1000-летие крещение Руси

 
                Снова цветут каштаны,
                Слышится плеск Днепра...(из песни)

   Случилось это  на 1000-летие крещения Руси.
29 апреля 1988 года по телевизору показали встречу Михаила Горбачева - первого и единственного президента Советского Союза с патриархом Пименом и постоянными членами Синода в присутствии репортёров со всего мира в Екатерининском зале Кремля «в связи с 1000-летием введения христианства на Руси». Данная встреча послужила сигналом для партийных и советских органов, дозволяющим освещение празднования Юбилея, как общенационального мероприятия.
    В такой атеистической стране, как СССР, где церковь была отсоединена от государства, в стране безбожников, такое празднество казалось почти невозможным. Однако, отмечать тысячелетие собирались все зарубежные митрополии православной и греко-католической церквей, и проигнорировать это событие СССР не мог. Иначе Кремль продемонстрировал бы всему миру, что в Советском Союзе нет свободы совести.

   К тому же, уже на закате брежневской эпохи, советская власть стала более лояльной по отношению к церкви. Церковь выполняла роль миротворца в отношениях с капиталистическим миром. "Церкви доверяли на Западе, а партии и советскому правительству не доверяли".  Празднование юбилея начали в Москве, а затем в Киеве и других городах.

   Получилось так, что в этот год праздник Пасхи, как порой бывает, совпал с майскими праздниками. А майские праздники в стране под лозунгом "Мир, труд, май" - это целая неделя, а то и больше, в зависимости от календарных выходных. Ну не ехать же на столько дней на дачу. Весенний свежий ветер зовёт в дорогу, а не на грядки.
   А тут у мужа на работе подвернулась 10%-ая турпутёвка на эти дни в Киев. Это значит за путёвку платишь только 10% от её стоимости. Вот мы и поехали. А вернее - полетели с довольно большой группой туристов из нашего города. Буквально от аэропорта чуть ли не через каждые десять метров растяжки поперёк улиц "1000-летие крещения Руси". Естественно, что тематика наших экскурсий почти всё время была связана с посещением  православных храмов, коих в Киеве было немерено.
   Перед Пасхой во всех храмах не прекращаются службы и мы ежедневно попадали на службы в разные храмы. Вернее, мы попадали к концу служб, чтобы после ухода прихожан экскурсовод мог спокойно рассказывать нам о достоинствах очередного храма.

    Надо сказать, что внешняя красота храмов и их внутреннее убранство вызывало восхищение. Наблюдая это чувство из храма в храм, я начала понимать чувства князя Владимира, который выбирая государственную религию для Киевской Руси, из всех выбрал православие. Ни в исламе, ни у католиков, ни у  других, он не увидел столь высокопарной красоты и вдохновенных песнопений.

    Вот хотя бы Софийский собор - главный православный собор в Киеве.
Для тех, кто не в курсе, Софийский он не от имени женщины Софьи, принцессы Византийской, и не от имени города в Болгарии. София - означает Премудрость Божию. 
   Ярослав Мудрый отдал приказ о строительстве Софийского собора в одиннадцатом веке (1037 год).
   Киевский Софийский собор называют архитектурным чудом Европы.
Собор украшен двенадцатью куполами, восемь из которых впечатляют своей старинной сферической формой.Колокольня Софийского собора была построена по заказу гетмана Мазепы. До сегодняшнего дня сохранился колокол, отлитый также по его заказу, который находится на втором этаже колокольни и носит название «Мазепа».

   С одиннадцатого века в соборе сохранилась уникальная фресковая живопись и подлинные мозаики. Кроме того, туристы могут посетить гробницу Ярослава Мудрого, который покоится в этом храме. Саркофаг Ярослава Мудрого, в котором очень долгий период  находилось тело легендарного князя, открывался за всю историю четыре раза.
   Когда его открыли в последний раз, ученые были в шоке, потому что после исследования стало ясно: скелет принадлежал женщине. Есть предположение, что останки князя были вывезены в Штаты во время Второй мировой.
    В 20 веке нависла над древним храмом угроза его разрушения. В начале 1930-х годов советская власть приняла решение об уничтожении Софии. Однако вмешалась Франция, которая помнила о том, что королева Анна (жена Генриха I) была дочерью основателя храма Ярослава Мудрого.  Этот факт  не позволил уничтожить древний храмовый комплекс.

   В этот храм мы попали на Пасхальное богослужение,где я увидела патриарха, епископа Пимена на расстоянии вытянутой руки. Меня поразили его глаза! В то время он был уже старенький, его всё время поддерживали под руки служки. Особенно, когда он переодевался из одного в другое облачение по чину службы. Но глаза! Его бездонной синевы глаза были прозрачны, как безоблачное небо и смотрели кротко, как у ребёнка. Я тогда подумала:"Это не глаза руководителя церкви, это глаза Божия служителя."  Киев в православии занимает особое место, потому и Пасхальную службу в главном соборе вёл сам епископ. Это великая честь для храма и честь для служителя.
   Через два года, также в мае патриарх Пимен умер.


   Софийский собор - главный, но мне по душе Андреевский храм, что стоит над крутым берегом Днепра, на красивейшем Андреевском спуске, где родился и жил Михаил Булгаков.
   Стоит церковь над исторической частью города - Подолом. Она видна издалека и благодаря своему красочному облику является одним из наиболее заметных архитектурных произведений Киева.
    Проект Андреевской церкви создал знаменитый архитектор Растрелли, а первый камень постройки заложила сама императрица всея Руси Елизавета Петровна в 1744 году.
    По легенде, некогда на месте Днепра было море, но когда в Киев пришел святой Андрей и поставил на горе, где сейчас стоит Андреевская церковь, крест, то море ушло вниз и спряталось под горой. В Андреевской церкви нет колоколов, так как, по легенде, при первом же ударе колоколов вода проснется и зальет весь Киев.
    Именно эта церковь первой вспоминается в наших экскурсиях, связанных с 1000-летием Крещения Руси. Бывали мы и на Владимирской горке, откуда как на ладони видно Заднепровье - Дарница, и памятник князю Владимиру, и Подол, и современный      
монумент из платины "Родина - мать" в мемориале, посвящённом ВОВ.
(Сохранился ли мемориал сейчас?)  Осматривали памятник архитектуры красно-кровянного цвета, главный корпус Киевского национального университета. Заказчиком его строительства был сам Российский император Николай-1.
   
    Но в основе всех экскурсий были храмы. Порой по два-три за один день. Они уже путаться стали. Вечером не сразу вспомнишь, что за чем смотрели. Однако, Кирилловскую церковь запомнили. Из- за художника Михаила Врубеля.

    Прахов, преподаватель Киевского университета, искусствовед, в то время  занимался реставрацией Кирилловской церкви. Фрески, обнаруженные в церкви, решено было не консервировать, а обновить, то есть дописать утраченные фрагменты. Этим занимались местные художники, а за мастером, для задуманного Праховым новым иконостасом в византийском стиле, ученый отправился в Петербург. Там он и нашёл 28-летнего талантливого Врубеля. Привез его в Киев и поручил иконостас.
   В Кирилловской церкви Врубель написал пророка Моисея, композиции «Ангелы с лабарами», «Сошествие Святого Духа», в которой прототипами апостолов были киевские ученые и священники.
   Но главное, что молодой Врубель влюбился в жену своего работодателя.
Часто бывая в доме Праховых, Врубель был очарован хозяйкой — Эмилией Львовной. Своей сестре в письме он пишет, что встретил «чудесного человека». Он оказывает знаки внимания замужней даме, матери трех детей, надеясь на взаимность.
И вот он пишет алтарный образ Богородицы с Младенцем на руках. Однако, когда  работа появилась перед глазами публики, то публика застывала, узнав в ней черты Эмилии Львовны Праховой. Ее образ не забылся художником, свои чувства он выразил в иконе — своей прекрасной Мадонне.  Это был 1885 год. Прошло больше ста лет, а  Богородица с лицом возлюбленной Михаила Врубеля до сих пор восхищает людей!

 
  Ещё один прекрасный  собор, Михайловский Златоверхий.
С 1108 до 1113 года собор возводил внук Ярослава Мудрого — князь Святополк Шахтинец.
    Этот собор широко известен благодаря своим неповторимым мозаикам и фрескам. Никакие другие церкви города Киева не могут удивить туриста таким великолепием.

   Златоверхим собор назван не просто так. За всю историю каменного русского зодчества впервые купол собора позолотили. В соборе стали хоронить князей Киева, однако в середине тринадцатого века его ждало значительное разрушение из-за нападения орды. После этого собор несколько раз перестраивали.
Мозаики в Михайловском соборе изящно называют «мерцающей живописью». Они словно расплываются по стенам, обволакивают весь храм. Иногда кажется, что они немного блекнут, а затем вдруг вспыхивают яркими красками. Это красота не передается словами.

Я в церковь не иду искать Христа -
Христос живет во мне, я это знаю.
Его любовь я в сердце возгреваю,
Ведь без Него вся жизнь моя пуста.
(Б.Мычка)


     Все соборы Киева прекрасны, однако именно лавра удивляет туриста самыми ценными сокровищами: на приличной глубине под землей здесь размещены кельи, в которых более тысячи лет назад молились монахи. В этих же пещерах хранятся и мощи святых. В лавру за благословением приезжали Петр Первый, Николай Второй, Екатерина Вторая и многие другие монархи. Именно здесь создавалась легендарная «Повесть временных лет», которую изучают в школе.

   В ХІІ веке на той территории, где сегодня расположена Киево-Печерская Лавра, были леса. Люди жили разве что в близлежащих деревнях. Одному монаху, Илариону, хотелось уединения. Он ушел подальше от людей, выкопал себе пещеру и поселился в ней. А потом его выбрали киевским митрополитом и пещера опустела. Но прошло время и в пещерах был создан  Печерский (то есть пещерный) монастырь монахом Антонием, родом из Любеча, и его учеником Феодосием. Произошло это при Ярославле Мудром, в 1051 году. Это один из первых по времени основания монастырей Киевской Руси. Одна из важнейших православных святынь, третий Удел Божией Матери.
     Киево-Печерскую лавру можно назвать маленьким православным городком в центре большого города. Здесь 14 храмов, мужской монастырь, одна из первых на Руси типографий, 7 музеев, пещера с мощами святых и многое-многое другое. Монастырь обрел статус лавры в семнадцатом веке: это высший статус, который говорит о его бесспорной значимости.
     Мы ходили в Лавру два дня подряд. Один день в ближние пещеры, второй - в дальние. Описание того, что мы видели, займёт слишком много места. Скажу только, что мощи святых производят сильное впечатление.
    
    
    Сейчас вспомнился один случай. Мы стояли всей группой перед всадником на коне - памятником Богдану Хмельницкому, который подписал в своё время договор о вхождении в Российскую империю. И вот наш экскурсовод говорит об исторической дальновидности и правильности поступка Хмельницкого, а я в это время слышу у себя за спиной:"Смотри внучек на этого предателя своего народа. Продал нас русскому царю со всеми потрохами. Смотри и помни его предательство."(говорила женщина по украински, да язык-то понятный). Я обернулась. Вижу женщину лет 60-ти и мальчика лет  семи. Тогда я этому поразилась. Сейчас - нет! Было это подспудно давно, только в 2000-ые выплыло наружу.

     После пеших длительных прогулок по городу с экскурсоводом, возвращались мы голодные на обед. Обедали в ресторане, где в банкетном зале стояло два ряда сдвинутых столов. Один ряд для нас, другой занимали немецкие туристы. Не знаю, что им показывали и куда водили или возили, но  только за нашим столом всегда не хватало хлеба и мужчины требовали, чтобы принесли ещё. Зато за "немецким" столом  хлеб всегда оставался...

    Наше пребывание в Киеве подходило к концу и, конечно, мы хотели увезти в подарок настоящий Киевский торт. Но это оказалось проблемой. Настоящий фирменный Киевский торт надо было заказывать дней за десять, а мы спохватились чуть ли не перед отъездом. Выручил водитель нашего экскурсионного автобуса. Мы с одной землячкой собрали деньги со всех желающих, сколько сказано было и поехали с водителем в кондитерский цех. За три дня наш заказ был выполнен, хотя только наша группа взяла около сотни тортов!
   Смешно было в аэропорту, когда перед экраном монитора по транспортёрной ленте ползли вереницы тортов, связанные в стопки. Причём, глядя на их хозяев, я видела, что торты летят в Армению и Среднюю Азию, в Прибалтику и за Урал.
   Даааа, получается, что основной доход Киеву давал вкусный, фирменный Киевский торт...


(на фото Богородица Врубеля.)


Рецензии