Дилан и Высоцкий

В 2016 году большой приз Альфреда Нобеля по литературе получил, ни много ни мало, сам Великий и Ужасный Роберт Аллен Циммерман, известный среди широких слоев мирового народонаселения под именем Боб Дилан.
Премия ему была вручена с благодарной формулировкой «За создание новых поэтических выражений в великой американской песенной традиции».
Я по английский понимаю с трудом, разговариваю еще труднее и читаю с сурдопереводом, поэтому мне нелегко понять все те новые поэтические выражения, которые Боб Дилан внес в великую американскую песенную традицию.
Но, наверно он это сделал, даром Нобеля не дают.
Даром только пенделей дают,а Нобеля - ни-ни.
Так что Боб (всенаше) Дилан получил своего Нобеля и наверно долго чертыхался, думал что это шалости пранкеров.
В общем!
В свое время я читал переводы парочек его знаменитых текстов и могу сказать, что очень здорово. Представляю, насколько здоровее это звучит в оригинале.
Но вот что мне приходит сейчас в голову! Будь к Роберту-Бобу такое же недоброжелательное отношение со стороны власти предержащих, как в свое время это на своей шкуре почувствовал наш Владимир Высоцкий, вряд ли бы мир в полной мере был осчастливлен таким явлением, как поэт-песенник Боб Дилан.
Боб Диллан в первую очередь поэт, который исполняет свои творения под гитару и губную гармошку. По нашим меркам он бард, бард чистой воды. Музыкальная сторона его композиций не представляет особенной ценности, поверьте мне как родному. И как инструменталист-исполнитель он тоже далеко не Виктор Зинчук или даже не Дэвид Гилмор.
Тембр его голоса гнусавенький, не очень сильный, но запоминающийся.
Во всяком случае, вокальные данные Высоцкого, я считаю, намного мощнее, харизматичнее и богаче тембрально, хотя 300 миллионов американцев могут со мною не согласиться, но это их проблема.
Весь период своего творчества Высоцкий преодолевал сопротивление дурной власти. «Всю жизнь мою в ворота бью рогами как баран», говорил он в одной своей знаменитой песне, и сдается мне, говорил отнюдь не в шутейном ракурсе.
Я не скажу, что он был ох каким диссидентов, скорее он им не был. Он прекрасно видел весь бред социалистического правления и часто в легкой, иронической манере передавал это в своих песнях.
Но со знаменами на баррикады он не лез, листовки не расклеивал и идеологические поезда под откос не пускал.
Человек жил, работал, писал, пел, выступал и был дико любим народом.
И дурная власть за это его боялась.
Власть советская вообще боялась всех, кого народ любил не по их указке. Кобзона, Лещенко, Магомаева власть любить разрешала, потому что они исполняли строго залитованный репертуар, а Высоцкий, Галич, даже тишайший Окуджава, это было уже что-то не по ранжиру, из стройного ряда вон, и вызывало недовольство.
Диллан в начале своей карьеры написал и спел значительное число «протестных» песен с политическим подтекстом. И никто его не притеснял, никто не запрещал выступать, никто не ограничивал в денежных поступлениях.
Наоборот!
«Там» быстро увидели, что Боб Дилан, это курочка несущая золотые яйца и начали его подбадривать.
Тоже самое можно было сделать в СССР, на Высоцком власть могла заработать очень большие деньги, если бы с разумом организовала его концертно-творческую жизнь. Но ОНИ его боялись, хотя втихаря сами с удовольствием слушали его записи и иногда звали на свои корпоративчики.
Уверен, будь администрация страны умнее, видя какое сокровище оно имеет в лице Владимира Высоцкого, он бы мог прожить гораздо дольше своих 42 лет. Таких как Владимир Семенович Высоцкий, разумная власть должна холить и лелеять, со всеми вытекающими отсюда привилегиями.
На творческом небосклоне Боб Дилан и Владимир Высоцкий появились в одно и то же время.
С 1962 по 80 гг. Боб Дилан выпустил 18 студийных альбомов. За тот же период, при жизни Высоцкого было выпущено всего 7 миньонов, на каждом из них было не более 4 песен. В 1978 году совместно с Болгарией также был выпущен экспортный диск-гигант, в который вошли песни, записанные в разные годы фирмой «Мелодия», но так и не изданные.
Обидно, большинство песен Высоцкого остались записанными на любительских пленках, без должного качества и нормальной аранжировки.
И вот почему я завел об этом разговор, о Высоцком и о Дилане с его Нобелевской премией.
Я повторюсь, не знаю насколько поэтические дарования Боба Дилана соответствуют «новым поэтическим выражениям в великой американской песенной традиции», думаю, что соответствуют. Как только я подучу свой английский, я обязательно прочитаю Диллана в оригинале и смогу убедиться в данной формулировке.
Но вот что я точно знаю, поэтические мерки Владимира Высоцкого действительно соответствовали «новым поэтическим выражениям в великой русской песенной традиции».
И может быть, будь он сегодня с нами, мог стать лауреатом Ноб…
Ладно, это я мечтаю.
Все-таки люблю я сослагательное наклонение. Это наклонение фантазеров. А фантазеры, добрые люди, и их надо беречь.


Рецензии
Если бы Высоцкий встроился в систему, он бы не стал Высоцким.
Я, кстати, в Германии жил в одном доме с ВС. Правда, он в нем жил лет на пять раньше.

"передавал это в своих авторских песнях." Слово "авторских", наверное, лишнее.

Добра,

Сергей Воропанов   10.12.2018 20:05     Заявить о нарушении