяет иногда слишком жесткие (?) характеристики человека.  У иных «оптимальное» соотношение устанавливается уже в детстве, а иных оно непонятное, «не застывшее»  – непредсказуемое…
Какое же «спокойствие» нам необходимо? Иными словами, какая гармония между чувствами и разумом?
Знаем мы?

б) полнота

В конечном счёте, полнота – это сытость. Это «опережение» (?) тобой твоего же естественного развития «среды» – твоего окружения; поэтому вначале у тебя – иллюзия всеохвата, но вскоре ты начинаешь видеть застой, случайность; поэтому эта ситуация кажется тесной, ограниченной и даже скучной…
Полнота подготавливает твой протест (вообще протест), но и сама поглощается, «усваивается» развивающимся началом, ибо ты – открыт  всему  миру… Получается, что полнота – для кого-то, она «локальна»
Но необходима полнота! Как ступень, как (второстепенное?) условие для жизни, полнота духовная (может ли быть духовной полнота?), материальная, но она есть спасение от одиночества, недостатка ума (!), и потому пусть придуманная заполненность, ложная, пусть даже противная тебе (!), вынужденная (!!), но только прочь от одиночества, от осознания того, что у тебя слабый ум… Но полнота и энергична!
 Это искусственное…соединение? Это перечень выявленных (лучше – замеченных) тобой не связанных друг с другом фактов, предметов или событий…Это создаёт иллюзию осознания собственной необходимости: иллюзия возникает в силу «самостоятельного», от нас не зависящего, блистания подробностей окружающего мира… Фиксируя подробности, мы не улавливаем их взаимосвязей (вместе с собой): перед нами в лучшем случае просто «антикварная лавка», куда мы случайно зашли
Но всю сознательную жизнь мы будем именно стараться сделать этот перечень полнее (!), выискивая (подбирая!) в жизни примеры правдоподобной связи в данном перечне… И гордятся иные подобной коллекцией, по существу, собственных жизненных вех, задокументированных, тысячи раз пересказанных, и, оправдывая себя, свою жизнь, они видят в этом проявление Высшего смысла: укорять их? Нет, потому что другим, кто думает, что именно они видят целостность, а не полноту жизни, в сущности, нечего противопоставить, кроме собственного мнения; потому что истина в наших отношениях и находящаяся за пределами полноты, проявится уже после нас… И судьёй выступит совсем-совсем другое время, если и вообще оно настанет…
…жизнь вокруг взаимозависима и взаимоопределяюща, но для многих конкретных людей она – лишь перечень событий и фактов; и упрямые взгляды людей не только опережают, но и «отстают» от  естественного хода (истории), противоречат естественным взаимоотношениям между собой: можем мы их осуждать?
Нет. Потому что история наша зависит от нас, а не наоборот.
Но вопрос открыт: дворцы и хижины никто не отменял
(вставка от 2018 г) Мудро же сказано в Евангелии: «Ибо какая польза человеку , если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?» (Мф 16,26; Мк 8,36)

в) целостность

Можно дать определение целостности?
Может быть, это то (от атома до звезды, от самого простейшего организма до человека, от протовещества до «Сверхразума»), что охраняет себя во времени и проявляет себя как структура? Какая структура у вакуума? у Неумолимой Печати на всём, которая как только не называется человеком? и структура ли?
Это то явление, которое тайно движет тобой, всеми людьми, к которому сам ты давным-давно в стремлении, но которое неизвестно никому
Никто не знает, что это такое. Говорили, что Бог объединяет всех людей в единое целое, и что любой проступок наш осудится когда-то, т.е. целостность среди людей – вроде того, что охватывает человеческую сущность, человека как явление,  целостность (применительно к человеку) – это то, что управляет всем этим, что оставляет человека с необходимостью быть причастным ко всему тому, что происходит среди людей…
Целостность  у людей – через их моральные качества? какие? кто измерит их «вклад» в свободу человека? Кто скажет, что лучше для нас, например, – много полуобразованных людей или «мало» глубоко образованных? когда каждый человек проявлялся и проявляется как личность с глубочайшими взаимосвязями с другими людьми? Кто оценит эту моральную трагедию именно нашего народа в «нашем» ХХ веке, когда словно жестокая буря разметала все имеющиеся человеческие достоинства, оставив усреднённую, рабски-ожидаемую психологию? Какая у нас целостность победила (и «она», несмотря на возврат к общечеловеческим идеалам, всё ещё доминирует второе десятилетие и в новом, ХХ1 веке? Вставка от 2018 г. Даже гениальный А.Платонов, подчинив язык описанию этого ужаса, не охватил его полностью: Речь-то шла ни больше ни меньше как о масштабном расчеловечении…)?
Человеческая целостность – это то, что объединяет нас, что ведёт к развитию личности… Но сам человек лишь в ряду с необъятным многообразием живой природы (лишь «мыслящая тростинка»), и «сама» живая природа – «лишь» часть, может быть, и ничтожная, в пугающе безбрежной Вселенной: что целостность?
Мы не можем предположить хаос во всём: высшая упорядоченность доступного нам Мира убеждает. Как формируется порядок (космос)? Как он «дублируется» на разных уровнях и проявляется в разных структурах?
Одни вопросы… Но, всё же, мы едины, и обречены на стремление к единству, обречены памятью, всем своим внутренним  миром, своей природой, своими идеалами… Примат общего в каждом  из нас, проявляясь и в уродливых формах, в конце концов, пусть даже  только  высказанный кем-то (?), – должен сохранить нас, охранять нас
Иначе мы даже не канем в Лету, а просто сгинем


Рецензии