Шёл 1956 год. Репортаж

               

   Шёл 1956 год. Эшелон товарняка тянулся чрезвычайно медленно, больше стоял, чем двигался. Кормили два раза в сутки. Вчерашние молодые парни, а ныне солдаты от безделья пели хором популярные песни, или читали стихи, громко скандируя: "...и вы не смоете всей вашей чёрной кровью поэта праведную кровь!.." А сержанты (с образованием неполных четырёх классов школы) грозно орали: "Замолчать!" Им чудилась крамола, ещё бы: 50 молодых глоток орут что-то непонятное, причём так, что уши не выдерживают. Но не тут-то было: в разных концах вагона вновь и вновь слышались отрывки лермонтовского "На смерть поэта."
   Солдаты, в основном закончившие московские десятые классы, а в те времена в школах учили наизусть стихи классиков русской литературы, продолжали скандировать. Таким образом возникала конфликтная ситуация.
   Хотелось бы добавить пару слов о возникновении конфликтов.

   В жизни часто случается, что командуют люди, недостаточно образованные, или просто малограмотные, а их образованные подчинённые потихоньку подсмеиваются над начальством, но начальство чует интуитивно, где-то в подсознании, кто есть кто, и часто жестоко мстит "слишком грамотным“, под благовидным предлогом безжалостно увольняя, если речь идёт о гражданской службе, но если подобное происходит в армии, то последствия просто непредсказуемы.
   Но бывает и такое: шеф даёт задание своему подчинённому, а тот спрашивает: "А ты что будешь делать?" -Я должен перед тобой отчитываться? - гневно вопрошает шеф. Вот и готов конфликт.

   Наконец эшелон прибыл. Солдат высаживали прямо в степь, недалеко от Акмолинска, а дальше повезли на огромных грузовиках „Studebecker“*  американского производства, которые честно отслужили на фронтах минувшей войны, а теперь были брошены на целину, в казахстанские степи, в район города Атбасар. И там, возле крохотного аула, со всех сторон окружённого степью, солдаты натянули палатки, - это была импровизированная казарма.
   В ауле жили в саманных домax**  казахи. Чуть дальше была деревня, резко отличавшаяся аккуратными белыми домиками от серого мрачноватого вида саманных домов. В этой деревне жили переселенцы из Украины.               
             
   Началась работа. Cолдаты загружали зерном грузовики ГАЗ 51. Зерно было сложено на земле в виде длинных полос, так называемых буртов, каждый грузовик пятился задом к очередному бурту, подставляя свой кузов, а дальше солдаты забрасывали в него с помощью больших совков порции зерна.
   "Техника та ещё!" - слышались отдельные голоса, "На грани фантастики!“- вторили другие. Эх, где бы раздобыть транспортёр?“ - вслух мечтали иные. А ещё кто-то, забросив очередной совок зерна в кузов и расслабившись, промолвил:
   "Пообедать бы ещё разок..." И другие его тут же поддержали. Работа на свежем воздухе разжигала волчий аппетит.

   Борта грузовиков неплотно прилегали ко дну, и через эти щели зерно сыпалось на землю. Вдоль дорог всегда тянулись длинные кучки зерна. Невольно вспоминалась известная сказка "Мальчик с пальчик", хотя масштабы потерь зерна в тысячи раз превышали потери сказочных лепёшек.
 
  Бесконечная степь рaсстилалась вокруг палаток, в которых в тесноте размещались солдаты. Днём палило солнце, выжигая траву, а по ночам уже сильно холодало (ближе к ноябрю). Но в ночные часы гигантский купол над головой был покрыт таким количеством звёзд, которое в городе невозможно увидеть. 

   Как-то в послеобеденное время, воспользовавшись незначительным перерывом, солдат (назовём его Иванов) решил прогуляться в близлежащий аул, где жили местные. Казахи пригласили его в юрту. Иванов удивился, что там не было мебели, зато пол устилали роскошные ковры. Иванов сел вместе с хозяевами, поджав ноги, ему поднесли стакан вина, вкус был приятен, хозяин подливал ещё и ещё, в конце концов Иванов сильно захмелел.  А в роте его хватились, отправились на поиски. Поздно ночью  дневальный доложил сержанту, что Иванов явился, но ничего не соображает. Осталось загадкой, как он смог в темноте, будучи абсолютно под парами найти эту "иголку в стоге сена" - расположение воинской части.  Возможно, он ориентировался по звёздам, но это абсолютно невероятно.       


   На другой день последовало наказание: бегом всему взводу пять километров по раскалённой степи. Каждый бежавший проклинал Иванова, все понимали, что таков порядок: за одного наказывают всех. "Почему всех?" - думал каждый, - "я-то не виноват, меня за что?" Естественно, ответа не находили.
   Иванов был здоровый парень, у него было больше сотни прыжков с парашютом, таких уважают и побаиваются, но будь на его месте слабак, неизвестно, чем бы закончился этот эпизод. Запросто могли поколотить.
 
   В конце ноября пошёл снег. Степь поменяла жёлтый цвет на белоснежный, став ещё более красивой. И весь батальон, погрузившисъ на этот раз в нормальные пассажирские вагоны, вновь пересёк всю Россию, нo в обратном направлении. 
    Через две недели солдат выгружали в городе Никополь, где размещался воздушно-десантный батальон. Но солдат встречали пустые казармы. Солдаты второго (и третьего) года службы были брошены на подавление мятежа в Венгрии. Об этом можно прочесть в моём рассказе   "Десантники".


                Декабрь 2018    -oOo-


 

   *Реакцией на Германское нападение на Советский Союз 22 июня 1941 года была волна уважения и сочувствия американского народа к СССР, практически в одиночку противостоявшему нацистской агрессии. Решением президента Рузвельта с ноября 1941 года на СССР был распространён закон о ленд-лизе, в рамках которого в СССР стали поставляться американская военная техника, имущество и продовольствие. Грузовые автомобили „Studebecker“, поставляемые на основе указанного закона, оказали неоценимую помощь, также, как и тушёнка, спасавшая людей от голода.             
  На фото: Автомобиль Studebecker 1942 года, оснащённый лебёдкой. Передний и задний мосты ведущие.     (из интернета)               

  **Предшественник обожженной глины, саман представляет собой композитный материал – смесь земли, глины, песка, соломы и воды.    (из интернета) 



               


Рецензии